Задания по теме существительное. Занимательный материал при изучении имени существительного. В форме какого падежа и числа в слове произносится Д

Индивидуализация обучения – важнейшее требование, предъявляемое к современной дидактической системе. Дифференцированные подходы в преподавании русского языка позволяют «оптимизировать фиксацию, накопление и передачу языковой информации» , организовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечить наилучшую скорость обучения, обратить внимание на личность обучающегося, развитие его индивидуальности. При этом именно изучение русского языка заслуживает особого внимания, так как «познание языка и становление личности – эти процессы имеют между собой глубинную связь» .

Современный педагог в ходе изучения каждой темы не должен ориентироваться на среднего ученика, и именно дифференциация и индивидуализация обучения помогут ему обратить внимание как на слабых, так и на сильных учащихся. По определению М.А. Брагиной, Н.А. Красс, «к сильным учащимся относят способных детей, которые легко и быстро усваивают изучаемый материал в максимальном объёме, без усилий овладевают формальными структурами, отличаются способностью к широкому обобщению материала, гибкостью мыслительных процессов, умением находить обоснованные способы решения задач и свободно переключаться с одной умственной операции на другую» .

При организации работы слабых учащихся индивидуальные задания нужны для повышения уровня их учебной мотивации и повышения самооценки. Особые же индивидуальные задания для сильных обучающихся, как мы уже отмечали, «не только помогут обучающимся проявить свои знания и практические умения, но и, проконтролированные перед всем учебным коллективом, нацелят более слабых обучающихся на регулярную упорную работу, покажут им, что язык не только сложен, но и очень интересен» .

Цель данной статьи – описать виды индивидуальных заданий более высокого (повышенного) уровня сложности по теме «Имя существительное» раздела курса русского языка «Морфология»; привести примеры заданий каждого вида.

Во-первых, помогут активизировать восприятие учащихся, актуализировать имеющиеся у них знания э вристические вопросы . Эвристическая беседа – вопросно-ответный метод организации учебного процесса, основанный на эвристике – способе анализа различных явлений и процессов, принятия решений, требующих находчивости, интуиции, развитого опыта, изобретательности, логики. Отличие эвристических вопросов от обычных состоит в том, что на них нет готового ответа в учебнике, и от учащихся требуются умения сопоставлять информацию, анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения и под. Е.В. Гетманская отмечает: «Чем более неопределёнными, общими или нетрадиционными по способам решения являются вопросы, тем более эвристичен их потенциал» .

Мы предлагаем использовать при изучении имени существительного следующие эвристические вопросы.

  1. Чем отличаются категории рода, числа и падежа существительных от аналогичных категорий имён прилагательных?
  2. Почему разряды существительных называются лексико-грамматическими?
  3. Какие ещё части речи имеют лексико-грамматические разряды? Назовите эти разряды.
  4. Почему в роде некоторых существительных наблюдаются колебания?
  5. Каково происхождение несклоняемых существительных? Почему они не склоняются?
  6. Как вы думаете, несклоняемые существительные могут стать склоняемыми?
  7. Обязательной ли грамматической категорией в системе языка является падеж?
  8. Есть ли языки, не имеющие падежа вообще? Почему?
  9. Почему некоторые падежные формы называют омонимичными? Зачем нужно уметь их различать?
  10. Чем отличается система склонений, описанная в школьном учебнике, от системы, описанной в других источниках?

Второй предлагаемый нами вид дифференцированных заданий повышенного уровня – индивидуальные карточки . Использовать их можно параллельно с выполнением других заданий другими учащимися, к примеру, во время устных монологических ответов, работы по учебнику, проверки домашнего задания и т. п. Два варианта выполнения индивидуальных заданий – на месте и у доски. Первый более предпочтителен с точки зрения экономии времени, второй позволяет в ходе дальнейшей совместной проверки привлечь к заданию весь учебный коллектив.

Главное условие при подготовке заданий по теме «Имя существительное» – грамотный подбор языкового материала, включение в задание слов, позволяющих максимально раскрыть тот или иной аспект темы. Кроме того, необходимо нацеливать учащихся не только на выполнение задания, но и на объяснение своих действий, своего выбора.

Приведём примеры заданий.

Задание 1. Распределите существительные по столбикам в соответствии с родом. Объясните, как определяется у них род: ансамбль, аспирантка, бой, борщ, время, гараж, герой, грач, депо, диплом, животное, жюри, землетрясение, земля, имя, какао, картофель, кофе, лебедь, леди, медаль, Миссисипи, млекопитающее, молодёжь, насыпь, невежда, неженка, пламя, плащ, площадь, помощь, промышленность, равенство.

Задание 2. Определите род существительных, объясните: рагу, радио, революция, рояль, рукопись, санаторий, свобода, Сочи, союз, страна, стипендия, судья, такси, тень, Токио, Туапсе, фестиваль, фламинго, хрусталь, чудовище, шалунишка, НИИ, ЦСКА, РЯШ .

Задание 3. Определите род имён существительных, объясните: кофе, неженка, тюль, толь, ручей, рояль, путь, фамилия, прорубь, дитя, бремя, щупальце, лебедь, ботинок, мозоль, карусель, бредни, сельпо, МВД, гусли, человек, лаборант Светлова, щи, кимоно .

Задание 4. Определите род имён существительных, объясните: ябеда, чистилище, человечище, шампунь, студень, хлебушко, умница, сель, самбо, Ротару, редкость, пароль, брызги, невежа, Кюри, какаду, картофель, бри, миндаль, дробь, гарь, НКВД, происки .

Задание 5. Определите род имен существительных, объясните: заявление, фамилия, расписание, материя, доктор, Альпы, сирота, ООН, домище, тюль, стремя, умница, именины, ваниль, купчина, толь .

Задание 6. Определите род имен существительных, объясните: молодёжь, карамель, бинокль, сливки, растяпа, мозоль, жарища, туфли (образовать ед. ч.), какао, кофе, шампунь, дедушка, солнышко, домишко, происки, ОРТ .

Задание 7. Определите род имен существительных, объясните: дрожь, выскочка, полюшко, шашки (игра), тюль, ваниль, мозоль, время, дитя, бюро, кашне, Батуми, ОРТ, денди, веретено, размазня, столбище, донышко, сумерки, толь, вуаль, стремя, фиаско, Сочи, информбюро, АЧГАА, мисс, кофе.

Задание 8. Распределите существительные на имеющие коррелятивные формы числа и не имеющие таких форм: земля, влага, ветер, облако, качели, солнце, пар, утро, речка, туман, гусли, игры, волна, бугор, консервы, дымка, дерево, крыша, дом, коньки, сарай, дробь, трава, ходули, куранты, роса, степь, пырей, колено, запах, вечер, хутор, носилки, томление, девушка, стена, яровые, всходы, родина, дело .

Задание 9. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: бард, бюро, Вера, вера, вероятность, гуашь, гурман, Дина, динар, ёж, ежевика, жалость, вода, человечество, зависть, зебра, железо .

Задание 10. Определите лексико-грамматические разряды имён существительных: цветок, цветение, помидор, молоко, учительство .

Задание 11. Определите лексико-грамматические разряды существительных: Валентина, ум, умница, «Комсомольская правда», дождь .

Задание 12. Выделите суффиксы форм оценки, определите род существительных: колечко, платьице, письмецо, пиджачишко, пальтишко, делишки, домишко, золотишко, комнатушка, сараюшка, городишко, штуковина, молодчина, рыбина, обувка, тараканище, пылища, столбище .

Задание 13. Употребите слова как разные части речи, назовите процесс: рабочий, мороженое, раненый, ничья, взрослые, домашние, прошлое, русский, страшное .

Задание 14. Употребите слова как существительные и как прилагательные, назовите процесс: служащий, будущее, молодые, дежурный.

Задание 15. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): инженер, кошка, купечество, обидчик, выключатель, насекомое, дитя, честность, дорога, рабочий, птенец, полк .

Задание 16. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные (запишите в 2 столбика): профессура, толпа, физик, физика, шляпа, щенок, язык, киевлянин, комар, громила, группа .

Задание 17. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Горемыка, долина, проныра, невежда, выскочка.

2. Днище, домище, плечище, детище, болотище.

Задание 18. Какое слово в каждом из данных рядов «лишнее»? Почему?

1. Жниво, домишко, яблоко, гнездо, веко.

2. Недотёпа, злюка, воевода, сластёна, растяпа.

Задание 19. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Плеск утих, говор умолк. 2. Домашний доктор давал ей рыбий жир, потом железо. 3. Другие сильнейшие узы привязывали его к Парижу. 4. Снетков вошёл, и дворянство окружило его. 5. Затем графиня рассказала о неприятностях и кознях против дела соединения церквей .

Задание 20. В одну колонку выпишите имена существительные, имеющие форму обоих чисел, в другую – существительные singularia tantum, в третью – существительные pluralia tantum: 1. Солдатская молодёжь была бледна и растерянна. 2. В сумерках и румяна красоты не прибавят. 3. Снег бывает как величайшая редкость и тает очень быстро. 4. Мальчики играли в казаки-разбойники, а девочки – в дочки-матери. 5. Связь эта утвердилась ещё больше во время студенчества Левина .

Задание 21. Определите тип склонения существительных: дубрава, стремя, аплодисменты, заведующая, расист, княгиня, растяпа, предстудкома, бахча, путь, кассирша, ночь, Александрово (село), свекровь, нож .

Задание 22. Определите тип склонения существительных: ворота, Ильин, кино, неряха, кофе, чай, тюль, мозоль, ЗПУ, семья, дитя, шахматы, комсомол, насекомое, декольте .

Задание 23. Определите тип склонения существительных: девочка, будни, жюри, соловей, невежа, бремя, ЗПУ, путь, насекомое, ночь, передняя, Черных, вожатый, ссора, какао, гений, сирота, семья, рабочий, УНТ, дитя, шахматы, указание, дочь.

Задание 24. Определите тип склонения существительных: аудитория, гараж, мошкара, вальс, ломоть, грипп, будущее, инициалы, туш, тушь, цитата, время, вуз, эскимо, дитя .

Задание 25. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: атташе, миледи, шоссе, фламинго, Хоккайдо, МГУ, маэстро .

Задание 26. Определите род несклоняемых существительных. Употребите их с прилагательными: резюме, протеже, Осло, пани, метро, колибри, Баку .

Задание 27. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – А ларчик просто открывался. 2. Она хвалилась, что хочет море сжечь. – Море не горит .

Задание 28. Определите падеж омонимичных форм. Объясните: 1. Увидеть уши осла. – Заметил осла вдали. 2. Протрите стекло влажной тканью. – Стекло сверкало чистотой .

Задание 29. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): батарея, Сергей .

Задание 30. Употребить слова в различных падежах (Д., Р., П.): Василий, расстояние .

Задание 31. Определите падежи и их значения: Дорисовать картинку, кусочек мела , разговор подруг ; Лес – это спаситель Земли ; мечтать о победе ; Сережке что-то почудилось, интересоваться математикой .

Задание 32. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление, думать о брате, закалка младшей сестры ; Эта семья – образец для подражания; ждать месяц, посылка бабушке , любуется закатом, изучается студентами .

Задание 33. Определите падежи и их значения: Рассмотреть заявление . Заколка младшей сестры . Эта семья – образец для подражания. Ждать месяц . Изучается студентами . Дорисовать картинку . Кусочек мела . Лес – это спаситель Земли. Серёжке что-то почудилось. Встретимся в парке .

Задание 34. Выполните морфологический анализ имени существительного: По ночам 3 мне не хочется спать.

Задание 35. Выполните морфологический анализ имени существительного: В Петербурге 3 мы встретимся снова.

Задание 36. Выполните морфологический анализ имён существительных: В Антарктиде 3 льдины землю 3 скрыли… .

Способствуют актуализации внутрипредметных связей , организации повторения такие индивидуальные карточки, в которых сочетается новое задание с повторением. Главная цель внутрипредметных связей, как отмечает Л.Н. Савина, формировать у учащихся «умения обобщать и сопоставлять различные явления и факты» .

Примеры заданий:

Задание 1. Разграничьте грамматические формы существительного и родственные слова: минута – минутка, минуточка, минутный, к минуте, ежеминутный, минуты, минутами, минутно, поминутно, минутами, о минутах, минутками, ежеминутно .

Задание 2. Выполните словообразовательный анализ имён существительных: разносчик, СССР, Госплан, перевыборы, безрукавка, баснописец, старший, побережье, животновод, заезд, служащий, чернослив, вагон-ресторан, зам .

Задание 3. Выполните словообразовательный анализ существительных: расчет, хождение, пятилетка, контрнаступление, профком, бездорожье, мороженое, казачество, перепись, зарплата, Закавказье, газопровод, вожатый, антимир.

Кроме того, очень эффективны комбинированные задания , призванные интегрировать знания учащихся из различных областей филологии:

Задание 1. Выпишите существительные из стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», определите их лексико-грамматические разряды, род, число, особенности этих категорий, разберите их по составу; определите все части речи в этом стихотворении.

Задание 2. Скажите всё, что можете, о слове с точки зрения различных наук: лексикологии, стилистики, фонетики, фонологии, графики, орфоэпии, орфографии, грамматики: К чему нарушать очарование ? (А. Грин)

Задание 3. Определите часть речи каждого слова, назовите критерии, по которым вы определили: Она шла, не замечая, что солнце давно скрылось… (И.С. Тургенев).

Задание 4. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К.Г. Паустовский).

Задание 5. Определите грамматическое значение всех словоформ (слов) в предложении, укажите средства (основные и дополнительные) и способ выражения каждого из грамматических признаков: Я не помню утра более голубого и свежего! (М.Ю. Лермонтов).

Задание 6. Определите в стихотворении (первом четверостишии) А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» часть речи каждого слова, согласно школьной грамматике. Какие отличия наблюдаются с точки зрения различных учёных?

Задание 7. Образуйте парадигмы слов, определите количество словоформ и тип каждой из них: мой (мест.), молоко, дерзить (настоящее время), красный, четыре, весело (нар.).

Итак, использование индивидуальных заданий повышенного уровня, предназначенных на более сильных по сравнению с основным учебным коллективом учащихся, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения, дают возможность учащимся получить и закрепить знания более высокого уровня, активизируют их и мотивируют сознательное и заинтересованное обучение. Среди заданий повышенного уровня выделяются эвристические вопросы и индивидуальные задания, в том числе комбинированные и актуализирующие внутрипредметные связи.

  • Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 69-73.
  • Савина Л.Н. Реализация внутрипредметных связей в процессе изучения литературы в школе: современная проза и традиции русской классики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Т. 62. № 8. С. 165-169.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Елена Лебедева
    Занимательные игровые задания по русскому языку

    Занимательный русский язык .

    1) Игровые задания , направленные на отработку орфографических норм.

    Игра «Словарное лото»

    Каждый ребенок получает карточку, на которой написано 8 словарных слов. Учитель или ученик достает из коробочки карточки и читает слова. Ребенок, у которого есть такое слово на карточке, закрывает его фишкой. В конце игры выявляем победителя, т. е кто первый из детей закрыл слова. Затем учитель дает задание : списать слова, выполнить взаимопроверку, поставить оценки друг другу.

    Карточки для игры

    весело огурец

    собака овощи

    магазин топор

    берёза урожай

    быстро огурец

    молоко ученик

    магазин учительница

    берёза машина

    Игра «Мягкая посадка»

    При отработке какой-либо темы или орфограммы эта игра побуждает интерес, активизируя весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово или вопрос прозвучит. Например, изучается тема «Правописание безударных гласных» . Учитель бросает мяч и называет слово «земляной» . Ученик ловит мяч и называет проверочное слово «земли» . Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием , продолжает стоять и пытается исправить положение.

    Игра «Я работаю волшебником»

    Ребята получают задания : превратить имена существительные в имена прилагательные женского рода единственного числа.

    Стол – столовая

    Мебель – мебельная

    Диван – диванная

    Такая игра проводится в парах. В конце игры подводятся итоги, выявляют пары – победители – волшебники, которые не только правильно образовали слова, но и написали их без ошибок.

    Игра «Кто быстрее?»

    Переставьте слоги местами. Запишите полученные слова, разделите их на слоги.

    Качай чайка

    Камыш мышка

    Навес весна

    Рано нора

    Наши шина

    Насос сосна

    2) Игровые задания , направленные на отработку орфоэпических норм.

    Игра «Составь текст и озвучь его»

    Учащимся предлагается набор из слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. Пример : даны слова – километр, шофёр, центнер, крапива, свекла, сантиметр.

    Игра «Пригласите друга на обед»

    Ученикам предлагается список меню обеда, на который необходимо пригласить друга. В меню, конечно, записаны слова : щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот, тефтели. Детям необходимо обратиться к друзьям, зачитав им меню без ошибок. Можно обыграть ситуацию встречи друзей.

    Игра «Конкурс дикторов» .

    Учащимся необходимо прочитать предложенный текст, обращая внимание на выделенные слова. «Для мониторинга и контроля должна быть создана группа надзора. Предполагается, что она будет сформирована в период с 3 – й декады текущего месяца до конца квартала».

    3) Игровые задания , направленные на развитие речи.

    Учащимся 1 класса очень полезны такие игры, т. к. как они развивают речь, познавательный интерес, воображение, моторику рук.

    Игра «Запишем сказку»

    Учитель читает детям сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно : практически у всех детей связный пересказ вызывает трудности. Успокойте ребенка и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку можно с помощью картинок. Дети рисуют на листочке несколько квадратов. Вместе с детьми вспоминаем, о чем говорилось в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате рисуют девочку около домика. Затем так же рисуют продолжение сказки. Учитель помогает делить сказку на смысловые части.

    В результате дети зарисовывают в картинках весь сюжет и пересказывают сказку по своим иллюстрациям.

    Игра «Давайте сочинять!»

    Предложите детям сочинить сказку. Определите тему – придумать сказки о зайчиках. Затем обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке : он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику, зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу? Через несколько минут дети рассказывают сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная сказка.

    Игра «Волшебный лес»

    Каждый участник игры получает лист бумаги и карандаши. На листе выполнены незаконченные изображения (см. далее) .

    Детям необходимо нарисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. Затем рассматриваете рисунки, слушаете истории и отмечаете наиболее полные, оригинальные.

    Игра «Дополни слово»

    Ведущий называет часть слова (кни.) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (. га) .

    В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

    Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов : а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, с

    Назвать слова, противоположные по значению : Тонкий - Острый - Чистый - Громкий - Низкий - Здоровый - Победа - и т. п.

    Игра «Кто больше?»

    Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

    Например : ФОТОГРАФИЯ – риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т. д.

    Добавлять другие буквы воспрещается!

    Можно использовать и другие варианты :

    Предлагается слово-корень : стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например : ДОМ – домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

    4) Игровые задания , направленные на систематизацию знаний о частях речи.

    Игра «Домино» (по теме «Глагол» )

    Каждый участник игры получает карточку, которая разделена на две части. В одной части написано начало правила или формулировка вопроса, на другой продолжение ответа. Дети должны соединить по принципу домино все карточки.

    Какие суффиксы имеют глаголы в прошедшем времени перед суффиксом -л-? Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам.

    Чем чаще всего выражен глагол в предложение? Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени?

    Какое окончание имеют глаголы II спряжения? В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

    Игра «Зебра» (по теме «Имя существительное» )

    Игру можно проводить в группах. Каждая группа получает полоски бумаги белого и черного цвета. На белых полосках написаны вопросы по теме, а на черных детям необходимо записать ответы. Чередуя полоски между собой, дети составляют рисунок «зебры» . Побеждает та группа, которая быстрее всех и правильней запишет ответы на вопросы.

    Игра «Собираем урожай» (по теме «Имя прилагательное» )

    Эту игру можно проводить в конце урока или в конце изучения данной темы. Учитель раздает детям картинки яблок, груш, слив, вишен, абрикосов (можно по несколько штук каждому ребенку, на столе стоит корзина. Предлагает детям : «Давайте соберем урожай. Надо сформулировать правило по теме «Имя прилагательное» и опустить картинку в корзину. Формулировки правил не должны повторяться. Давайте посмотрим, кто больше всех положить фруктов и ягод в корзину».

    Игра «Чистая доска»

    Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах доски записывают вопросы, которые могут выражены как в обычной форме, так и схемой. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре : «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моём объяснении. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте правильный ответ на него, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

    Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование : «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием .

    5) Лексико-фразеологические игры.

    Игра «Собери, объясни, докажи»

    Игру можно проводить как индивидуально, так и в командах, группах, в парах. Детям предлагается набор слов на полосках бумаги. За определенное время необходимо составить фразеологические обороты, объяснить смысл, привести пример из жизни, или литературного произведения. Например : КАК, МАКАР, СВИСТИТ, НА ЯЗЫКЕ , ВЕТЕР, ВЕРТИТСЯ, В КАРМАНАХ. В РУКАВИЦАХ, КАНУЛ, ТЕЛЯТ, В ВОДУ, НЕ ГОНЯЛ, ЕЖОВЫХ.

    Игра «Угадай-ка!»

    Учитель бросает мяч ребёнку и называет фразеологические обороты. Ученики ловят мяч и объясняют значение. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

    Например : кожа да кости – худой; дырявая память – забывчивый; на всех парусах – быстро. Перемывать косточки – обсуждать; хоть кровь из носу – обязательно; рукой подать – близко; как рыба в воде – уверенно.

    Игра «Наоборот»

    Эта игра аналог предыдущей, только наоборот. Учитель называет детям слова, а ребята должны заменить фразеологическими оборотами.

    Например : метко – не в бровь, а в глаз. Неожиданно – как снег на голову. Тесно – негде яблоку упасть. Темно – хоть глаз выколи.

    Игра «Аукцион»

    В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

    Например : покупать кота в мешке, всяк кулик свое болото хвалит, мартышкин труд, брать быка за рога, комар носа не подточит.

    6) Существует еще один вид игр, отличительным признаком которых является внешние правила. Их называют тренинговыми. К ним относятся :

    1) настольные игры; (домино, лото) ;

    2) игры на основе заданного алгоритма (ребусы, кроссворды, шарады, головоломки) .

    Педагогами и психологами доказано, что составление интерактивных игр самими детьми способствует не только лучшему усвоению учебного материала, но и развитию письменной речи, систематизации знаний по темам, развивает внимание, мышление, умение выделять основное, развивает познавательную активность

    На уроках можно предложить детям решение кроссвордов, составленных как учителем, так и детьми.

    По теме «Имя существительное» 3-й класс

    По теме «Местоимение» 3-й класс

    Упражнение 1.

    Прочитайте текст и выполните задания.

    С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.

    Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии - уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.

    Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий - переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.

    Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает б?льшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.

    (По материалам энциклопедии «Русский язык»)

      Выпишите из текста имена собственные.

      Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.

      Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.

      Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.

      Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.

      Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.

      Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.

      Сделайте морфологический разбор указанных слов.

    Упражнение 2.

    Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме. Заполните таблицы примерами из текста.

    Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает. Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ . У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ . Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________. Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить. Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

    Морфологические категории имен существительных

    Склонение имен существительных

    I склонение

    II склонение

    III склонение

    Одушевленные

    Неодушевленные

    Мужской род

    Женский род

    Средний род

    Тест по теме "Имя существительное"

    1. В каком ряду все слова являются именами существительными?

    А) растение, трое, возгорание, поле

    Б) каре, тире, варьете, вместе

    В) натрий, карий, алюминий, всякий

    Г) манго, облако, древко, повидло

    2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

    А) буйвол, воробей, зверь

    Б) народ, труп, студенчество

    В) робот, покойник, туз

    Г) черт, эгоист, леший

    3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?

    А) зрение - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения

    Б) росток - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения

    В невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

    Г) человек - существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

    4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, и ночь , и звезды , и луну?

    А) рощи - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

    Б) уединенье - существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

    В) ночь - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе

    Г) звезды - существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

    5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человека помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ?

    А) интерес - существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим

    Б) портретистом - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

    В) Репину - существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

    Г) человека - существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

    Творческие задания по теме:

    «Имя существительное»

    Вопросы:

      Что называется именем существительным?

      Какие бывают имена существительные?

      Как изменяются имена существительные?

      Три склонения имён существительных?

      Падежи имён существительных (вопросы, предлоги, особенности)?

      Как определить падеж имён существительных?

      Падежные окончания имён существительных 1 склонения?

      Падежные окончания имён существительных 2 склонения?

      Падежные окончания имён существительных 3 склонения?

    1 вариант:

      Спиши:

    Весной около дороги ребята нашли черепаху. Солнце разбудило её от спячки. Она с трудом шла по дорожке. Ребята порадовались находке.

      Найди в тексте слово, которое подходит к схеме:

    Бросили (дорога), работал (охранник), гуляли (лес), жил (Олег), читать (журнал), ехать (поезд), слова (песенка), рассказала (праздник).

    2 вариант:

      Спиши:

    Мы шли по дорожке к роще. На опушке рощи было много лесных ягод. Вот к берёзке подлетели сороки. Дятел застучал клювом по осинке.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу в первом предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).

    3 вариант:

      Спиши:

    На верхушке ёлки Кирилл и Геннадий укрепили звезду. От веточки к веточке потянулись золотые паутинки. Ёлка ожила, засветилась миллионами огней.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Подъехать (вокзал), снять (яблоня), смеяться (радость), плыть (море), шёл (тропинка), живёт (город), вместе (подруга), сидел (кресло).

    4 вариант:

      Спиши:

    Из деревни по дороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинке. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела группа ребят.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подбери из текста слово к схеме: Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Смотреть (книга), рисовать (альбом), дружить (Ольга), приехать (тётя), лежать (песок), увидеть (ворота), позвать (класс), петь (весна).

    5 вариант:

      Спиши:

    В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать серёжки у ольхи. Он подхватывает пыльцу. Пыльца летит по всему лесу. Солнце освещает яркие и пушистые цветы.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Составь схему последнего предложения. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Лежал (печь), держала (книга), подошёл (сторожка), подружилась (одноклассница), висели (дуб), смеялись (радость), сделал (поделка), думал (подарок).

    6 вариант:

      Спиши:

    Тяжелеют кисти у рябин. Я долго бродил по лесу и вышел на поляну. Там возвышалась большая копна сена. Я лёг в душистое сено, дышал запахом травы, смотрел на облака.

      Определи падеж имён существительных. Выпиши 5 слов с различными орфограммами. Подчеркни грамматическую основу во втором предложении. Укажи части речи. Из данных слов составь и запиши словосочетания с подходящими предлогами. Укажи падеж и склонение имён существительных.

    Работать (порт), писать (дедушка), стоять (дом), следить (речь), выбежал (дубрава), попросил (учительница), увидела (киоск), нашла (сумка).

    Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

    Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

    Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

    Ход урока
    Вступительное слово учителя:
    - Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

    Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
    Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
    - Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

    Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

    Правила лингвистического турнира.
    1) Своей команде помогай,
    Другим командам не мешай.
    2) Настойчив будь, но не спеши.
    Своим ответом не смеши.
    3) Гордись успехами своими
    И уважай успех других.
    4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
    Зазнайства это палачи!
    Всё усвоили?
    Вперёд,
    Любознательный народ!
    Будет турнир занимательный,
    Слушайте задания внимательно,
    А кто уснёт, -
    Тот ни с чем и уйдёт!

    1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

    • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
    • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
    • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

    2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
    *** Лежал, лежал
    Да в реку побежал. (Снег)
    *** Не живое,
    А на всех языках говорит. (Эхо)
    *** День и ночь стучит оно,
    Словно бы заведено.
    Будет плохо,
    Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
    *** За тобою он плетётся,
    Хоть на месте остаётся. (След)
    *** Зверь я горбатый,
    А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
    *** Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадёт.
    И никуда я не иду,
    Пока он не пройдёт. (Дождь)
    *** Круглые глаза мигают,
    Хищный клюв - всегда крючком.
    По ночам она летает,
    Спит в дупле погожим днём. (Сова)
    *** И в дождь, и в зной
    Надёжный друг
    Укрыться нам поможет:
    Протянет он десятки рук
    И тысячи ладошек. (Дерево)
    *** Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнёт -
    В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
    *** Какое домашнее животное любит
    Смотреть на новые ворота? (Баран)
    *** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
    *** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
    *** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
    *** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
    *** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

    3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

    • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
    • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

    Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
    (Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

    4. «Аукцион» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием.
    Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

    Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

    • ФИО известных писателей;
    • ФИО известных композиторов;
    • ФИО известных художников

    (За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

    5. «Бумеранг» (слайд №2)
    А) Знакомство с понятием
    Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

    Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

    • Жюри (строгое)
    • Кольраби (вкусная)
    • Шимпанзе (весёлый)
    • Рояль (чёрный)
    • Такси (новое)
    • Кофе (чёрный)
    • Кафе (красивое)
    • Мадам (пожилая)
    • Салями (свежая)
    • Тбилиси (красивый)
    • Тюль (новый)
    • Сухуми (замечательный)
    • Мозоль (шершавая)
    • Повидло (кислое)
    • «Юманите» (утренняя)
    • Миссисипи (широкая)

    6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
    1. Земля - земель
    Туфля - Х

    2. Ботинки - ботинок
    Сапоги - Х

    1. Директор - директора
    Торт - Х

    2. Носки - носков
    Сапоги - Х

    1. Плейер - плейеры
    Профессор - Х

    2. Ананасы - ананасов
    Яблоки - Х

    7. Подберите антонимы.
    Злость (доброта)
    Трусость (смелость)
    Равнодушие (активность)
    Лень (трудолюбие)
    Лживость (честность)
    Ссора (дружба)

    8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
    1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

    • бутерброд
    • шпаргалка
    • комар

    2. «Собери слова»
    Совет- -щик-
    Гон- -онок-
    Медвеж- -чик-
    Велосипед- -ик-
    Хваст- -ун-
    Нож- -ист-
    Замоч- -ек-

    3. Подберите существительные к словам:
    Полоскать…
    Поласкать…
    Отварить…
    Отворить…
    Сидеть…
    Седеть…

    9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
    (Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

    10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

    1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
    2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
    3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

    Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
    Снежное покрывало всю землю покрывало.
    Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

    11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
    Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
    (Приложение к учебнику русского языка)

    12. Подведение итогов. Награждение победителей.

    Приложение №1
    Представление командами имени существительного.
    1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
    Всем привет!

    Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

    Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

    Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

    А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
    Шёпот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
    Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

    2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
    Капризная иностранка
    Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
    - Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
    - Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
    - Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
    - Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
    - Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
    - Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
    - Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
    Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

    Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

    Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

    Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

    Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

    3) Команда «Лингвистята» (Песня)
    Здравствуйте!
    Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
    Есть история про племя.
    Лишь весной наступит время,
    Племя мирно сеет семя,
    Хоть пахать и сеять - бремя.
    У коровы полно вымя,
    Папуаске нужно имя
    Для сынишки сочинить
    И корову подоить.
    Но вожак наш - ногу в стремя,
    Прилепив перо на темя,
    Над собою поднял знамя,
    Раздувает распри пламя:
    Призывает всех опять
    Не работать - воевать!
    Но не хочет племя вновь
    Проливать напрасно кровь,
    Всем милее мирный путь…
    Песню нашу не забудь!


    Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
    На странице приведен фрагмент.