Виды дыхательных систем у буддистов. Дыхательная практика — путь к просветлению! Дыхательная практика Будды — лишь половина техники

В наставлении «Об основах внимательности» Будда свел всю медитативную практику всего лишь к четырем основам. Эти основы – тело, чувства, состояния ума и психические события.

Тело представляет собой наиболее плотный и материальный предмет, считающийся «моим» и «мною». Это отношение, имеющее прочные корни в неведенье, создает многочисленные печали и несчастья (дукха), когда тело совершенно ясно показывает, что не является «моим, как это бывает во времена болезней, разрушения и смерти. Прозрение в истину отсутствия «я» должно начинаться с самых грубых привязанностей и затем переходить к более тонким; поэтому Будда начинает с созерцания тела. Однако даже одно из созерцаний этого цикла, одно из основных упражнений, оказывается достаточным для достижения просветления; и нет необходимости в том, чтобы йогин практиковал все четыре аспекта. Отдельные упражнения по удержанию внимательности на дыхании или чувствах соответствует различным типам характера и различным стадиям медитативного.

Первая основа внимательности – тело, а дыхание, как один из аспектов тела, принимается за объект медитации. Дыхание – телесный процесс, который продолжается день и ночь, начинаясь с рождения, и кончается лишь со смертью.
Это идеальный процесс для созерцания, так как его никогда нельзя отбросить. Он может стать – и действительно становится – с нарастанием сосредоточенности – более тонким и поверхностным. Сравните, например, затрудненное дыхание человека, пробежавшего некоторое расстояние, с неуловимым дыханием при сосредоточенности на содержании какой-нибудь книги. Этот факт указывает на то, насколько тесная связь существует между умом и дыханием, причем тонкое дыхание указывает на утонченное состояние ума. Это и есть принцип, применяемый во время практики внимательности к дыханию; здесь имеет место вполне естественное развитие событий; здесь нет каких бы то ни было элементов форсированности или искусственности. Практикующему не приходится прилагать усилия по контролю или задерживанию дыхания; он просто дает возможность воздуху естественно входить в легкие и выходить из них, в чем виден явный контраст с различными «йогическими» приемами дыхания, которые подчеркивают необходимость такого контроля.

Естественный характер внимательного дыхания подчеркнут Буддой на первых четырех «ступенях» процесса. В действительности было бы практичнее назвать эту первую тетраду методом культивирования внимательности. Она начинается с осознания «длинного вдоха» и «длинного выхода» – т. е. того вида дыхания, который мы имеем в начале практики. Настолько это, возможно, нам не следует думать: «Я дышу длинным дыханием»; должно существовать простое голое осознание процесса, Поскольку понятия «я» и «моего» являются основными источниками затруднений, мы не хотим усиливать их при помощи медитации!
Вторая часть первой тетрады состоит из осознания «короткого вдоха» и «короткого выхода» – т. е. дыхания того типа, который является результатом некоторой сосредоточенности. Однако вначале медитирующий найдет, что продолжительные и краткие вдохи чередуются; но до тех пор, пока существует осознание их различия, дыхание будет иметь наклонность становиться все более поверхностным и коротким.
Хотя этот способ развития внимательности и сосредоточенности начинается с внимания, обращенного на одну из телесных функций, а потому может считаться частью созерцания тела, он не заканчивается на этом, а прогрессирует благодаря другим созерцаниям.

Во время следующей тетрады, созерцания чувства, дыхание проходит еще через четыре ступени, начиная с переживания восторга, пити. Когда дыхание стало очень тонким, оно может остановиться – или показаться остановившимся; при этом тело оказывается почти незаметным. Единственным легко замечаемым телесным явлением остается чувство восторга, в которое как бы трансмутируется дыхание. Этот восторг может быть пережит многими различными способами: это или переживание звона, или волн, или потоков, даже вспышек наподобие электрических разрядов, которые могут двигаться вверх и вниз по позвоночнику или по конечностям. Процесс утончения продолжается, когда восторг уступает место блаженству, сукха, или переходит в него: если первый имеет физические проявления, то второе явление – чисто психическое переживание, эмоциональное состояние. Затем приходит переживание тонкой деятельности читта, т. е. ума-сердца, связанной с дыхательным процессом; наступает также успокоение этих видов деятельности.

Следующая тетрада, созерцание ума, состоит из ступеней, на которых медитирующий переживает радость, сосредоточенность и освобождение ума. Эти три первые четырехступенчатые группы переживаний заняты культивированием спокойствия, тогда как во время последней тетрады, занятой событиями психической жизни, медитирующий развивает прозрение: он созерцает непостоянство, бесстрастие, прекращение жажды существования и отказ от него. Хотя такая схема ступеней находится в проповеди Будды о внимательности и была также тщательно разработана последующими учителями, из этого не следует, что все, кто практикует этот способ медитации, должны пережить каждую ступень. Многое зависит от практика.

При помощи одного лишь этого упражнения медитирующий может пережить как спокойствие, так и прозрение, достичь конечных высот его практики, где оказывается познанной ниббана. Действительно, там говорится, что этим методом пользовался сам Готама, когда он стремился к просветлению; утверждают, что при помощи внимательности к дыханию он достиг конечного и полного освобождения; это весьма ободряющий факт для начинающего! Кроме того, эта практика является подходящей для всех людей, даже для тех, кто страдает от различных недостатков. Вообще говоря, во время медитации каждый переживает некоторую рассеянность, когда мысли, слова и картины нарушают полноту внимательности ума.
Эта практика представляет собой как бы лекарство, излечивающее болезнь рассеянности! И она оказывается мягкой техникой: у большинства практикующих она вероятно, не вызовет никаких страхов и опасений, так что будет вполне пригодной даже и в тех случаях, когда у нас поблизости нет учителя.

Непросто достичь спокойствия посреди бушующего житейского моря. Индийские йоги и буддистские мастера давно подметили, что наш обычный человеческий ум дуалистичен, поверхностен и все время чем-то обеспокоен, и это становится причиной многих несчастий. В древности не было слова «стресс», но проблемы и беспокойство одолевали человека всегда. В XXI веке у людей стало больше комфорта, и еще больше — забот, беспокойства и смятения в уме. Что же делать? Вам поможет одна медитативная практика — несложная в выполнении, но эффективная.

Медитация невыполнима?

Известно, что глубинное спокойствие и удовлетворение (сантоша), которого всем так не хватает, может дать медитация — слово, которое многие знают, и состояние, которого мало кому удалось достичь. Всякий, кто пытался медитировать, замечал, что это непросто: голова наполнена «болтовней», в уме обосновался навязчивый внутренний диалог , мешающий думать по-настоящему. Поэтому достичь даже обычного «бытового» умиротворения для счастливой и социально успешной жизни может быть очень трудно, не говоря уже о реализации состояния глубокой медитации.

Однако есть простой и эффективный метод гармонизации ума, раздираемого дуализмом — это предварительное упражнение из буддистской медитации Випассана . Эта техника, основана на осознавании своего дыхания, позволяет снять эмоциональное напряжение, освободить пространство в уме для новых идей и сосредоточиться на самом важном, чем бы это ни было для вас.

Техника выполнения

Нужно сесть в удобную позу с прямой спиной (предпочтительно в «Лотос» или «Полулотос», или традиционную для буддистской медитации «Алмазную позу»). Если это сложно, просто примите удобное положение (вариант: сидя на стуле).

Постарайтесь вернуть внимание в тело — почувствуйте его, ощущения, которые Вы можете переживать (расслабление-напряжение, тепло-холод и т.п. в разных частях тела). Не уходите в свои мысли. Для этого упражнения вам «понадобятся» и тело, и ум — поэтому если ум не «в теле», ничего не получится. Постепенно выполнение самого упражнения поможет переживанию (осознаванию) настоящего момента, за счет привлечения активного внимания к дыханию. Уже даже один этот «побочный эффект» повышает качество жизни практикующего.

Часть 1

1. Сделайте правой рукой Вишну-мудру (согните средний и указательный пальцы, остальные выпрямлены для блокирования ноздрей поочередно). Закройте правую ноздрю большим пальцем. Медленно вдохните через левую, не торопитесь. Дышите глубоко, но комфортно, без усилия (если будете дышать слишком активно, начнет кружиться голова — в этом случае уменьшите интенсивность дыхания). Затем закройте левую ноздрю безымянным пальцем (при помощи мизинца) и медленно выдохните через правую. Повторите этот процесс три раза. Вы вдыхаете через правую ноздрю и выдыхаете через левую.

2. Затем поменяйте направление: выдыхайте через правую ноздрю, и вдыхайте через левую. Повторите три раза.

3. Затем около 15-20 раз вдохните и выдохните через обе ноздри.

Это один круг. Сделайте столько кругов, сколько позволяет время и сколько Вы можете удерживать внимание на дыхании.

Часть 2

Теперь поменяйте объект концентрации. Переключите внимание с дыхания на свое тело. Продолжайте дышать комфортно через обе ноздри, но теперь концентрируйтесь на ощущениях (это намного легче). Каждый вдох и каждый выдох приносит разные ощущения. Не анализируйте, просто чувствуйте, что происходит в теле. Вы просыпаетесь из полудремы мысленной болтовни в центрированное состояние «здесь и сейчас», которое само по себе целительно.

Полезные советы по практике

Дышите медленно, в одном комфортном ритме, естественно, но глубоко (полное йоговское дыхание). Можно представить себе маятник больших напольных часов: он движется неспешно, ритмично. Так же и ваше дыхание: уверенное и ритмичное. Вы никуда не торопитесь и не жадничаете: «чем больше воздуха наберу, тем сильнее подействует!» — так это не работает. Если вы чувствуете, что дыхание некомфортно (или голова начинает кружиться), скорее всего, вы дышите слишком глубоко или слишком быстро.

Лучше позаниматься 5-10 минут с полной концентрацией, чем гордо «медитировать» целый час, размышляя о постороннем (эффект от такой практики тоже будет, но гораздо меньший).

Эта техника чрезвычайно проста, но действенна. Не добавляйте ничего к описанному выше методу, чтобы получить чистый эффект. Не меняйте йогу, позвольте йоге изменить себя.

Если с улицы или от соседей доносится шум, можно использовать беруши. Если вам мешает яркий свет, наденьте маску для сна или плотную удобную повязку (платок) на глаза.

Когда вы вдыхаете, чувствуйте как воздух (или энергия жизни) наполняет все тело, а когда выдыхаете, чувствуйте, как воздух устремляется наружу.

Этот метод эффективен против стресса и нервозности, бессонницы и накопившегося раздражения; он обостряет ум, тренирует волю, а также (за счет увеличения длины дыхания) приносит долголетие. По научно не подтвержденным данным, это упражнение при интенсивной практике помогает реабилитироваться после операций, вылечить заболевания нервной системы и даже тяжелые болезни, такие как ВИЧ и рак.

Если ноги затекают, не стоит позволять появляться раздражению или беспокойству. Представьте, что вы посылаете энергию радости из сердца — прямо в ноги, которые затекли. Помните, что неудобство, которое вы испытываете — временное, оно мимолетно и скоро пройдет. Постарайтесь расслабиться физически и ментально — возможно боль совершенно растворится. Подмечено, что ум склонен сильно драматизировать неприятные ощущения, он мнителен. Однако если ничего не помогает, и боль становится все сильнее, медленно и осознанно (чтобы не запустить чехарду мыслей) поменяйте положение так, чтобы вам опять было комфортно. Не сидите в одном положении больше часа подряд.

Другая буддистская техника избавления от дискомфорта и боли во время продолжительного сидения. Если вы переносите внимание с того, что вы чувствуете, на сам Ваш ум, который оценивает эти ощущения, объект ощущений исчезает, боль исчезает. Не концентрируйтесь на ощущении (это усилит его), а наблюдайте Ваш ум, который думает, что испытывает боль (а ведь уму не больно!). В медитации никогда не фокусируйтесь на ощущениях (даже приятных), только на объекте медитации. Так можно достичь одного из важных этапов медитации — состояния Пратьяхары . Это путь к Самадхи .

Важно сидеть с прямой спиной, чтобы энергия свободно протекала по позвоночнику. Не опускайте голову (постепенно это создаст напряжение в шее). Однако чтобы выпрямить спину, не напрягайтесь чрезмерно. Медитируйте столько, сколько комфортно на данный момент: начните с 5 минут в день (например, утром или перед сном) и по мере возможности увеличивайте время до часа.

Если дыхание затруднено в связи с тем, что нос заложен — следует предварительно сделать йоговскую процедуру промывания носовых пазух (джала-нети иили сутра нети).

Упражнение можно делать в обеденный перерыв на работе. Если на Вас поясной ремень или галстук — ослабьте. Лучше, если помещение было проветрено перед практикой.

Не позволяйте мысленной болтовне ослабить Вашу медитацию. Не стоит проговаривать про себя: «Так, я делаю какое-то новое дыхательное упражнение. Так, сначала я вдыхаю через правую ноздрю. Ага, а теперь я выдыхаю через левую…» Просто дышите и чувствуйте дыхание, не «обсуждая» это со своим умом.

Дыхание по описанной выше методике приносит алертность и ощущение спокойной наполненности, а не тяжесть и отупение. Если Вы заметили, что погрузились в своего рода прострацию, оцепенение, Вы недостаточно сосредоточены. Старайтесь чувствовать искренний интерес к процессу дыхания; если вложить в эту медитацию достаточно внимания, каждый вдох и каждый выдох ощущаются по-разному, они уникальны и неповторимы! Если Вы слишком устали в конце дня, лучше перенести практику на утро.

Богатство ума

Известно, что дыхание напрямую связано с настроением человека. В состоянии возбуждения или агрессии мы дышим учащенно, в покое — медленно. Когда человек злится, он практически не способен дышать нормально. Однако это правило действует и в обратную сторону: если дыхание спокойно, ум тоже успокаивается, и Вы способны внутренне расслабиться — это помогает сосредоточиться по-настоящему, быть собранным внутренне.

Дорогие друзья, в коллекцию Сада Негоро добавлен ландрейс из Индии, теперь кроме именитых автоцветущих сортов имеется два фотопериодных сорта с доминирующими генами сативы - Лоу Перпл (генетика (Перпл Датч Пашн х Лоурайдер) х Автоблбюерри) х Автоблюберри) и то самое растение с благословенных берегов Индийского океана, речь о котором пойдет ниже. В своем фенотипе растение будет иметь и сативу и индику, обе разновидности легкие и возвышающие. Урожай большой и интересный по эффекту, у сид-банков нет этого сорта, хотя вполне возможно что на его генетике сделаны некоторые их гибриды, т.к. сила действия феноменальна для ландрейса, особенно у растений индики. Я специально не видоизменял генетику, а просто сделал выборку лучших растений, ну и, конечно, в отличии от семян ландрейсов, мои имеют 100% всхожесть, т.к. правильно подготовлены.

Что такое ландрейс?

Это дикорастущая разновидность каннабиса эндемичная местности выращивания, как правило, это экзотические страны, но не стоит думать что они схожи по силе действия с дичкой РФ или Казахстана, как правило, это растения произрастающие в экваториальной зоне и весьма экзотических странах Афганистан, Пакистан, Марокко, Египет, солнце там имеет совершенно другую активность в плане ультрафиолетового излучения и чтобы не погибнуть каннабис выделяет особенно много трихом - смолы учавствующей не только в процессе улавливания мужской пыльцы, но и в защите цветов от жесткого ультрафиолета, что обуславливает их особую силу. Особенность ландрейсов не только в абсолютной чистоте генетической линии, это совсем другая вкусоароматическая гамма, совсем другой спектр эффектов, в корне отличающих эти растения от растений сид-банков.

Поэтому если захотите попробовать одно из самых древнейших растений каннабиса, не тронутое селекцией, а донесенное из глубин истории в первозданном виде, прошу любить и жаловать новая звезда моей коллекции - Дыхание Будды.

Если вы когда-нибудь попадете в Индию 90% шишек, которые можно будет приобрести будут являться растениями этого сорта, индику будет купить сложнее - быстро разбирают, в основном это будет сатива, по строению шишки очень тонкие и часто коричниевого цвета из-за высокой влажности, плюс для усиления эффекта ее часто ферментируют. Растение индики в варианте сенсемиллы сможет потягаться со множеством авторитетных сортов от сид-банков. Сатива растет нереально быстро - моментально забивая побегами весь бокс, шишки вытянутые, мелкие, усеянные листочками как лезвие, причем после сушки в отличии от гибридов индики или ее чистой разновидности вы можете мешать листья с шишками и получается отличный эффект, сами по себе листья с сативы достаточно сильны, они имеют мягкое, позитивное действие, как первые опыты с марьей - смешно, легко и непринужденно, тахикардии почти нет, а голова светлая и незамутненная, от индики тоже приблизительно такой же эффект, спать на диван не укладывает, наоборот хочется движения и ярких эмоций, возможно, в этом главное отличии природных сортов, вялости и тупняков на исходе действия у них не бывает. На картинке вы можете увидеть растение сативы - слева и растение индики - справа, мужская особь была усредненной по фенотипу с максимальной ветвистостью и габаритом. И первое и второе растение с картинки дали свои семена которые значительно отличаются по внешнему виду, при заказе 10 орешков 5 будут с сативного растения 5 с растения индики, чтобы вы смогли по достоинству оценить данный сорт история которого наверняка насчитывает ни одно тысячелетие, ведь главным селекционером этой травки была лишь природа Индии.

Если кто-то получил эти семена бонусом или заказал как основные, очень буду рад видеть фото и ваши небольшие зарисовки в плане эффекта от этого удивительного растения с далеких берегов!

До настоящего момента в этом разделе мы рассматривали медитацию в общем виде. Сейчас мы детально и конкретно рассмотрим, как мы на самом деле выполняем одну из основных практик, используемых в «Триратне». В процессе этого мы, возможно, станем лучше представлять, как мы применяем саму практику, и почти наверняка научимся некоторым приемам и техникам, которые сделают осознание дыхания более плодотворным и мощным.

(Сокращенный текст из «Свободного Духа », Бодхипакши, глава 3)

Осознанность

Вначале осознание дыхания помогает нам стать спокойнее и (парадоксально) энергичнее и бодрее. Впоследствии оно помогает нам развить большую степень осознанности, и у нас появляется больше свободы выбирать свои реакции в любой данной нам ситуации. Например, в ситуации, которая обычно доставила бы нам беспокойство, мы можем сделать выбор в пользу терпения и покоя. Со временем мы начинаем определять наши привычки вместо того, чтобы позволять им определять нас. Осознанно сть позволяет нам принять на себя полную ответственность за собственную жизнь и счастье. Практика Осознанности невероятно обогащает. Вместо того, чтобы лишь наполовину осознавать, что делаем, мы можем полно и ярко переживать каждый момент нашей жизни.

Этапы 1 и 2 - Для чего нужен счет?

Счет обладает рядом полезных функций. Очень просто «выпасть» из медитации: мы отвлекаемся, не осознавая этого. Счет помогает нам более объективно представлять, какую часть времени мы отвлечены и какую – остаемся в осознанности. Он также дает нам некую цель. Хорошо, когда есть цель.

Если вы отвлекаетесь до того, как дошли до десятого вдоха, вы можете сделать попытки сосредоточиться усерднее, а потом снова добраться до десяти. Без счета труднее заметить результаты своих усилий. Если вы приложите усилия к медитации, вы увидите результаты.

Числа также служат как якорь. В дыхательном цикле точка, в которой мы скоркее всего можем отвлечься, это пауза между выдохом и вдохом, когда ничего особого не происходит.

Число – своего рода точка опоры, чтобы мы могли пройти через паузу без отвлечения.

Когда счет кажется скучным

Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины. Иногда мы развиваем сильный поток покоя, и кажется довольно естественным бросить счет. Если так, бросайте. Но часто это просто сопротивление структуре или желание быть пассивным, и мы скорее просто видим сны наяву. Будьте честны относительно своей мотивации.

Если подсчет кажется механическим занятием, помните, что это не неизбежно – это результат способа работы вашего ума. Если вы относитесь к счету с изяществом и творчеством, он покажется естественным и подвижным.

Различие между этапом 1 и 2

Большинство людей находят, что первые два этапа ощущаются совсем по-разному. Это происходит из-за различной природы счета, что обеспечивает структурированный способ углубления нашего опыта.

Природа счета изменяет фокус осознанности на каждом из этапов дыхательного цикла. На первом этапе, поскольку вы считаете после выдоха, ваш ум связывает счет с выдохом. На втором этапе, поскольку вы считаете до вдоха, ваш ум более осознан на вдохе. Глубокий выдох или вздох – вот что мы делаем, когда отпускаем напряжение. Это похоже на отпускание, расслабление, снижение и производит успокаивающий эффект. Глубокий вдох, с другой стороны, ощущается как расширение, открытие, поднятие и придает энергию.

Поэтому если первый этап – это этап отпускания, то второй этап – этап обретения энергии. Отпускание – это идеальная вещь для начала медитации: мы отпускаем напряжения тела и мысли в голове. Затем, на следующем этапе, вы наполняете расслабленные тело и ум энергией. Чувство энергии, которая приходит с вдохом, помогает создать условия для осознанности.

Поэтому продвижение здесь происходит естественно: сначала расслабление, потом наполнение энергией – и важно, чтобы эти этапы располагались в нужном порядке. Конечно, если вы начинаете медитацию в уставшем и вялом состоянии, вы можете сразу перейти ко второму этапу, а если на втором этапе ваш ум несется куда-то, вы можете вернуться к первому этапу, чтобы замедлить его. Эти этапы дают нам два инструмента – подобно педалям тормоза и газа, которые нам необходимо научиться правильно использовать.

Этап 3 - Уравновешивая энергию

В то время как первый этап помогает нам развить более спокойное состояние, а второй этап – развить больше энергии и осознанности, третий этап уделяет равное внимание вдоху и выдоху, помогая нам объединить спокойное расслабление первого этапа с полной энергии осознанностью второго. На третьем этапе вы можете осознавать постоянное колебание между успокаивающим выдохом и энергичным вдохом и позволить этим качествам проникнуть друг в друга.

Используя якоря

Если первые два этапа прошли успешно, мы можем оставить счет, что позволит нам развить более глубокое и уравновешенное сосредоточение. Однако счет действовал как якорь для нашей осознанности, поэтому, отпуская его, мы склонны уноситься волнами отвлечения.

Один из способов оставить якорь, отпуская счет, – использовать физический якорь. Иногда я использую физические ощущения в руках одновременно со счетом. В конце каждого выдоха-вдоха я переношу осознанность на руки. Это помогает мне оставлять точку опоры. Я поддерживаю осознанность по отношению к рукам на всем протяжении дыхательного цикла. Я по-прежнему осознаю дыхание, но я также сохраняю осознанность рук. Это не так уж сложно, как может показаться. Я чувствую, как дыхание втекает в мои руки, а затем стекает с них, снова и снова. Это помогает мне предотвратить отвлечение от дыхания.

Вы можете варьировать части рук, относительно которых вы поддерживаете осознанность. Вы можете осознавать обе руки в целом, или только соприкасающиеся кончики больших пальцев. Если вы используете мудру дхьяны (правая ладонь лежит на левой во время медитации, и человек сидит в позе медитации), это может привнести приятное чувство мягкой энергии в вашу осознанность.

Физический якорь – это более тонкий якорь, чем счет, потому что он не выражен в словах, оторван от процесса мышления, так что ваш ум может развить более глубокий уровень спокойствия.

Этап 4 - Совершая переход

На третьем этапе мы обычно осознаем довольно большую область ощущений, связанных с дыханием. Мы можем сосредотачиваться главным образом на животе, грудной клетке или ощущениях в голове и горле. Это перечисление больших мышц и анатомических структур. На четвертом этапе мы, однако, сосредотачиваемся на очень маленькой области ощущений на краях ноздрей.

Мне нравится делать постепенный переход от третьего к четвертому этапу, чтобы поддержать ощущение непрерывности и привнести чувство изящества в практику. Я делаю это, сужая фокус на протяжении семи или восьми дыханий, постепенно сосредотачиваясь на ощущениях на краях ноздрей. Это помогает перетекать из одного этапа в другой, продолжая углублять сосредоточение. Просто перескочить с третьего этапа на четвертый – довольно резко.

Поддерживая тонкость

Поскольку ощущения в ноздрях очень тонки, может существовать склонность дышать более сильно, чтобы увеличить ощущения. Попытайтесь противостоять этому, позволяя дыханию быть легким и нежным. Вместо того, чтобы дышать более тяжело, попытайтесь обнаружить тонкие ощущения, позволяя уму стать более восприимчивым, – это цель данного этапа практики.

Если вам не удается обнажить ощущения на кончиках ноздрей, вы можете осознавать дыхание в ноздрях – прохладное на вдохе и теплое на выдохе. Некоторые люди находят, что легче обнаруживать ощущения на верхней губе. Со временем попытайтесь сделать тоньше свою осознанность, чтобы осознавать самые тонкие из возможных ощущений – это суть данного этапа.

Если вы можете распознать ощущение воздуха, текущего через кончики ноздрей, вы можете сделать свою медитацию еще изощреннее. Например, вы можете замечать, когда ощущения более выражены в левой или правой ноздре и попытаться перенести свою осознанность на те «глухие» участки, где ощущений недостаточно. Или вы можете осознавать ощущения в передней части кончиков ноздрей, а не где-то вокруг – просто чтобы продлить свою способность распознавать очень тонкие ощущения. Всегда есть большая степень утончения, к которому мы можем привести наше сосредоточение.

Время от времени ваш ум будет успокаиваться, и вы заметите некоторые интересные и тонкие ощущения, связанные с дыханием. Например, вы можете услышать мягкий внутренний «звук», которые не является результатом какого-то физического процесса. Или вы можете уловить ощущение чего-то шелкового, связанного с вашим дыханием, но определенно не являющееся его частью. Или вы можете заметить приятное чувство «потока», который сопровождает ритм вашего дыхания (иногда такие вещи трудно описать). Что, кажется, происходит – то, что ваш ум переместился на более тонкий уровень восприятия и обнаружил для себя объекты сосредоточения, которые, соответственно, более тонки, чем обычные объекты. Будучи далеки от отвлечений, эти ощущения работают как врата в еще более глубокие состояния покоя и сосредоточения. Лелейте их, когда они возникают, и позвольте вашей осознанности погрузиться в них.

Между этапами

Важно занять правильную позу в начале периода медитации. Когда вы переводите внимание с позы, чтобы быть более осознанными к дыханию, вы часто можете обнаружить, что ваша поза начинает смещаться. Вы можете обнаружить, что некоторые части вашего тела начинают прогибаться, в других появляется напряжение, и эти изменения ведут к умственным и эмоциональным изменениям. Напряжение в плечах можно соотнести с гневом, который вы начали переживать. Прогнувшийся позвоночник может быть связан с чувством пробравшегося в медитацию чувства отчаяния. Если вы расслабите плечи, гнев начнет исчезать; если распрямите позвоночник, вы начнете ощущать большую уверенность.

По мере того, как вы станете более опытны в медитации, вы узнаете, что можете время от времени проверять позу и вносить небольшие изменения, не теряя осознанность к дыханию. Хороший способ начать практиковать этот навык – проверять и поправлять позу между этапами. Возможно, вам захочется делать это каждый раз, когда вы переходите от одного этапа к другому. Позднее вы обнаружите, что вы можете интегрировать слежение за своей позой в свою практику с помощью метода, который я описал.

Инструменты для медитации

Здесь мы собираемся рассмотреть некоторые способы использовать дыхание, чтобы внести изменения в наши ментальные и эмоциональные состояния. Это не обязательно сработает немедленно, и нужно уделить им некоторое время. Смена метода каждую пару секунд приведет лишь к разочарованию и беспокойству.

1. Несколько раз глубоко вдохните в живот.

2. Несколько раз медленно вдохните, позволяя дыханию вернуться к норме.

3. Опустите ваше осознавание в нижнюю часть туловища, например в живот, настолько, насколько вам понадобится для развития спокойствия.

4. Обращайте внимание на отпускание выдоха.

5. На каждом выдохе представляйте волну расслабления, текущую вниз в землю, очищающую все ваши напряжения и заботы.

6. Представьте, что все ваше тело плывет в теплой воде, с каждым вдохом вы поднимаетесь, а с выдохом – опускаетесь.

Использование дыхания для стимулирования ума

1. Несколько раз глубоко вдохните в верхнюю часть грудной клетки (почувствуйте расширение).

2. Сделайте несколько быстрых, легких вдохов, а затем позвольте дыханию вернуться в норму.

3. Удерживайте осознание в верхней части туловища, например, в грудной клетке или даже в голове.

4. Уделяйте внимание ощущению расширения тела при вдохе.

5. На каждом вдохе представляйте, что всасываете энергию из земли, наполняя каждую клетку вашего существа осознанностью.

6. Представляйте, что вдыхаете свет с каждым дыханием; на каждый выдох вы выдыхаете ваши отвлечения в форме серого дыма.

Зачем уделять такое внимание сосредоточению?

Случалось ли у вас когда-нибудь, что вы говорили с другом, будучи в отвлечении, и понимали, что не слушаете его, потому что вас унес ход других мыслей? У всех нас бывает такое время от времени. Как мы можем углубить наше понимание себя, если мы не испытываем ничего, кроме поверхностных отвлечений?

Сосредоточение позволяет нам пойти глубже в нашем опыте. Оно позволяет нам добиться большей насыщенности переживаний, так что мы можем больше присутствовать в общении с другими людьми и в общении сами с собой. Сосредоточение позволяет нам действительно получать удовольствие от того, что мы делаем, будь то сельская прогулка, чтение книги, письмо или размышления.

Сосредоточение позволяет нам думать более ясно и глубоко. Когда мы можем следовать ходу наших мыслей, не сбиваясь, мы можем задавать более проникающие в суть вопросы о самих себе и, что наиболее важно, иметь способность получать глубокие взвешенные ответы, которые исходят из наших глубин. Сила мыслительной концентрации становится крайне важной, когда мы переходим к практикам випассаны, которые требуют использовать мысли и образы как объекты сосредоточения.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Каковы ваши общие впечатления от осознания дыхания? Склонны ли вы предпочитать его метта-бхаване, или напротив? Почему?

2. «Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины». Случалось ли у вас, что вы чувствовали искушение бросить счет на первых двух этапах? Причины, по которым это происходило, – «хорошие или плохие причины», согласно Бодхипакше?

3. Заметили ли вы разницу между первым и вторым этапом? Если да, как вы считаете, Бодхипакша дает этому хорошее объяснение? Могут ли быть еще какие-то причины для этих различий?

4. Постарайтесь сосредоточиться больше на выдохе или вдохе, когда будете медитировать на этой неделе. Отмечайте эффект и приготовьтесь рассказать об этом группе.

5. Склонны ли вы к большему сосредоточению, когда бросаете счет и переходите к третьему этапу, или вы скорее впадаете в отвлечение?

6. Попытайтесь использовать физический якорь на третьем этапе. Получается ли у вас использовать руки в качестве якоря, или лучше работает другая часть тела?

7. Как вы ощущаете дыхание на четвертом этапе практики? Постарайтесь связать свой опыт с описанием, данным в тексте – например, чувствуете ли вы дыхание в кончиках ноздрей или где-то еще, больше ли ощущений в одной ноздре, чем в другой, ощущаете ли вы нечто вроде «внутреннего звука», «ощущения шелка» или «приятного чувства потока», упомянутых в тексте?

8. Попытайтесь использовать некоторые из «инструментов медитации» Бодхипакши в вашей практике на этой неделе. Расскажитегруппеобэффекте.

Будда: Пустота Сердца. Ошо. Голос, который говорит с нами здесь, кажется тихим голосом кого-то, кто зовет издалека.
Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами - те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и...

Практика Дзэн. Чжан Чжень-Цзы. Книга Чжан Чжень-Цзы дает нам возможность ближе познакомиться с учением Дзэн- буддизма. В этой необъятной области автор выделяет и рассматривает первостепенный аспект - характеристику и закономерности работы сознания в ходе религиозной практики. Ясно, что здесь обозначен лишь общий подход, выделены главные принципы, на основании которых добросовестный, устремленный читатель способен сам проследить и понять, быть может самое главное, что не вошло в текстовое...

Практика внимательности в повседневной жизни. Чарльз Тарт. Быть пробужденным! Почему этот так просто звучащий призыв составляет общую цель духовных традиций? В книге, основанной на стенограмме практического семинара, автор обучает применению практик Г.И.Гурджиева и буддийской медитации в повседневной жизни. Приводимые простые упражнения помогают развить в себе способность полного присутствия в настоящем моменте.

Практика Дхьяны. Догэн. "Истина полна и совершенна в самой себе. Она не есть нечто, открытое лишь недавно - она существовала всегда. Истина не находится где-то в отдалении. Она всегда близка. Не старайтесь идти к ней, ибо каждый шаг никуда не уводит вас от неё..."

Кацуки Сэкида. Практика Дзен. Путь к совершенству. Основной род практики дзэн называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В...

Сеонг Cан. Посыпание Будды пеплом. Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сан Соен-cа в Америке - диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти.

Существенные элементы практики дхармы Будды. У Ба Кхин. Буддизм - это не религия в том смысле, в каком это слово употребляется в словаре, потому что он не центрирован на Боге, как это имеет место во всех других религиях. Строго говоря, буддизм представляет собой систему философской и духовной морали. В этой системе имеется в виду определенная цель - “угасание страдания и смерти”...

Аспекты практики. Чогьям Ринпоче Трунгпа. Для последователя буддийской дхармы существует необходимость с особой силой подчеркнуть важность практики медитации. Нам надобно увидеть неуклонную логику того положения, что ум является причиной заблуждения, а потому, выходя за пределы ума, мы достигаем просветленного состояния; и оно может иметь место только благодаря практике медитации. Это испытал сам Будда, работая над своим собственным умом; и то, что он узнал, было передано нам, особенно в...