Заболевания появляющиеся у детей из за школы. Школьные болезни: причины и профилактика. Проблемы со зрением

Если вы не держите ребенка в вакууме и не приглашаете преподавателей домой для его обучения , вам так или иначе придется отдать ребенка в школу, где его ждет много нового, в том числе - типичные для любого среднестатистического школьника заболевания.

Самые популярные заболевания не меняются из года в год, большинство из них характерны для учеников средней и старшей школы, но если с детства обучать ребенка правилам личной гигиены, корректировать режим дня, учитывая - многих проблем удастся избежать. Добавьте сюда закаливание, спорт, благоприятную эмоциональную атмосферу в семье - и можете практически не волноваться: даже если какая-то «зараза» и прицепится, она вашему ребенку не страшна.

И все же, врага нужно знать в лицо:

: различные воспалительные заболевания слизистой желудка, это заболевание смены режима питания и стресса, чем часто отмечена школьная жизнь детей. Симптомы гастрита могут сильно различаться, но если ребенок потерял аппетит, есть изменения стула, раздражителен, бледен, жалуется на общее плохое самочувствие - обратитесь к врачу. В каждом конкретном случае будет назначено необходимое лечение, общей же рекомендацией является щадящая диета. «Нарушение режима питания - главная причина заболеваний желудочно-кишечного тракта. Ребенок должен питаться трижды в сутки, минимум раз в стуки - горячее блюдо. Если ребенок несколько раз жаловался на боль в животе или тошноту, отказывался от еды, или были случаи расстройства пищеварения - возможно развитие дисбактериоза, необходимо обратится к специалисту », - советует педиатр Виктор Анатольевич Каминский.

: искривление позвоночника, быстропрогрессирующее и часто встречающееся у детей от 6 до 15 лет. К сколиозу в нашей стране относятся весьма равнодушно, а между тем от состояния позвоночника зависит здоровье многих внутренних органов, уже не говоря об осанке и походке. Причины сколиоза: тяжелые рюкзаки, сидячий режим, нехватка физической активности, несоразмерная росту ребенка высота столов и/или стульев, неправильное положение тела за партой. Показан осмотр у хирурга-ортопеда. Лечение: профилактическая и лечебная гимнастика.

: дефект зрения, при котором человек плохо видит предметы, находящиеся на некотором расстоянии от него. Несмотря на то, что близорукость - преимущественно наследственное заболевание, все чаще это результат длительной зрительной работы на близком расстоянии. Более 15% школьников страдают близорукостью, а в ВУЗах этот процент уже вдвое выше. Современная школьная практика, особенно в младших классах, предполагает частое пересаживание детей для коррекции зрения. Дома ребенок должен заниматься при хорошем освещении, не читать в темноте, стоит ограничить контакт с телевизором, компьютером, даже частое использование планшетов и телефонов влияет на зрение. Для детей младшей школы необходимы регулярные осмотры у офтальмолога не реже раза в год.

ЛОР-заболевания : «модные» заболевания, все чаще встречающиеся среди школьников разного возраста, ларингиты, синуситы, фарингиты… Большинство этих заболеваний развиваются на фоне перегревания или переохлаждения ребенка. При изменениях в поведении, болях в горле, покашливания, насморке, плохом аппетите необходимо обратится к врачу. Для диагностики и лечения необходима консультация отоларинголога.

: ассортимент этих заболеваний начинается со стандартных детских «краснух» и заканчивая гриппами всех мастей. При любом вирусном заболевании крайне важно вовремя обратится к врачу, изолировать ребенка и дождаться его полного выздоровления, прежде чем вернуть обратно в коллектив.

«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», - писал Ганс Селье, известный канадский эндокринолог. Более верного определения этому состоянию и не придумаешь. И, несмотря на убеждения некоторых взрослых, дети школьного возраста не в меньшей мере подвержены ему. О стрессовом состоянии детей написана не одна диссертация, мы же приведем здесь список материалов, которые помогут родителям разобраться в этой сложной теме:

На форуме сайт молодые мамы говорят о: , как бороться

Нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония - это не болезнь. Распространенный в наше время и среди детей, и среди взрослых, диагноз «ВСД» - комплекс симптомов различных заболеваний. «Изменение давления, повышенная чувствительность или апатия, нарушение сна, раздражительность - все это симптомы ВСД, результат уменьшения физической активности детей. Ребенок меньше двигается, происходит отложение солей и защемление тех или иных нервов, возникают нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, кровообращении, и, как результат, в работе нервной системы. Необходимо сократить время, проводимое ребенком в сидячем положении, перед книгой, за компьютером или телевизором. Важно чередовать периоды учебы и игры, физической активности, больше бывать на свежем воздухе, бегать, прыгать и т.д .», - комментирует педиатр.

Годы обучения - серьезное испытание для каждого ребенка

Сегодня, по мнению специалистов, практически каждый выпускник школы имеет 2-3 заболевания функционального характера или хроническое, и лишь 10 % детей оканчивают школу здоровыми. Высокая учебная нагрузка зачастую ведет к малоподвижному образу жизни, снижению зрения, нарушению осанки, стрессам.

Основной перечень приобретенных школьных болезней таков: снижение зрения, искривление позвоночника и гастриты. Помимо этих недугов в процессе обучения могут возникнуть и другие, не связанные с простудой и инфекцией, а именно приобретённые в процессе обучения. Это и малокровие, и ослабление мышечной ткани, депрессия, раздражительность и т.д. Но самыми распространёнными, согласна статистики, являются именно эти три болезни.

Спасаем «зеркала души»

Одним из основных органов чувств являются глаза. Они, как известно, зеркало души. Ребенок получает более 80 % информации о мире с помощью зрения. И для родителей важно развивать и защищать зрение своего чада. Важным инструментом защиты является профилактика.

Изменение режима ребенка при поступлении в школу сильно сказывается на состоянии его глаз. Поэтому у специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Прежде всего, необходимо следить за тем, чтобы продолжительность непрерывного занятия не превышала одного часа, а однотипного и того меньше - не более 20 минут! Между занятиями обязательно должно быть время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течении 15 минут. Если ребёнок в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради вообще, или приблизить только левый, или правый глаз, уже это должно насторожить родителей. Возможно, это не прихоть ребёнка, а вынужденная поза написания, и она говорит о нарушении зрения.

Основной проблемой современных школьников является увеличение времени, которое они проводят за обучением, а также перед экраном компьютера - длительность одного такого занятия не должна превышать 30-40 минут, при работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 сантиметров и не более 1 метра (зависит от диагонали и модели монитора) профилактика. Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрение ребенка, либо не отражались от экрана. Кроме того, малышу нельзя работать на компьютере в полной темноте.

Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3-5 сантиметров задвинут под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Основным способом контроля над зрением ребенка являются периодические медицинские осмотры (для детей младших классов - не реже 1 раза в год). Помните, что раннее выявление болезней влияет на положительный результат лечения.

С целью профилактики можно приучить ребенка выполнять следующие упражнения:

1. Крепко зажмурить глаза (3-5 сек.), открыть их и посмотреть вдаль (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно (5-7 сек.). Повторить 4-5 раз.
3. Сделать 4-5 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону, после чего посмотреть вдаль на счет (6 сек.). Повторить 1-2 раза.

Лучше, если указанные упражнения будут выполняться в середине каждого урока, а также на перемене. Продолжительность одной тренировки должна составлять 3-5 минут.

Профилактическое воздействие оказывает включение в рацион ребенка следующих продуктов: черника, шиповник, морковь, облепиха, земляника, калина, клюква, рябина, картофель, капуста, морковь, помидоры, репа, а так же витаминов А, В1, В2, В6, В12, С.

И еще об одном очень хотелось бы сказать. Сейчас часто можно увидеть на улицах и взрослых, и детей, читающих литературу или играющих в игры на мобильном телефоне или планшете. Причём зачастую это делается во время езды в общественном транспорте, что усугубляет проблемы со зрением. Постарайтесь избегать этого и следите, чтобы ваш ребенок следовал вашему примеру.

Следим за осанкой

Осанка - это положение, в котором человек держит свое тело. Правильную осанку с неправильной не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены. Увы, мало кто может ею похвастать, ведь чаще всего мы портим осанку еще в детстве. Виной тому неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения, долгие часы с учебником и плохое освещение, которое заставляет склоняться к самому столу. Как же сохранить ребенку красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?

Прежде всего, «груз знаний» должен быть небольшим. Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Каждый, кто хотя бы раз пытался поднять портфель школьника с несколькими учебниками, подтвердит - это нешуточное испытание для детского позвоночника. А если носить такой вес в одной руке, да еще и в младшей школе, искривление позвоночника практически гарантировано. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес его не должен превышать 10% от массы тела ученика. У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку ребенка. Однако «твердая» не означает «жесткая»! Место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой.

Проверьте рабочее место сына или дочери! Как ни крути, а большую часть школьного времени ваш ребенок будет сидеть за партой. Потому ее следует внимательно осмотреть во время визита в школу. Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Это вы можете проконтролировать сами: посадите ребенка на стул, чтобы ступни ног ровно стояли на полу. Если угол между бедром и голенью прямой, стул ребенку в самый раз. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка - локоть должен быть на 5-6 сантиметров ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3-5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола - между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.

Значение имеет не только поза школьника и размеры его парты, но и расстановка мебели в классе. Парты должны быть размещены в три колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди колонны ставятся более низкие парты, по мере удаления - более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.

Еще одна причина плохой осанки - освещение. Да, именно освещение, ведь недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности как можно ниже, «писать носом». Во время родительских собраний нелишним будет проверить, работают ли все лампы и светильники в классе.

В домашних условиях тоже необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка, и не забывать, что освещение должно быть слева. Стоит коснуться и качества домашней мебели. Материал, из которого она изготовлена, должен быть экологически чистым Во время подготовки домашних заданий каждые 15 минут менять позу. Кроме того, в дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр. Вашим союзником в борьбе за правильную осанку может стать школьная физкультура - если упражнения подобраны правильно, они будут развивать мышечный каркас спины и укреплять позвоночник. Нельзя забывать о том, что отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.

Кифоз, лордоз и сколиоз

Позвоночник имеет два наиболее распространенных вида патофизиологических искривлений: кифоз - искривление позвоночника выпуклостью назад (отмечается в грудном отделе) и лордоз - искривление позвоночника выпуклостью вперёд (отмечается в поясничном отделе). Кроме того, ещё существует боковое искривление под названием сколиоз. Это заболевание встречается в два раза чаще у девочек, чем у мальчиков. Хотя заболевание может встречаться в любом возрасте, в основном сколиоз отмечается у детей старше 10 лет.

Самое опасное для позвоночника - сидячий образ жизни и низкая профилактика. Когда человек долго сидит, его расслабленные мышцы не помогают позвоночнику и всю нагрузку он принимает на себя. Позвоночные диски очень прочны и способны восстанавливать свою структуру даже при тяжелых травмах, но долгое сидение для них губительно и ведет к сколиозу. Таким образом, в группе риска по сколиозу - офисные работники и учащиеся.

Различают три основных типа сколиоза. Функциональная форма сколиоза диагностируется тогда, когда позвоночный столб ровный, но при этом отмечается его патологическое искривление ввиду некоторых проблем в организме. Причиной может быть, например, укорочение одной ноги по сравнению с другой, либо спазм мышц спины. При нейромышечной форме отмечается нарушение формирования костей позвоночника. Либо кости полностью не формируются правильно, либо они не отделяются друг от друга. Это форма сколиоза отмечается у лиц с врождёнными дефектами, мышечной дистрофией, церебральным параличом или синдромом Марфана. Если искривление позвоночника отмечается при рождении ребёнка, оно называется врождённым. Эта форма сколиоза более выраженная и требует более упорного лечения. Дегенеративная форма сколиоза встречается в пожилом возрасте. Причиной его возникновения является артрит суставов позвоночника, ослабление связок и других мягких тканей, а также новообразования в виде доброкачественных опухолей.

Как выявить наличие сколиоза у ребёнка? Следует попросить его встать спиной к вам и расслабиться. При этом нужно обратить внимание на следующие признаки сколиоза: а) одно плечо ребёнка немного выше другого; б) выпирает угол одной лопатки; в) различное расстояние от прижатой к боку туловища руки до талии; г) при наклоне позвоночника вперёд отмечается его кривизна.

Если вовремя не начать лечение (профилактика), начнутся осложнения, такие как деформация грудной клетки, ограничение функции лёгких и, как следствие сердечная недостаточность. А ведь каждый родитель желает, чтобы у его чада была красивая осанка!

Лечением сколиоза занимаются врачи-ортопеды. Манипуляции с позвоночником (лечебная физкультура, мануальная терапия, массаж, профилактика) могут без вреда для здоровья проводить только высококвалифицированные специалисты. При некоторых формах сколиоза мануальная терапия противопоказана. Обычно лечение состоит из трех этапов: активное воздействие на искривление, исправление искривления, закрепление правильного положения позвоночника. Третий этап - самый трудный! Мышцы спины необходимо тренировать с помощью специальной лечебной гимнастики, которую назначает специалист в зависимости от степени болезни и характера сколиоза. Самое важное - выявление этиологии недуга, то есть причинного фактора, который привел к искривлению позвоночника.

Гастрит как он есть

Третьим по распространенности школьным заболеванием является гастрит. В современной медицине термин «гастрит» объединяет большую группу острых и хронических заболеваний желудка, общим признаком которых служит воспаление его слизистой оболочки.

Выделяют острый и хронический гастрит. Острый гастрит чаще всего развивается при воздействии на слизистую агрессивных химических веществ (кислот, щелочей, ядов), некоторых лекарственных препаратов, недоброкачественных и зараженных болезнетворными микробами (стафилококк, кишечная палочка, клебсиеллы, иерсении и др.) продуктов питания. При правильном лечении острый гастрит обычно заканчивается полным выздоровлением.

Хронический гастрит, как и другие школьные болезни, характеризуется очень длительным течением. Многие люди без проведения адекватного лечения страдают им на протяжении практически всей жизни. На фоне постоянно существующего воспаления у значительной части пациентов постепенно гибнут железы желудка производящие желудочный сок. В этом случае говорят об атрофии слизистой оболочки, такой гастрит называют атрофическим.

Какова же причина гастрита у школьников? Кроме упомянутых выше причин, возникновением данного заболевания может послужить постоянное нарушение режима питания, а отказ от полноценного завтрака, еда, как говорят в народе «на сухомятку». В последнее время врачи всё больше стали говорить, что стрессовое состояние школьника тоже может привести к гастриту. Имеется в виду постоянное переживание, например, на уроке математики в силу трудности этой дисциплины, страх перед экзаменом и т.д.

Конечно, при возникновении любого из недугов следует обратиться за помощью к врачам. Но любое заболевание, как известно, легче предупредить, чем лечить - школьные болезни профилактика. Поэтому самый надёжный способ вырастить своё чадо физически здоровым это соблюдение режима дня, полноценное питание, спортивные занятия, общение с природой на вольном воздухе, доверительное отношение между родителями и детьми.

Обзор материала

1. Введение.

В прошлом учебном году на уроках математики мы изучали тему «Статистические характеристики». Мне очень понравилось для различных рядов чисел вычислять статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану, размах и моду.

Заинтересовавшись этой темой, я решила узнать, что такое статистика, как собираются данные и каким образом они обрабатываются.

Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Это значит, он должен извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать решения в разнообразных ситуациях.

Моя исследовательская работа будет актуальна для работы классных руководителей и родителей. Она может заинтересовать и учащихся школы. В своей работе «Статистика школьных заболеваний и их профилактика» я приведу результаты статистических наблюдений, проанализирую собранные данные и представлю результаты их обработки.

Объект исследования: учащиеся 1-8 классов моей школы.

Предмет исследования: заболевания учащихся.

Цель исследования: с помощью статистических методов исследовать состояние здоровья школьников.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с видами и способами статистического наблюдения и выяснить, как собираются и группируются статистические данные, как можно наглядно представить статистическую информацию.

2. Собрать и обработать полученную информацию.

3. Интерпретировать результаты статистических исследований.

4. Наглядно представить полученную информацию.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что проводя статистическое наблюдение мои знания, подкреплённые практической работой, в области статистики расширятся.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

1. Изучение литературы и интернет источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Статистическая обработка полученных данных, анализ, сравнение и обобщение полученных результатов.

4. Беседа с фельдшером школы.

2. Теоретическая часть.

2.1 Определение статистики.

Стати́стика - отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Слово «статистика» происходит от латинского status - состояние дел. В науку термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса « Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Согласно формулировке 1833 года, «цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».

Статистика дает сигналы о неблагополучии в отдельных частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи - управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат фундаментом для понимания и правильного использования статистической методологии. Итак, основной задачей статистики является сбор, учет, обработка и хранение сведений (информации), отображающих ход общественного развития.

К статистическим сведениям, пригодным для обобщений, предъявляется ряд требований:

данные должны быть максимально полными, но не отрывочными, случайно выхваченными;

данные должны быть абсолютно достоверными и точными;

данные должны соответствовать принципу единообразия, сопоставимости;

данные должны соответствовать принципу своевременности (сбор должен быть организован только в строго определенное время, но кроме этого, данные должны быть представлены так же в срочном порядке).

Статистическая информация может быть представлена в самых разных формах, в виде таблиц, диаграмм, графиков. Это позволяет:

Производить более сильное впечатление, чем цифры;

Лучше осмыслить результаты статистического наблюдения;

Правильно истолковать результаты статистического анализа;

Значительно облегчает понимание статистического материала;

Делает его наглядным, выразительным, лаконичным, доступным.

Сейчас статистику рассматривают как самостоятельную научную дисциплину. Статистика есть совокупность методов и принципов, согласно которым проводится сбор, анализ, сравнение, представление и интерпретация числовых данных.

Термин «статистика» употребляют ещё в двух смыслах. Во-первых, в обиходе под «статистикой» часто понимают набор количественных данных о каком-либо явлении или процессе. Во-вторых, статистикой называют функцию от результатов наблюдений, используемую для оценки характеристик и параметров распределений и проверки гипотез.

2.2 Виды статистики.

Сначала возникли демографическая статистика, медицинская статистика, экономическая статистика, потом метеорологическая, биологическая, финансовая, налоговая и т.д. В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.

Математическая статистика, наука о математических методах систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов.
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.

2.3. Сбор и обработка информации.

Основным методом сбора информации является метод статистического наблюдения.

Статистическое наблюдение – это сбор необходимых данных по явлениям, процессам общественной жизни. Но это не всякий сбор данных, а лишь планомерный, научно организованный, систематический и направленный на регистрацию признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. От качества данных, полученных на первом этапе, зависят конечные результаты исследования.

Виды статистического наблюдения:

Систематическое наблюдение - текущее: наблюдение проводится на основе первичных документов, содержащих информацию, необходимую для достаточно полной характеристики изучаемого явления.

Статистическое наблюдение - периодическое. Примером может служить перепись населения.

Наблюдение, проводимое время от времени - единовременным.

Способы статистического наблюдения:

В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение: непосредственное, документальное, опрос.

Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.

Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.

Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.

Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы. ,

3. Практическая часть.

По нашей просьбе школьный медработник предоставила нам данные о заболеваниях, которыми болеют учащиеся нашей школы (результаты медицинского осмотра). Для систематизации данных, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №1. Начальные классы.

Таблица №2. Процентное содержание здоровых детей (начальные классы).

Из таблицы №1 и №2 мы видим, что меньше всего здоровых детей среди учащихся первых классов. Процент здоровых детей здесь составляет всего 27. Если взять всех учащихся начальных классов, то 49%, почти половина из них, только являются здоровыми детьми. Нам стало интересно, а какими заболеваниями болеют дети.

Таблица №3. Заболевания учащихся (1-4 классы):

Получив результаты, мы были очень сильно удивлены им. Ведь из 88детей, имеющих какое-нибудь заболевание, у 52 их них кариес. То, что касается учащихся первых классов, то, из 35 из них, у 28 кариес. Нам стало интересно, а почему мы получили такие результаты? И что делать? Оказывается, что кариес является одним из распространённых заболеваний у школьников.

Приготовив презентацию о правильном уходе за зубами, мы пошли на классные часы к нашим первоклассникам. Рассказав им о том, как надо правильно ухаживать за зубами, мы решили проверить, а как они ухаживают за своими зубами. Для этого им нужно было

внимательно прочитать каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). И если они выполняют то или иное правило, то напротив нужно поставить “+”, если нет – “-”. Правил было 12.

Обработав полученные данные, результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №4. Соблюдение правил первоклассниками.

Выполняют правила

Всего человек

Процент

От 1 до 3

От 4 до 6

34%

От 7 до 9

41%

От 10 до 12

16%

Из полученных данных, мы видим, что правильно ухаживают за своими зубами только 16% учащихся. 41% из них выполняют больше половины правил.

Лидерами по невыполнению являются 3 правила:

Чистят зубы 2раза в день – после завтрака и ужина всего 9 человек из 44, это 20%.

После чистки зубов делают массаж дёсен всего 3 человека, это 7%.

Стараются меньше есть сахара, конфет, печенья 5 человек, это всего лишь 11%.

Обработав данные о заболеваниях по 5-8 классам, результаты мы тоже оформили в виде таблиц.

Таблица №5. 5-8 классы.

Таблица №6. Процентное содержание здоровых детей (5-8 классы).

Изучив данные о заболеваниях, свои результаты мы представили в виде таблицы.

Таблица №7. Заболевания учащихся (5-8 классы):

Так как меньше всего здоровых детей среди учащихся восьмых классов, то мы решили посмотреть, а какими заболеваниями болеют эти дети. Обработав данные о заболеваниях по 8 классам, результаты мы оформили в виде таблиц.

Таблица №8. Заболевания учащихся 8 классов:

Заболевания

Всего учащихся

Кариес

Ожирение

Дефицит массы тела

Избыток массы тела

Нарушение зрения

Сколиоз

Бронхиальная астма

Хронический гастрит

Хронический периодонтит

Сахарный диабет

Обработав все данные, выбрав чаще всех встречаемые заболевания, мы решили сравнить количество болеющих ими детей в начальных классах и среднем звене, а затем сделать выводы.

Таблица №9. Сравнение.

Заболевания

1-4 классы

5-8 классы

Кариес

Нарушение осанки

Нарушение зрения

Избыточная масса тела и ожирение

Дефицит массы тела

4. Профилактика заболеваний.

Снижение зрения.

Чаще всего детские глаза страдают от близорукости (миопия), когда ребенок плохо видит вдаль. Реже у детей развивается дальнозоркость (когда глаза плохо видят вблизи), а также астигматизм, - специфическое понижение зрения. Благодатная почва для расстройств зрения - длительная зрительная работа на близком расстоянии: чтение, письмо, черчение, работа за монитором.

Падение зрения у школьников редко удается предотвратить. Однако минимизировать ущерб возможно. Лучшим методом профилактики считают правильную организацию рабочего места в комплексе с правильной тренировкой и отдыхом. Книги и тетради должны находиться не ближе чем в 30 см от глаз. Большая роль отводится освещению. Идеально, если ребенок сидит у окна, когда естественный свет падает слева. На переменах рекомендуется давать глазам отдых, а, придя домой, нельзя бросаться делать уроки или смотреть телевизор. Лучше всего прогуляться.

Необходимо тренировать мышцы глаз с помощью простых упражнений:

1. Несколько раз с силой зажмурить, а затем открыть глаза.

2. Вращать глазами сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.

3. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, влево, вправо.

Зарядку для глазных мышц нужно делать регулярно в течение дня, а при жалобах на усталость глаз, ощущение рези или песка в них нужно обращаться к офтальмологу.

Нарушение осанки.

Нарушение осанки - это последствие длительного сидения за партой школьников. Многие дети сутулятся, торчат лопатки, опущены плечи.

Причины сутулости: ученики не следят за правильной посадкой за партой. Привычная сгорбленность закрепляется тяжелым ранцем за плечами и усталостью мышц спины. Результат печален: при сильном отклонении грудного отдела позвоночника назад - кифоз ("горб"), а при искривлении вбок - сколиоз.

Дети быстрее устают и чувствуют напряжение в спине и пояснице. Чтобы этого не произошло, нужно правильно подбирать ранец, а носить его нужно на обоих плечах и не перегружать учебниками. За партой нужно сидеть прямо, не наваливаясь на нее, мебель должна соответствовать росту.

В качестве индивидуальной профилактики хороши упражнения с гимнастической палкой, которую нужно прижать руками к спине в области лопаток и делать упражнения: ходьба по комнате на носках, пятках внутренней и внешней поверхностях стоп; приседания; наклоны вправо и влево, вперед; повороты вправо и влево. Эффективны упражнения с грузом на голове. На темя кладется небольшой мешочек с песком, который нужно удерживать во время ходьбы по комнате и приседаний.

Кариес.

Чтобы избежать появления кариеса, следует предпринимать меры профилактики. Профилактика кариеса - это целый комплекс мероприятий, направленных на предотвращение данного заболевания, а также на повышение природного иммунитета с целью противостояния его развитию.

Основные методы профилактики: соблюдение максимально правильного рациона питания; соблюдение основных правил приема пищи и целенаправленное применение соответствующих препаратов для профилактики кариеса.

Специальные зубные пасты для лечения кариеса способствуют укреплению минеральных тканей зуба, а также предупреждают образование зубного налета благодаря введенному в ее состав соединения кальция, фосфора и фтора. Профилактическое и лечебное действие специальных паст объясняется тем, что фториды, применяемые местно, повышают устойчивость зуба ко всем неблагоприятным воздействиям. Фтор, проникая прямо в структуру зубной эмали, подавляет образование микрофлоры так называемого мягкого зубного налета, фиксирует в твердых зубных тканях фосфорно-кальциевые соединения и создает максимально прочную систему фторапатита. Лучшая зубная паста от кариеса - это паста, которая в себе содержит кальций и фтор.

Питание должно быть максимально сбалансированным. Какой-то специальной диеты для профилактики кариеса не существует, но нужно придерживаться определенных правил придерживаться. К примеру, рекомендуется свести к минимуму потребление продуктов, пагубно влияющих на зубную эмаль, к которым можно отнести: пирожные и шоколад; концентрированные соки; газировка. Кислыми яблоками также злоупотреблять не следует. Они не только нарушают кислотность слюны, но и не самым лучшим образом действуют на желудок.

Избыточный вес.

Основной причиной избыточного веса является так называемый энергетический дисбаланс между потребляемыми и расходуемыми калориями. Факторами, способствующими появлению избыточной массы тела и ожирения являются:

Неправильное питание с повышенным потреблением энергоемких продуктов с высоким содержанием жиров, углеводов и низким содержанием витаминов, минералов и других питательных микроэлементов;

Уменьшение физической активности (сидячий характер многих форм деятельности и отдыха, изменение способа передвижения).

Избыточный вес у ребенка и крайняя его степень – ожирение приводят к серьезным проблемам со здоровьем и вызывают ряд тяжелых заболеваний, среди которых: сердечно- сосудистые, диабет, скелетно-мышечные нарушения.

Если вес ребенка превышает установленный норматив, то нужно постараться снизить его с помощью таких способов.

1. Диета. Проводится под наблюдением педиатра или диетолога. Для снижения веса необходимо применение лечебной, низкокалорийной диеты.

Профилактика возникновения избыточного веса.

Режим питания должен быть 5-разовым, а тучным детям рекомендуется более дробный прием пищи - до 6-7 раз в сутки со строгим соблюдением режима. Распределение продуктов в течение суток очень важно для правильного питания и профилактики избыточного веса у ребенка. Калорийные, богатые животными жирами и белками продукты (мясо, рыба, яйца) следует включать в рацион в первую половину дня. На ужин рекомендуются продукты, которые легко усваиваются - молочно-растительные. В детский рацион должны входить все группы продуктов, особенно фрукты и овощи, как свежие, так и в отварном виде – это источники пищевых волокон. Детям со склонностью к ожирению не рекомендуется употребление манной крупы, макаронных изделий, белого хлеба. Тучным детям старшего возраста не желательно употреблять жирные сорта мяса, а мясо утки, гуся, любые сосиски, колбасы и т.п. необходимо исключить. К тому же при избыточном весе следует ограничивать употребление бананов, инжира, фиников, изюма, винограда, орехов, хурмы. Очень важно то, как родители сами относятся к еде. Придерживаться правильного питания должны все члены семьи - это станет важным воспитательным моментом и лучшей профилактикой ожирения и избыточного веса у ребенка.

Дефицит массы тела.

Многие родители считают, что дефицит веса - это неплохо, ребенку не грозит ожирение и отсутствие внимания противоположного пола. Однако недостаток массы не менее опасен, чем ее избыток.

Но нередко подростки и сами недоедают - из-за серьезного стресса или в попытке соответствовать стандартам красоты. Даже если у подростка нет лишних килограммов, присущие этому возрасту способы самооценки могут привести к слишком критичному отношению к своей фигуре и попыткам ее исправить.

Все начинается с «быстрых» и несбалансированных диет. «Постоянно худеющие девочки-подростки - это проблема, которая начинается с увлечения диетой, а затем может перейти в разряд психических заболеваний. Растущий организм недополучает витамины и целые группы питательных веществ и вынужден затормозить свое развитие. У подростка снижается мышечная масса, может нарушиться рост костей, половое развитие, пострадать функции мозга. Все эти изменения приводят к хроническим заболеваниям и требуют длительного лечения.

5. Выводы по исследованию.

Рассмотрев заболевания учащихся, используя данные, которые нам предоставила школьный медработник, можно сделать следующие выводы:

1. Глаза - это показатель того, как мы смотрим на мир. Мы видим, что происходит ухудшение зрения у учащихся и причины этому могут быть различными. Одна из основных причин - слишком большие нагрузки на органы зрения. Раньше дети всё свободное время пропадали во дворе, а сейчас их не оторвать от телевизоров, компьютеров, телефонов, планшетов. Ещё одной причиной является неправильное питание детей, причем даже в обеспеченных семьях. Многие дети не любят творог, морковку, яица. В итоге детский организм не получает всех жизненно важных макро- и микроэлементов и витаминов, необходимых для нормального зрения.

2.Количество детей с избыточной массой тела или ожирением в среднем звене тоже увеличилось, почти в два раза. Ожирение стало серьезной проблемой для здоровья детей и подростков. Ребенок, который страдает избыточным весом или ожирением, скорее всего, будет страдать от избыточного веса или ожирения в зрелом возрасте. Сложно выделить какой либо один фактор или причину, приведшую ребенка к ожирению. Ожирение связано со многими факторами, с привычками человека, образом жизни и окружающей средой. Генетика и некоторые заболевания также увеличивают шансы человека иметь лишний вес. Дети сегодня окружены многими продуктами и вещами, которые позволяют легко переедать и лишают их активности, а родители имеют меньше времени, чтобы готовить здоровую еду.

3. Наряду с избыточной массой тела, среди учащихся 5-8 классов есть и те, у кого дефицит массы тела и их не мало.

При дефиците веса организм испытывает нехватку полезных веществ, а кости не испытывают достаточной весовой нагрузки, поэтому костная масса не развивается и не набирает нужной плотности. Причины этому могут быть самые разные, в том числе и банальное недоедание девочками- подростками, изначально имеющими некоторые проблемы с фигурой.

4. Исходя из того, что у такого большого числа учащихся нашей школы кариес, можно сделать следующий вывод: многие родители склонны считать, что кариес зубов у детей – явление несерьёзное и неопасное. Ведь у них пока ещё молочные зубы, которые всё равно рано или поздно выпадут, а значит, и лечить это заболевание не стоит. Но а то, что касается самих детей, то данные анкеты говорят о том, что очень мало кто из учащихся правильно ухаживают за своими зубами.

6. Заключение.

Таким образом, проведя нашу исследовательскую работу, я поняла, что для того, чтобы информация легче воспринималась, ее можно представить в виде таблиц, диаграмм. Мы применяли эти способы представления информации для анализа исследования заболеваний учащихся моей школы.

В ходе исследования я проводила статистическое наблюдение, училась систематизировать, наглядно представлять данные, обобщать и делать выводы. Думаю, что знания, полученные при работе над данной темой, пригодятся мне в дальнейшей учебе и в жизни.

Данную работу можно использовать для работы классных руководителей и родителей. Результаты её могут заинтересовать и самих учащихся школы.

Приложения

Презентация

Приложения:

Скачать материал

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Профилактика забол еваний детей школьного возраста

Введение

школьный сколиоз аденоид близорукость

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания.

Причиной является - высокая степень умственной нагрузки, усложнение учебных программ, дефицит свободного времени, предпочтение пассивного отдыха активному, снижение пребывания на свежем воздухе ведет к дисгармоничному развитию учащихся (дефицит массы или ее избыток, снижение функциональных показателей сердечно - сосудистой системы, дыхательной и мышечной систем), снижению работоспособности.

Из 1 млн. относительно здоровых детей, приходящих в 1 класс, уже через 9 месяцев у каждого 4 (250000) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. За период обучения среди учащихся в 5 раз увеличивается число нарушения органов зрения и нарушения осанки, в 4 раза - патология органов пищеварения, нервно-психических расстройств. Половина детей школьного возраста имеют отклонения в развитии ОДА (нет парт для разного возраста, столы не имеют наклона, длительное нахождение в статической позе сидя), у 25-30% - в сердечно-сосудистой и дыхательной системах (низкая двигательная нагрузка в школе и дома).

Наиболее часто встречающиеся болезни:

· Сколиоз;

· Близорукость;

· Хронический гастрит и язвенная болезнь;

· Нейроциркуляторная дистония;

· ЛОР - заболевания (аденоиды);

· Атопический дерматит;

· Цистит.

1. Профилактика сколиоза у детей школьного возраста

Сколиоз - искривление позвоночника во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины позвонки должны располагаться ровно сверху вниз. При сколиозе линия позвонков отклоняется вправо, влево (С - образный сколиоз), или в обе стороны (S-образный сколиоз).

Сколиоз и нарушения осанки у школьников - большая проблема, ложащаяся на плечи современных родителей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность

II. Модифицированные:

· Изменения нервной системы;

· Нарушение эндокринной сферы;

· Изменения со стороны соединительнотканных и костных структур позвоночника.

· Асимметрия надплечий - когда одно плечо расположено выше другого

· Асимметрия стояния лопаток - при развитии сколиоза лопатка на выпуклой стороне деформации становится выше чем лопатка на вогнутой стороне, а формирующийся реберный горб «выталкивает» ее кнаружи.

· Основным симптомом является изменение линии остистых отростков, которая из прямой переходит либо в С либо в S образную сколиотическую дугу.

· Перекос туловища - сколиоз приводит к изменению баланса туловища, когда как показано на рисунки происходит наклон оси туловища в сторону вершины деформации.

Профилактика сколиоза:

1. Первичная профилактика:

· Использование удобной, подходящей по росту мебели;

· Правильно организованное рабочее место;

· Соблюдать правильную осанку всегда;

· Детям необходимо находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день;

· Носить ранец (именно он распределяет нагрузку равномерно на позвоночник);

· Полноценное питание - включающие в рацион молочные продукты, рыбу, овощи и фрукты (естественные источники кальция и витаминов);

· При длительной сидячей работе (уроки, компьютер) как можно чаще менять позу.

2. Вторичная профилактика:

· Информирование ребенка о наличии у него недуга;

· Выработка и самоконтроль правильной осанки;

· Увеличить двигательную активность;

· Проводить регулярно профилактический курс массажа и гимнастики, в том числе в домашних условиях;

· Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна);

· Раз в полгода проходить осмотр врача остеопата и выполнять его рекомендации.

2. Профилактика близорукости у детей школьного возраста

Близорукость - заболевание глаз, которое обусловлено неправильной фокусировкой изображения.

Близорукость (миопия) - самое распространенное нарушение зрения у школьников. Если у первоклассников эта патология встречается только примерно в 3% случаев, то к окончанию школы этот показатель составляет уже 25%.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Возраст. Чем раньше начинается близорукость у ребенка, тем сильнее она будет прогрессировать. Рано приобретенная близорукость у детей дошкольного возраста имеет наиболее пессимистичный прогноз по зрению;

· Пол. Близорукостью чаще страдают девочки - в соотношении 55/45;

· Наследственность;

II. Модифицированные:

· Образ жизни - Важное значение имеет сбалансированное питание с нужным количеством белков и углеводов, необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами. С детства следует уделять внимание правильной посадке ребенка при чтении и письме, следить за освещенностью в помещении, не допускать длительных зрительных нагрузок перед телевизором и компьютером.

· Имеющиеся заболевания такие как сколиоз, астигматизм и другие.

Ребенок щурится или хмурится;

Часто жалуется на головные боли;

Держит книги или иные предметы близко к лицу;

Часто мигает или трет глаза;

Ухудшается зрение в ночное время.

Профилактика близорукости:

1. Первичная профилактика:

· Оптимальное расстояние до книги или журнала 30-40 см. Это относится к любой работе, выполняемой на близком расстоянии;

· Регулярные перерывы во время чтения или иной работы на близком расстоянии;

· Идеальное освещение - это солнечный свет. В случае необходимости его следует дополнить искусственным освещением. Свет должен быть достаточно ярким, но не ослеплять;

· Идеальное расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть в пять раз больше диагонали телевизора. Таким образом, если диагональ вашего телевизора 80 см; необходимое расстояние до глаз смотрящего должно быть 4 метра;

· При чтении и письме, работе за компьютером необходимо соблюдать правильную посадку. Спина должна быть ровной и прямой, недопустима работа с постоянным наклоном головы в одну сторону. Нельзя читать в транспорте, лежа на спине или животе.

2. Вторичная профилактика:

· ограничение зрительных нагрузок;

· гимнастика для глаз;

· сбалансированное питание с необходимым количеством нужных витаминов);

· посещение окулиста 1 раз в год и выполнение всех его назначений.

3. Профилактика хронического гастрита у детей школьного возраста

Хронический гастрит - воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка, сопровождающееся нарушением желудочного пищеварения.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

наследственность,

II. Модифицированные:

a) неправильное питание (большие перерывы между приемами пищи, еда «всухомятку», злоупотребление острой и жареной пищей, продуктами, содержащими пищевые добавки и консерванты),

b) стрессы, связанные с большими нагрузками в школе,

c) гормональный дисбаланс,

d) вредные привычки,

e) хеликобактерная инфекция и забросы желчи в желудок,

g) неконтролированный прием НПВС и ГКС.

Ш бледность;

Ш потеря аппетита;

Ш быстрая утомляемость;

Ш болезненность, дискомфорт под ложечкой;

Ш распирание желудка, его переполненность;

Ш отрыжка;

Ш изжога;

Ш тошнота;

Ш неустойчивость стула (чередование поноса с запором).

Профилактика:

I. Первичная:

· Дети с наследственной предрасположенностью к этому заболеванию должны находиться под диспансерным наблюдением.

· Родители обязаны формировать навыки здорового питания и следить за соблюдением режима питания: обязательный завтрак дома, обед в школе, полдник, ужин.

· Следует соблюдать режим дня, хорошо высыпаться, избегать эмоциональных перегрузок.

· При необходимости приёма НПВС, ГКС у детей с предрасположенностью к заболеванию, необходимо использовать антацидные препараты.

II. Вторичная:

· Больной должен обязательно соблюдать режим дня и питания.

· Следует избегать эмоциональных и физических перегрузок.

· Ребенок нуждается в полноценном сне, длительность которого должна быть не менее 9-10 часов.

· Недопустимы однообразное питание, недостаток витаминов, торопливость во время приема пищи, еда всухомятку. Необходимы своевременная и интенсивная санация очагов хронических инфекций, лечение лямблиоза, глистных инвазий, соматических заболеваний.

· Важное место в профилактике хронических гастритов занимают эффективное лечение острых воспалений желудка и соблюдение санитарно-гигиенического режима.

· Дети, больные хроническими гастритами, должны находиться на обязательном диспансерном учете у гастроэнтеролога. Два раза в год (осенью и весной) им следует проводить противорецидивное лечение в течение 3-4 недель.

· Курсы противорецидивной терапии включают психический покой, щадящую диету (стол №1 - при повышенной кислотности, стол №2 - при явлениях субацидоза, стол №5 - при гастродуодените), седативные средства; антацидные препараты (при гиперацидозе); лечение минеральными водами (из расчета 3-4 мл на 1 кг массы тела больного ребенка в сутки); витаминотерапию (витамины А, группы В).

4. Профилактика аденоидов у детей школьного возраста

Аденоидные разращения (вегетации) или аденоиды (от греческого aden - железа и eidos - вид) - это патологическое увеличение глоточной миндалины.

Аденоиды (аденоидные вегетации) - это одно из наиболее распространенных ЛОР-заболеваний у детей. По данным статистики в 2000 г. заболеваемость детей от 0 до 14 лет в группе «хронические болезни миндалин и аденоидов» составила 26,8 случаев на 1000 детей и значительно превысила заболеваемость по другим группам хронических заболеваний верхних дыхательных путей.

Факторы риска:

I. Немодифицированные:

· Наследственность.

II. Модифицированные:

· Перенесенные заболевания такие как: скарлатина, корь, дифтерия и коклюш;

· неправильное питание (в большей степени перекармливание);

· детское ожирение;

· общее переохлаждение;

· гиповитаминоз;

· эндокринные нарушения (как правило, гипотиреоз);

· аллергическая предрасположенность;

· анатомические особенности.

· Затруднение носового дыхания;

· Ребенок дышит ртом;

· Говорит «в нос»;

· Громкое дыхание;

· Прекращение дыхания во сне на несколько секунд (апноэ сна);

· Частые простудные заболевания;

· Частые симптомы заболеваний пазух носа;

· Постоянные инфекции среднего уха у ребенка школьного возраста.

Профилактика:

I. Первичная:

· рациональное питание;

· правильный режим дня;

· физкультура;

· прогулки на свежем воздухе;

· прием поливитаминов.

II. Вторичная:

· закаливание - самых маленьких деток нельзя подвергать воздействию низких температур, но периодически делать воздушные ванны в прохладном помещении просто необходимо. А вот малышей постарше можно обливать прохладной водой во время купания, постепенно снижая градус жидкости;

· своевременное лечение простудных заболеваний позволит предотвратить развитие воспалительных процессов, из-за чего аденоиды не станут активно разрастаться;

· активная витаминизация, особенно в холодное время года, благодаря чему организм получает необходимые полезные вещества и вырабатывает антитела для борьбы с вирусами;

· профилактика медикаментами подходит для любого времени года, благодаря своевременному приему аптечных средств аденоиды сохраняют свой должный вид и размер, однако частое применение лекарств недопустимо для детского организма;

· Дыхательная упражнения (Аист, гуси, ворона).

· Диспансерный учет у ЛОР - 2 раза в год.

Список используемой литературы

1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И. 2011 - Руководство по детской офтальмологии.

2. Кильдиярова, Макарова, Денисов: Детские болезни. Учебник. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2015 г.

3. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. Ащеева, Ежова, Русаков: Педиатрия: Учебник. 4-е изд., испр. и доп.

4. Т.Г. Авдеева, Ю.В, Рябухин, Л.П. Парменова, Н.Ю. Крутикова, Л.А. Жлобницкая., Детская гастроэнтерология 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Причины возникновения, методы профилактики и лечения миопии. Медицинские наблюдения за состоянием зрения школьников. Разработка комплекса упражнений для глаз для детей старшего школьного возраста, исследование его эффективности в профилактике миопии.

    дипломная работа , добавлен 10.09.2011

    Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. Особенности физического воспитания, элементы лечебной физкультуры. Профилактика и лечение нарушений осанки. Влияние семейного физического воспитания на здоровье ребенка.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2009

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Рассмотрение причин возникновения, видов (статический, варусный), признаков, последствий, методов диагностики (ихнография, плантография) плоскостопия у детей дошкольного возраста. Изучение комплекса мероприятий, направленных на профилактику болезни.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Характеристика правильной осанки детей школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности позвоночника. Средства реабилитации детей с нарушением осанки: ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия, пелоидотерапия, бальнеотерапия, аппаратная физиотерапия.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Причины школьных болезней, профилактика и методы борьбы с ними. Статистика заболеваний в средней школе. Характеристика близорукости, сколиоза, неврастении и гастрита. Их признаки, симптомы и причины. Санитарно-гигиенические условия обучения школьников.

    презентация , добавлен 05.04.2015

    Сущность диспансеризации как системы мероприятий динамического наблюдения за состоянием здоровья населения. Основные этапы ее проведения. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста.

    презентация , добавлен 28.11.2015

    Понятие анемии как инфекционного заболевания, причины ее возникновения в детском возрасте, виды и степень опасности для жизни и здоровья ребенка. Анализ количества анемий у детей младшего и среднего школьного возраста, роль фельдшера в их профилактике.

О том, с каким уровнем здоровья наши дети заканчивают учебный год рассказал Георгий Даниленко, заведующий отделом гигиены детей школьного возраста Института здравоохранения.

Лидируют в этом рейтинге болезни опорно-двигательного аппарата, в частности речь о проблемах осанки, такие как сутулость и сколиоз. Второе место занимают эндокринные заболевания, чаще всего проявляются проблемами лишнего веса, третье - болезни дыхательной системы. Это аллергия, бронхиальная астма, причиной чего является, в частности наличие грибка в школьных кабинетах.

Добавьте к этому списку проблемы со зрением, речь в частности о школьной миопией (близорукостью). Происходит такое из-за плохого и неправильного освещения в классах и дома за рабочим столом, частое просиживание за экраном монитора. А также видное место в этом списке занимают заболевания желудочно-кишечного тракта, чаще всего речь о гастриты (к чему приводит нерегулярное питание, частое потребление снеков и сладких газированных напитков).

Что хуже, режим дня школьника в целом крайне нерегламентированный. Дети рано просыпаются, зато в ночи сидят за компьютером. На обучение ученики приходят невыспавшиеся. От этого страдает как нервная система, так и сердечно-сосудистая. Большинство при этом ведет малоподвижный образ жизни. Вот в общем и имеем крайне неутешительную ситуацию, ведь относительно здоровыми являются только десять процентов школьников в нашей стране.

Так кто в этом виноват, школа или родители?

Крайне необходимо, чтобы по состоянию здоровья детей в учебных заведениях следил санолог, это специалист, занимающийся формированием (!) потенциала здоровья ребенка.

Но неправильно было бы во всем обвинять только педагогов или медиков. Довольно распространенными бывают ситуации бездействия родителей. Нередко случается, что во время медосмотра родителям рекомендуют показать ребенка профильном специалисту. Для этого нередко следует пройти дополнительные обследования и даже побыть под наблюдением врача в стационаре. Тогда как родители часто этого не делают.

Более того, они лишь устно сообщают классному руководителю о подозрении на проблемы, скажем, в работе сердечно-сосудистой системы ребенка. Но эту информацию не получает учитель физкультуры и школьный медик …

Поэтому не стоит искать виновных, нужно, чтобы каждый добросовестно выполнял свои обязанности. Как педагоги, так и родители должны поднимать уровень собственной ответственности за здоровье ребенка. Иначе речь идет о прямых предпосылки для выхода школьника во взрослую жизнь с целым букетом тяжелых недугов.