В чем особенности рыночного регулирования экономики? Государственное регулирование рыночной экономики Особенности регулируемой рыночной экономики

В чем состоят особенности и механизм рыночного регулирования национальной экономики?
1. Рынок имеет в качестве непосредственных объектов регулирования два макроэкономических явления: макроспрос и макропредложение.
Макроэкономический спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:
уровня цен;
доходов населения;
распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);
налогов (части доходов, отданных государству);
государственных закупок (спроса государства);
предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется следующими факторами:
уровнем рыночных цен;
имеющимся объемом производства в стране;
уровнем издержек производства продукции (ее себестоимостью);
коммерческой выгодой ее выпуска.
2. В начальный период регулирования хозяйства в национальной экономике количественно преобладал сектор микроэкономики (домашние хозяйства и малое предпринимательство). В этот период имели место следующие особенности рыночного регулирования. Во-первых, участники экономической деятельности обладали полной хозяйственной самостоятельностью, а государство не вмешивалось в рыночную экономику. Во-вторых, участники рынка не имели прямых ориентиров (направлений своей деятельности) в отношении вопросов: что надо производить и продавать, для кого это делать и сколько потребуется иметь для продажи товаров? Поэтому рыночные связи продавцов и покупателей складывались стихийно и словно вслепую.
3. Важным элементом стихийного рыночного регулирования служило общественное разделение труда. Дело в том, что, с одной стороны, частный товаропроизводитель создавал и продавал полезные вещи ради собственного интереса- получения личного дохода. Но, с другой стороны, разделение труда поставило его в определенные рамки: он создавал товары не для себя, а для других людей. Поэтому он был заинтересован в рыночном спросе покупателей. Иначе говоря, он был вынужден работать для удовлетворения какой-то определенной общественной потребности.
4. Главным механизмом рыночного регулирования являются господствующие цены товаров, динамика которых подчиняется известным нам законам рынка. Именно они указывают направления деятельности участников сделок купли-продажи товаров. Цены ориентируют производителей и продавцов: что, для кого и сколько создавать и продавать товаров определенного вида.
Стало быть, сам рынок имеет внутренний механизм саморегулирования. Это регулирующая роль рыночных цен. Как известно, в микроэкономике частные собственники вынуждены продавать и покупать товары и услуги по господствующим рыночным ценам, подчиняя им свои индивидуальные цены
Рыночные цены выполняют три функции механизма саморегулирования:
а) информационную функцию: цены сигнализируют, как изменяются рыночные цены;
б) стимулирующую функцию: цены побуждают продавать наиболее прибыльные товары;
в) распределительную функцию: цены указывают, в какие отрасли хозяйства выгоднее направлять движение капиталов.
Читайте также:
  1. A. 4.Какими основными показателями определяется качество регулирования?
  2. I этап: Подъем промышленности в Германских государствах и отсталость сельского хозяйства.
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  5. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  6. III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  7. III. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Ус­тавом, не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю ком­петенцию другого государства (принцип невмешательства).
  8. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимая для самого рынка, организующая и упорядочивающая воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательство через государственное планирование.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли через действие системы налогообложение, путем обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для, общегосударственных нужд и определенным образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения .

Государственное регулирование экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др. Система органов, осуществляющих государственное регулирование, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Система органов, осуществляющих государственное регулирование

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились, прежде всего, на торговой деятельности. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .



Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Кроме того, при рассмотрении реализации функций регулирования считается необходимым использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли.

Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.



Основной задачей государственного регулирования рыночной экономики становится использование рестриктивных мер при перегреве экономической конъюнктуры и перенесение части эффективного спроса в виде прогрессивного подоходного налога на стадию спада.

С наступлением неоконсерватизма акцент был перенесен с управления эффективным спросом на стимулирование факторов производства. Для этого экономисты использовали такие инструменты как установление налоговых льгот на инвестиции и снижение налогов на состоятельных граждан, имеющих сбережения. Следствием такого стимулирования экономики было увеличение дефицита государственного бюджета и роста внешнего долга в экономике США, что неожиданным образом привело к экономическому росту в середине 80-х годов. В 90-х г.г. дефицитное финансирование было прекращено, затем, последовал экономический спад, который был вскоре преодолен, поскольку рыночная система приспособилась к новым условиям функционирования.

Вследствие изменения технологических производственных возможностей, отмены ряда государственных ограничений рыночного функционирования, возникла тенденция дерегулирования и либерализации экономических рыночных структур на западе.

По мере развития рыночной конкуренции менялись задачи государственной политики от непосредственного восполнения «провалов рынка» до настоящего понимания формирования конкурентной среды и оформления институциональной базы современного предпринимательства. Кроме того, немалое значение имеет выбор направления государственной политики во внешнеэкономической деятельности. Поскольку мерилом развития национальной экономики является конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке и участие в международном разделении труда, то проблема создания национальных конкурентных преимуществ неразрывно связана с выбором между протекционистской защитой внутреннего рынка от возрастающей международной конкуренции либо либерализацией внешней торговли.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов .

Конкретными целями регулирования являются: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования торговли будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и далее.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим, методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Децентрализация управления предполагает помимо делегирования права принятия управленческих решений, видоизменения функциональной структуры управления, также и изменение условий самоорганизации предприятия посредством создания самостоятельных структурных единиц, что связано с преобразованием организационных структур управления, самостоятельно устанавливаемых оперативно-хозяйственных параметров деятельности торговых организаций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования, но они могут быть сформулированы и самостоятельно в силу их многоаспектности. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей следует считать, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Осуществляемый в современных условиях страны переход от административно-плановых методов торговой деятельности к экономическим, методам применительно к рыночным отношениям повлек резкое увеличение объема законодательных установок, предназначенных для регулирования товарного обращения. Гигантские масштабы торговой деятельности, огромные объемы осуществляемых в стране торговых операций, развитие внешнеторговых связей обязывают учитывать отечественные и зарубежные новые юридические решения, приемы, средства для регулирования торгового оборота .

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей. Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения.

Выполнение общих и частных функций управления связано с решением конкретных задач с помощью определенных методов управления. Так, для реализации функции маркетинга необходимо применение методов разработки внутрифирменных программ маркетинга и прогнозов развития, для функции планирования - выполняется ряд методов анализа, планирования и прогнозирования и т.д.

При переходе от распределительного и директивного управления к регулирующему воздействию система государственного регулирования торговли должна строиться: во-первых, с учетом финансово-хозяйственной самостоятельности (автономии) организации и, во-вторых, исходя из условий децентрализации управления, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

Совершенствование механизма регулирования на уровне субъектов РФ и предприятий предусматривает преобразование управленческих структур торговли на основе четкого разграничения функций государственного регулирования и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное, значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

В рыночной экономике роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также: усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ; создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

И последней общей функцией является интеграционная. Новой чертой современных рыночных отношений является переход к интеграции во всех составляющих сферах деятельности предприятий, позволяющей наиболее четко видеть будущее развитие предприятия, комплексно учитывать интересы потребителя и производителя. Именно реализация новых подходов в государственном регулировании торговли наиболее эффективна через механизм взаимовыгодной торгово-экономической интеграции.

Цель экономической и организационно-управленческой интеграции регионов состоит в обеспечении стабильности функционирования экономик регионов и экономического роста, безопасности и устойчивости развития торговых организаций, входящих в интегрированный комплекс, за счет совместного использования конкурентных преимуществ регионов и их ресурсного потенциала, включая привлечение средств от хозяйственно-финансовой деятельности субъектов интеграции.

Функции государственного регулирования сферы торговли, тесно связаны, с формами (инструментами) ее регулирования: институциональной, программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др. На рисунке 2 представлены инструменты государственного регулирования.

Рисунок 2 - Инструменты государственного регулирования

Рынок как форма хозяйственного общения утверждается именно в ходе становления и совершенствования экономических институтов, которые понимаются нами в данном случае как регуляторы, инструменты экономических форм (госзаказ, социальный и коммерческий заказ).

A. Спрос - желание, намерение потребителей приобрести определенный товар.
Б. Предложение - желание или намерение производителя предложить к продаже свои товары.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны
4) оба неверны
2. К отрицательным последствиям рыночного регулирования экономики относится:
1) свободное ценообразование
2) увеличение цен на товары
3) безработица
4) конкуренция
3. Что является особенностью рыночной экономики?
1) высокая платежеспособность населения
2) свободное ценообразование
3) активная деятельность профсоюзов
4) функционирование кооперативов

Часть С - ЭКОНОМИКА Рыночная экономика Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на

экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с её классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему …. Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорией отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый её участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства. Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усмаривает в этой системе серьёзные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.). По кн. «Экономическая теория» Под ред. В.Д. Камаева. М., 2003. с.47, 50 Задание: С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. С2. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте? С3. В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления). С4. Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов. С5. Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы ХХ века. С6. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьёзные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведённого в тексте) в защиту своей позиции.

помогите ответить на 5 и 6 вопрос пожалуйста!!!

1. Экономика - это наука, изучающая:

1) природные процессы и явления 2) поведение человека
3) методы рационального хозяйствования 4) результаты деятельности человека

2. Свободная рыночная экономика - это:
1) экономика, в которой экономическое регулирование осуществляется одновременно и государством, и частным производителем
2) экономика, для которой характерно стихийное рыночное регулирование
3) экономика, в которой преобладает административно-распределительный способ хозяйствования
4) экономика, для которой характерно планомерное развитие

3. К основным функциям государства в рыночной экономике относится:
1) финансовая поддержка убыточных частных предприятий
2) распределение ресурсов между предприятиями
3) правовое регулирование экономических отношений
4) установление цен на товары и услуги

4. Главной целью государства в отношении монополий является:
1) ликвидация крупных предприятий 2) наказание монополистов
3) поддержка конкуренции
4) увеличение финансовых поступлений в бюджет

5. Государственное регулирование экономики, в отличие от рыночного, предполагает льготное налогообложение для:
1) государственных предприятий оборонного комплекса
2) индивидуальных частных предприятий
3) предприятий, использующих труд инвалидов
4) предприятий системы государственного управления

6. Из предложенных ниже определений понятия "Валовой Внутренний Продукт" выберите
наилучшее. Валовой Внутренний Продукт - это...
1) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение календарного года;
3) стоимость всех конечных товаров и услуг, купленных по рыночным ценам на территории страны в течение календарного года;
4) рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных жителями страны в течение
календарного года;
5) рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны в течение
календарного года.

7. Уровень жизни в стране возрастет, если:
1) Валовой национальный продукт (ВНП) и население увеличатся в одинаковой мере.
2) Валовой национальный продукт (ВНП) вырастет быстрее, чем население.
3) население увеличится быстрее, чем Валовой национальный продукт (ВНП).
4) производство и потребление уменьшатся

8. Какую функцию не выполняют деньги:
1) средство обращения, 2) способ измерения,
3) мера стоимости, 4) средство накопления.

9. Важнейшим признаком свободного рынка являются:
1) Нерегулируемые предложение, спрос и цена
2) Монополистическая конкуренция
3) Вмешательство государства в рыночное равновесие 4) Ликвидация партнерства

10. В стране А. товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапамятных времен. Профессия определяется при рождении. В этой стране:
1) рыночная экономика; 2) традиционная экономика;
3) централизованная экономика; 4) смешанная экономика.

11. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
1) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
2) только экономическое поведение отдельных фирм;
3) отношения между отдельными представителями разных классов;
4) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.

12. Эмиссию наличных денег в России осуществляет...
1) ЦБР, 2) Госдума, 3) Министерство финансов, 4) Президент.

13. Издержки производства - это:
1) затраты на сырье
2) затраты на ремонт износившегося производственного оборудования
3)затраты на приобретение и использование производственных ресурсов (так называемых факторов производства)
4) затраты на заработную плату персонала

14. Дефицит государственного бюджета существует, если:
1) увеличиваются государственные расходы на социальные нужды
2) государственные расходы превышают доходы
3) увеличивается государственный долг
4) уменьшаются налоги

1. Установите соответствие между уровнями экономического анализа и показателями экономического развития.

Показатели развития Уровни анализа
А) валовой внутренний продукт 1) макроэкономика
Б) чистая прибыль 2) микроэкономика
В) издержки производства
Г) уровень безработицы
Д) национальный доход

А Б В Г Д

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано

(1) международное гуманитарное право позволяет удерживать воюющие страны от бессмысленной жестокости. (2) оно обеспечивает необходимую защиту тем, кто страдает от войны. (3) В условиях, когда войны продолжают оставаться способом разрешения проблем между государствами, необходимо более жёстко преследовать нарушителей норм международного гуманитарного права.
Определите, какие положения текста можно отнести к суждениям, отражающим
А) фактический характер Б) выражают мнения

1. Какова роль экономической деятельности в жизни общества? 2. Почему экономический рост является одним из критериев прогресса экономикии

общества?

3. В чем особенности рыночного регулирования экономики?

4. Как сделать производство эффективным?

5. Что необходимо для успеха в бизнесе?

6. Какие экономические задачи решает современное государство?

7. Кто и как регулирует денежные потоки в эконом

Какова роль экономической деятельности в жизни общества? Почему экономический рост является одним из критериев п р о г р е с с а экономики и общества?

В чем особенности рыночного регулирования экономики? Как сделать производство эффективным? Что необходимо для успеха в бизнесе? Какие экономические задачи решает современное государство? Кто и как регулирует денежные потоки в экономике? Зачем экономике рынок труда? Почему страны вынуждены торговать друг с другом? Как производителю и потребителю сделать рациональный экономический выбор?

Очень прошу,помогите с документом по обществознанию,10 класс.Сделал бы сам,но уже ничего не соображаю.Ибо задали 6 документов,помогите хотя бы с

одним,пожалуйста!)
Документ:
Из работы современных российских ученых-экономистов "Рынок и социальное согласие".
По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма.Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое "рыночное несовершенство",связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов,обеспечении экологической устойчивости,ликвидации неоправданного социального неравенства.По данным ООН,абсолютные размеры бедности в мире возрастают:по оценкам,на долю 20% беднейших слоёв мирового населения приходилось в середине 80-х годов всего лишь 4% мирового богатства.Видимо,будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим механизмом,чем собственно механизм рынка.В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам,предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.
Вопросы и задания:
1)Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как несовершенный?
2)Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?
3)Используя содержание параграфа,предложите возможные(кроме рыночного обмена)механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.(Если не сложно,найдите эл.вариант учебника в интернете,10 класс-Боголюбов,Лазебникова,12 параграф)

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. В особенности это проявилось во Франции в правление министра финансов Кольбера (1669-1683), вследствие чего практический французский меркантилизм вошёл в историю под названием кольбертизм и характеризовался установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности. Другой представитель этого направления, А. Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот (в 1615г.) термин “политическая экономия”.

В 90 годах XIX века возникло одно из современных направлений экономической мысли - неоклассическая теория. Оно возникло на базе:

идей экономического либерализма (политики невмешательства государства в экономику, совокупность экономических свобод, свободная конкуренция, свободное предпринимательство, свободные рынки, свободные цены, свободная торговля и т.д.);

«чистой теории» (теоритико-методологическая позиция «классиков» и «неоклассиков» свидетельствующая об их приверженности «держаться чистого знания», «чистой теории», то есть без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений в экономическом анализе);

принципов системного анализа маржинальных (предельных) показателей (как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макроуровне);

микроэкономического исследования (исследование экономических единиц такие, как фирмы, или какие-либо отдельные экономические объекты или явления); явившись альтернативой классической политической экономии.

С 30 годов ХХ века теоретико-методологические задачи «неоклассиков» дополнились макроэкономическими исследованиями и проблематикой социальной направленности и государственного регулирования экономики. «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятий предельной полезности, практически одновременно сформулированное У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической политэкономии, например И. Тюненом.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. К крупнейшим представителям неоклассицизма, кроме выше перечисленных, относятся Дж. Кларк, Ф. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель. Они подчёркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального набора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной эффективности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами и ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны быть равны друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

Главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия, которое должно характеризоваться тремя условиями:

во-первых , действительно спрос и предложение производительных услуг (то есть фактор производства - труда, земли и капитала) равны и существует устойчивая постоянная цена на рынке этих услуг;

во-вторых , действительные спрос и предложение продуктов равны и существует постоянная и устойчивая цена на рынке продуктов, и, наконец,

в-третьих, продажная цена продуктов равна издержкам, выраженным в производительных услугах.

Два первых условия относятся к равновесию обмена (т.к предприниматели являются покупателями производительных услуг и производителями потребительских продуктов, а владельцы производительных услуг являются покупателями предметов потребления), третье - к равновесию производства (равновесие между суммой цен на готовые продукты и суммой цен на производительные услуги). В целом для неоклассической теории характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям в отличие от кейнсианства, в теории которого доминирует макроэкономический подход. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий экономики благосостояния, экономического роста. Эти концепции иногда называют современной неоклассической школой. Некоторые экономисты до недавнего времени попытались также соединить отдельные положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ века выявило чётко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создать условия его свободного функционирования.

В России большинство экономистов высокого класса склоняются к тому, что Российское правительство должно играть значительно более важную роль при переходе к рыночной экономике. Сегодня внимание должно сместиться на государственный сектор, деятельность правительства по перестройке промышленности, учреждению рыночных институтов и созданию условий для конкуренции. Серьёзные меры должны быть приняты для предотвращения криминализации экономики.

Для преодоления депрессии Российское государство должно возродить потребительский спрос, увеличив пенсии и зарплаты, а так же возвратив по крайней мере часть сбережений, потерянных в результате инфляции, которая снизила покупательную способность рубля. Также нужно

обеспечить создание производственного капитала, изъяв для этого инвестиции из непродуктивной сферы и способствуя созданию новых конкурирующих предприятий.

Неокейнсианство , модификация кейнсианства, обосновывающая концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства в условиях послевоенного развития. Неокейнсианство сложилось в первой половине 1950-х годов и оставалось одной из главных концепций экономической политики развитых стран Запада до конца 1970-х годов. Наиболее видными представителями этой теории являются Р. Харрод, Э. Хансен, Е. Домар, Дж. Робинсон, Н. Калдор и др.

В первые послевоенные десятилетия в условиях начав-шейся научно-технической революции и острого соперничества с социалистическими странами, демонстрировавши-ми в то время значительный динамизм хозяйственного раз-вития, на первый план экономической политики развитых стран Запада выдвинулась задача обеспечения устойчивого экономического роста. Между тем теория Кейнса отличалась в целом статистическим подходом к экономике в рамках краткосрочного периода экономического анализа, в котором основные макроэкономические параметры оставались неизменными. Неокейнсианство, напротив, главное внимание уделило:

экономической динамике (выяснение условий поддержания высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечивающих полную загрузку производственных мощностей и полную занятость в долгосрочной перспективе) видные представители которой - Д. Харрод (США), Е. Домар (США);

теории экономического цикла (циклическое развитие рыночной экономики от подъемов к спадам), наиболее видным представителем которой является американский экономист Э. Хансен.

Методология Неокейнсианства опирается на разработанный Кейнсом макроэкономический подход, использующий совокупные народнохозяйственные величины, такие, как совокупный спрос, предложение, сбережения, инвестиции, национальный доход и т.д., которые позволяют выделить основные качественные зависимости функционирования национальной экономики. Однако Неокейнсианство выступило с критикой статического подхода и сделало упор на элементы долгосрочной динамики, которые также содержатся в работах Кейнса. В рамках Неокейнсианства происходит переход от теории государственного регулирования экономики, как нацеленного преимущественно на обеспечение полной занятости, к обоснованию политики долгов-ременного роста.

Неокейнсианство разделяет исходный постулат Кейнса о неспособности рыночного хозяйства к автоматическому установлению макроэкономического равновесия, однако центр тяжести переносит с анализа кризиса на реконструкцию механизма цикла в целом. Это сделано путём развития кейнсианской теории эффективного спроса, на базе которой рассматривалось взаимодействие макроэкономических компонентов экономики, порождающее циклические колебания. Отклонение фактического уровня валового национального продукта от потенциального трактовалось как результат изменения эффективного спроса (наряду с этими двумя типами роста Харрод выделял ещё и предпринимательский рост). Эти процессы увязывались с теориями “длинных волн” экономического развития (концепция разработанная выдающимся русским экономистом Н.Д. Кондратьевым (1892-1938) гл. вывод в том, что развитие обосновывалось политикой систематического управления спросом со стороны государства.

“Теория экономического роста” (Харрод, Домар) поставила проблему факторов роста национального дохода, условий, обеспечивающих его длительность, динамического равновесия. Согласно этой теории “самоподдерживаемый рост” в длительной перспективе обеспечивается устойчи-востью темпов роста производительности труда, занятости, капитала, а также постоянством отношения “капитал-продукт” и доли прибыли в национальном доходе. Особо исследовалась взаимосвязь динамики инвестиций и национального дохода. С этой целью была разработана теория кумулятивного процесса, основанная на взаимосвязи мультипликатора и акселератора. Важным является вывод о том, что фактически экономический рост может совпасть с потенциальным лишь случайно, что делает необходимым вмешательство государства.

Значительное внимание Неокейнсианство уделило проблемам научно-технического прогресса. Разработана проблема типов технического развития и показателей техники. Сделан вывод о необходимости государственного финансирования и стимулирования научных исследований, внедрения новой техники, структурной перестройки экономики.

Несмотря на то, что в 50-60-е годы, когда Неокейнсианство, наряду с научно-технической революцией, стало важным источником, почти устойчивого бескризисного роста экономики развитых стран Запада, в 70-е годы оно оказалось в состоянии глубокого кризиса, а в конце десятилетия было потеснено неоконсервативными теориями. Это было связано, прежде всего, с исчерпанием эффективности кейнсианских рецептов государственного регулирования роста, когда попытки управлять эффективным спросом, не выводя экономику из застоя, вызвали высокую инфляцию. Это явление получило название стагфляции. В условиях «монетаристской революции» последних десятилетий в Неокейнсианстве усилилось и выделилось как самостоятельное его левое течение, получившее название посткейнсианства (Робинсон, Калдор, Страффа и др.). Оно содержит фундаментальную критику неоклассической традиции, акцентируя роль в рыночной экономике неопределённости, монополий, несовершенной конкуренции и т.д. Отстаивает необходимость проведения «политики доходов» (государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы) со стороны государства, имеющей целью сбалансировать сферу распределения.