Влияние образования на качество и уровень жизни. особенности образовательного процесса в россии. Учёные: Чем выше уровень образования супругов, тем меньше у них детей Какой уровень образования является первым

Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.

  • 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.
  • 4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.
  • 5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.
  • 6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  • 7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.
  • 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.
  • 9. История образования в России.
  • 10. Учебно-методические обеспечение образования.
  • 11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.
  • 12. Международные рейтинги образовательных систем и места российских образовательных организаций.
  • 13. Дошкольное образование в России.
  • 14. Система школьного образования в России.
  • 15. Система высшего профессионального образования в р.Ф.
  • 16. Проблемы высшего образования в р.Ф. И пути их решения.
  • 17. Основные направления развития современного образования.
  • Плюсы и минусы Болонского процесса
  • 22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.
  • 23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.
  • 24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.
  • 25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.
  • 26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.
  • 27. Организационная структура науки.
  • 28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (нип, киц, рип, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.
  • 29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.
  • 30. Функции современного государства по отношению к науке.
  • 31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.
  • 32. История развития науки в России.
  • 33. Современная государственная политика в научной сфере.
  • 34. Основные проблемы развития отечественной науки.
  • 35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.
  • 1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    3. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство об образовании.

    4. Управление образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный и муниципальный уровни и их полномочия.

    5. Государственный надзор и контроль в сфере образования.

    6. Лицензирование образовательной деятельности и аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

    7. Образовательные организации в России: структура и характеристика.

    8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность как дополнительную.

    9. История образования в России.

    10. Учебно-методические обеспечение образования.

    11. Расходы на образование: динамика расходов федерального бюджета и проблемы финансирования на образование.

    13. Дошкольное образование в России.

    14. Система школьного образования в России.

    15. Система высшего профессионального образования в Р.Ф.

    16. Проблемы высшего образования в Р.Ф. и пути их решения.

    17. Основные направления развития современного образования.

    18. Образование в условиях глобализации.

    19. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность». Основные идеи комплексного подхода в обучении.

    20. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании.

    21. Проблемы реформы отечественного образования и реализация принципов Болонского процесса.

    22. Проблема качества образования и педагогической теории и практике.

    23. Особенности преподавания экономики в средней и высшей школе.

    24. Зарубежные образовательные системы: сравнительная характеристика и возможности использования опыта в отечественной образовательной практике.

    25. Основные исторические этапы интеграции науки и экономики.

    26. Научно-технический потенциал и закономерности его развития.

    27. Организационная структура науки.

    28. Основные структурные единицы научно-технического комплекса современных развитых стран (НИП, КИЦ, РИП, регион науки, технополис, технопарк, инкубатор): общая характеристика.

    29. Федеральные и региональные программы поддержки научных исследований. Федеральные исследовательские центры и университеты.

    30. Функции современного государства по отношению к науке.

    31. Расходы на науку в современных промышленно развитых странах и России. Производство и экспорт наукоёмкой продукции в мире.

    32. История развития науки в России.

    33. Современная государственная политика в научной сфере.

    34. Основные проблемы развития отечественной науки.

    35. Актуальные направления развития современной экономической науки. Проблемы теории и практики экономического развития.

    Нет 9,10,17,18,19,20,22,24,29,35

    1. Система образования в Российской Федерации: структура и общая характеристика.

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) Гл. 2. Система образования. Статья 10 Структура системы образования.

    1. Система образования включает в себя:

    1) федеральные государственные образовательные стандартыи федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

    2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей)несовершеннолетних обучающихся;

    3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

    4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

    5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования .

    В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    4) среднее общее образование.

    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

    2. Виды образования и формы обучения в Российской Федерации

    Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). (профессиональное обучение)

    Уровни общего образования:

    1) дошкольное образование;

    2) начальное общее образование;

    3) основное общее образование;

    4) среднее общее образование.

    Уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование - бакалавриат;

    3) высшее образование - специалитет, магистратура;

    4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

    Дополнительное образование:

    1) как дополнительное образование детей и взрослых

    2) дополнительное профессиональное образование.

    Формы обучения

    В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя);заочная.

    Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом.

    Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

    - сетевое обучение . Сетевая форма реализации образовательных программ - реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;

    - электронноеидистанционное обучение .

    Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

    1. В Российской Федерации образование может быть получено:

    1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

    2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

    2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

    3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

    5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

    Чем выше уровень развития человека, чем выше его вибрационный уровень, тем выше частота колебаний его энергетического поля.

    Все люди отличаются друг от друга по внешности, характеру, привычкам.

    Каждый человек обладает особенными талантами и дарами, независимо от того, знает о них или нет.

    Каждый из вас излучает собственную вибрацию, которая складывается из определенных составляющих. При ее помощи вы создаете реальность .

    • Из чего же складывается ваша уникальная вибрационная подпись ?
    • И какие существуют способы сотворения реальности?

    Об этом подробно мы описали в нашем материале. Приготовьтесь, вас ждет много инфографики.

    Что такое вибрационная подпись человека

    В середине ХХ века ученые-физики доказали, что на квантовом уровне все материальные объекты состоят из энергии.

    Сама по себе она нейтральная, ни положительная, ни отрицательная.

    По закону вселенной энергия постоянно пребывает в движении.

    Если поток энергии в теле человека останавливается или работает со сбоями - это приводит к проблемам со здоровьем, финансами, отношениями.

    Колебания энергетического поля рождает вибрацию. Вибрация - это сигнал, который посылает человек.

    Качество и направление вибрации зависит от ее частоты. Частота определяет амплитуду колебаний и длину волны.

    Чем выше уровень развития человека, чем выше его вибрационный уровень, тем выше частота колебаний его энергетического поля. Человек - это радиостанция, которая посылает во вне сигнал и получает его обратно.

    Этот сигнал и есть вибрационная подпись человека . Она уникальна для каждого и делает нас отличными друг от друга.

    Из чего состоит вибрационная подпись

    Вибрационная подпись человека складывается из множества вибраций, которые излучает вовне человек, на разных уровнях.

    Давайте рассмотрим три из них, которые оказывают наибольшее влияние.

    Уровень 1-й - Физическое тело

    Каждый орган в физическом теле излучает определенную вибрацию и частоту. Самые важные органы человека - мозг и сердце.

    Мозг человека - это электрохимический орган, и его электричество измеряется мозговыми волнами.

    Существует 4 типа мозговых волн в диапазоне от самых медленных до самых быстрых.

    • Бета- волны - самые быстрые. Они возникают в период бодрствования, когда мозг занят умственной деятельностью. Чем более напряженную деятельность вы ведете, чем более возбуждены, тем выше частота.
    • Альфа-волны - более медленные мозговые волны. Они появляются когда вы расслаблены, мечтаете, визуализируете, находитесь в процессе творчества.
    • Тета-волны - гораздо более медленные и связаны с первой стадией сна. Вы пребываете в состоянии тета-волн на более глубоких уровнях медитации, вдохновленные творчеством и воображением. Поток идей, творческих озарений всплывает на поверхность вашего сознания.
    • Дельта-волны - самые медленные. Они обнаруживаются во время глубокого сна, связаны с лунатизмом, разговорами во сне.

    Наиболее быстрые мозговые волны согласуются с низкочастотным сознанием, а самые медленные связаны с высокочастотным расширенным сознанием.

    Мозг человека постоянно переключается между этими 4-мя частотами.

    На каждом уровне вибрации человек функционирует по-разному.

    Вывод : если вы хотите увеличить поток озарений, творческих идей, ощущать спокойствие и гармонию, замедлитесь, практикуйте медитацию.

    Частоты головного мозга согласуются с уровнями сознания.

    • Бета-волны соотносятся с поверхностным сознанием, повседневной реальностью и линейным мышлением .

    Чем энергичней сосредоточено ваше мышление, тем более ограничено ваше сознание.

    • Когда мозговые волны замедляются до альфа-уровня, пропадает тревожность. Вы становитесь открытыми, осознанными и способны воспринимать тонкие виды информации .

    Вы получаете доступ к глубоким областям памяти. Все, что хранилось до этого в подсознании, всплывает на поверхность.

    • Когда головной мозг замедляется до тета-уровня, вы начинаете понимать суть вашего истинного Я. Эго уступает вашей духовной сущности, которая выходит на передний план.

    Люди, которые практикуют глубокую медитацию, ощущают единство между собой и другими существами.

    • Вход в дельта-состояние приносит переживание нахождения вне тела. Ощущение истинного Я расширяется, становится коллективным и вселенским , где не существует ни времени, ни пространства. Можно легко переключаться на другие измерения сознания.

    Сердце - самый важный жизненный орган человека. Оно вырабатывает мощное электромагнитное поле.

    Сердце обладает своим собственным мозгом.

    Когда вы переносите фокус с ума на сердце, вы начинаете понимать свои истинные желания и намерения , вы познаете себя настоящего.

    Уровень 2-й - Энергетическое тело

    Энергетическое тело - это наша энергетическая система, которая состоит из 7 основных чакр.

    Каждая из них излучает свою вибрацию. В зависимости от состояния чакр, во внешний мир транслируется то или иное вибрационное послание.

    Немногие могут похвастаться отменным физическим здоровьем, отсутствием проблем с самооценкой, финансами и других жизненных сложностей.

    А все потому, что далеко не у всех людей чакральная система полностью здорова и не имеет блоков.

    Чтобы узнать, на какие чакры стоит обратить внимание, посмотрите в инфографике, что транслирует каждая чакра в здоровом состоянии и в состоянии дисбаланса.

    Уровень 3-й - Эмоции и мысли

    Наши эмоции хранятся в эмоциональном теле, а мысли - в ментальном теле.

    В зависимости от того, какую эмоцию или мысль вы в течение дня проживаете, тот сигнал вы и посылаете во внешний мир.

    Низкочастотные вибрации включают следующие эмоции: сомнение, уязвимость, страх, ненависть, вину, стыд, ярость, разочарование, депрессию.

    На ментальном уровне это проявляется в виде обвинений, нетерпения, одержимости, невроза.

    Эмоции любви, благодарности, великодушия, радости, энтузиазма транслируют высокочастотные вибрации.

    Когда вы их испытываете, вы становитесь восприимчивыми, открытыми, креативными. Вас посещает вдохновение, прозрение.

    Отследите, какие эмоции вы чаще всего проявляете в жизни. Соответствующий сигнал вы и отправляете во внешний мир.

    Сигналы, которые транслируются вашими физическим, энергетическим, эмоциональным и ментальным телами, образуют единый сигнал - вибрационную подпись .

    Она транслируется изнутри во внешний мир и пересекается с вибрациями других людей.

    Находит людей с похожей вибрационной подписью и возвращается обратно уже с отпечатком вибраций людей, которые вызвали резонанс.

    Если вы проснулись не в духе, испытываете раздражение по любому поводу, вы эту вибрацию транслируете в окружающую среду.

    Она находит там человека со схожей частотой вибрации и привлекает его в вашу жизнь. Происходит цепная реакция.

    Чем шире круг общения, тем больший энергообмен происходит между людьми, включая близких родственников, друзей, коллег по работе и даже прохожих.

    В каждом из них происходит энергоинформационный обмен на уровне соответствующих частот и вибраций.

    Способы сотворения реальности

    В зависимости от того, какие вибрации вы посылаете во внешний мир день за днем, минута за минутой, секунда за секундой, соответствующую реальность вы и сотворяете.

    Выделим 3 способа создания реальности.

    Человек-реактор

    Человек играет в бесконечный пинг-понг, неосознанно реагируя на приходящие извне вибрации.

    Отвечает гневом на гнев, раздражением на раздражение.

    Все, что он посылает вовне, возвращается к нему обратно в увеличенном размере.

    Он не контролирует и не осознает этот процесс. Если такому человеку послать волну негатива, он тут же включается и реагирует.

    К этому типу людей относится большинство на планете Земля. Они сотворяют свою реальность неосознанно.

    Человек-трансформатор

    Такой человек осознает себя режиссером своей жизни . Он знает, что настоящее складывается из тех действий, которые он совершил в прошлом.

    Он понимает, если в будущем он хочет получить другой результат, ему нужно сейчас изменить свои действия.

    Он думает сердцем, чувствует головой.

    Умеет трансформировать негатив в позитив. Минимально подвержен внешнему влиянию.

    К этому типу относятся люди, которые идут по пути духовного развития, исцеляют свои травмы, освобождаются от ограничивающих убеждений.

    Человек-генератор

    Это человек, который сам научился генерировать энергию . Он не зависит от внешних источников, восходящего и нисходящего потока космической энергии.

    Он НЕ зависит от внешнего воздействия вибраций других людей. Это значит, что в его сотворении реальности никто, кроме него, не принимает участия.

    Это будущее человечества. Это то, куда мы с вами направляемся.

    Ваша вибрационная подпись может меняться в процессе вашей духовной эволюции.

    Если вы хотите получать от вселенной подарки в виде радости, денег, энергии, новых знаний и возможностей, позаботьтесь о том, что вы отправляете во внешний мир.

    Сделайте свои вибрационные послания качественней, чтобы привлечь в свою жизнь то, что вы действительно хотите.

    Андрей Фурсов

    Каждая цивилизация имеет механизмы, корректная работа которых поддерживает ее жизнеспособность. Культурный код цивилизации включает в себя Веру, собственно культуру как таковую, традиции и понятийный аппарат. В эпоху модерна многое из этого отчасти сохранялось системой образования. Безусловно, наличие даже самого лучшего академического образования не сможет компенсировать в человеке отсутствие духовных качеств, любви к Родине, чувства долга и т. д. Однако человек, не получивший образование, в современном мире не обладает достаточными познаниями, чтобы избежать участи становления объектом манипуляции.

    Уникальным в рамках парадигмы модерна был опыт советского образования. Советская школа давала человеку академическое, глубокое знание, выверенную систему ценностей и убеждений, которые не только делали его достойным гражданином своей страны, но и помогали ему разобраться в любом вопросе благодаря полученному базовому понятийному аппарату. Школа не только учила, она и воспитывала, прививая основы взаимопомощи, товарищества и альтруизма. С крахом советской системы начала разрушаться и школа.

    То, что происходит сейчас в нашем образовании, является следствием отсутствия правильных ценностных ориентиров у его кураторов. Так, прошлый министр образования, не таясь, заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Возникает резонный вопрос: что это — глупость или предательство? О каких положительных сдвигах в нынешний кризис системы образования может идти речь, если целеполагание реформаторов лежит в плоскости, абсолютно чуждой ценностям русской цивилизации?

    Следует отметить, что разрушение образования — беда не только русских людей. Глобалистская элита, центром которой являются США, встретилась с проблемой чрезмерной образованности народных масс, и, следственно, их неконтролируемостью. Была поставлена задача изменить ситуацию: в итоге на Западе начала реализовываться масштабная программа по разложению общества объектами псевдокультуры, после чего был запущен быстрый эффективный демонтаж системы образования. Впрочем, достаточно очевидно, что на Западе все-таки сохранилось образование высокого уровня — это образование элит.

    Историк, член Изборского клуба Андрей Фурсов поясняет этот тезис: «"Геополитический контекст образовательной реформы" — такая формулировка, на первый взгляд, может вызвать удивление. Однако сегодня, когда геополитические противостояния приобретают всё более выраженный информационный характер, когда политическая дестабилизация достигается с помощью сетецентричных войн, т. е. информационно-культурного воздействия на сознание и подсознание групп и индивидов (как это делается, мы могли наблюдать в ходе так называемых "твиттерных революций" в Тунисе и Египте), а результат этого воздействия во многом зависит от уровня образования объекта воздействия (чем выше уровень образования, тем труднее манипулировать человеком), состояние образования становится важнейшим фактором геополитической борьбы».

    С этими словами ученого нельзя не согласиться. Если мы хотим сохраниться как цивилизация, нам необходимо принять радикальные шаги в создании нормальной, функционирующей системы образования. Иначе Россия просто не сможет выжить в тяжелых катаклизмах XXI века. Какой же должна быть эта система? Формированию многих, но не всех ее параметров должно способствовать восстановление советской системы — в особенности той, которая действовала в эпоху Сталина . При этом, разумеется, нельзя слепо копировать советскую систему. Позаимствовав положительный глубинный опыт советских педагогов, например, Антона Макаренко , мы должны отбросить марксизм и истмат как предметы, не соответствующие пути нашей цивилизации.

    В школах должны культивироваться традиционные ценности, патриотизм и сознание исторической преемственности и единства всей Русской Истории. Для всех желающих должны преподаваться основы всех традиционных конфессий России-Евразии, ведь без этого не будет полноценного понимания нашей цивилизации. Вера укрепит молодых людей и наставит их на правильный путь. В остальном советский опыт является единственным для нас приемлемым путем в образовании. Также необходимо вернуть воинский элемент образования: ГТО, сборы, военную подготовку. Это не только правильное занятие для молодежи, но и гарантия обороноспособности нашей державы. Школа в первую очередь обязана готовить развитую физически, духовно и интеллектуально личность, являющуюся неотъемлемой частью своей Родины.

    С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.

    Согласно новому закону определены следующие уровни образования:

    Что он означает

    Начальное общее образование

    Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)

    Основное общее образование

    Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат

    Среднее общее образование

    Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат

    Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом

    Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом

    Высшее образование – бакалавриат

    Высшее образование – специалитет или магистратура

    Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом

    Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки

    Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом

    Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».

    Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.

    Начальное (общее) образование Начальное общее образование
    Основное (общее) образование Основное общее образование
    Среднее (полное) общее образование Среднее общее образование
    Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
    Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
    Высшее профессиональное образование - бакалавриат Высшее образование - бакалавриат
    Высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура Высшее образование - специалитет или магистратура
    Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
    Послевузовское профессиональное образование в ординатуре Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
    Послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

    У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?

    Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно - указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.

    Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.

    Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности - на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».

    В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».

    А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.

    Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».

    С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».