Умк по немецкому языку 5. Школьный гид. Контроль навыков говорения

:
1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги . 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова . - М. : Просвещение, 2011;
2. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичева. - М. : Просвещение, 2011;
3. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. - М. : Просвещение, 2011.
Материалы для 2 класса спроектированы в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования: определены планируемые результаты освоения темы и универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели, позволяющие грамотно смоделировать образовательный процесс, описаны методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса и активности школьников.
Конспекты уроков для 3-4 классов содержат теоретические сведения, систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач и развитие творческого потенциала обучающихся.
Разнообразный методический и дидактический материал позволит учителю построить урок с учетом новых технологий и современных требований к уровню и качеству образования.

Подробное описание

Настоящее электронное пособие «Немецкий язык. 2–4 классы: поурочные планы по УМК И. Л. Бим» серии «Поурочное планирование для начальной школы» предлагает примерное поурочное планирование, составленное опытными учителями в соответствии с учебниками:

1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим , Л. И. Рыжова. – М. : Просвещение, 2011;

2. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. М. Фомичева. – М. : Просвещение, 2011;

3. Бим, И. Л. Немецкий язык. Первые шаги. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. – М. : Просвещение, 2011.

Основная задача предлагаемого компакт-диска – облегчить труд учителя немецкого языка как в подготовке к уроку, так и в работе на уроке. Электронное пособие имеет автономный характер: его достаточно для квалифицированной подготовки и проведения урока. Однако материал можно использовать и в сочетании с иными методическими разработками.

Основные принципы, заложенные в электронном пособии:

– игровая деятельность, которая в жизненном опыте учащихся 2–4 классов занимает все еще значительное место, находит отражение и на уроках иностранного языка;

– опора на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память; включение в языковой материал, подлежащий запоминанию, рифмовок, считалок, песенок, использование изобразительной наглядности, движений, музыки;

– опора на небольшой опыт школьной учебной деятельности учащихся младших классов, ведение работы над дальнейшим развитием элементарных общеучебных умений;

– формирование специальных учебных умений (например, языковой догадки) применительно к овладению иностранным языком.

Материалы для 2 класса спроектированы в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования: определены планируемые результаты освоения темы и универсальные учебные действия, сформулированы педагогические цели, позволяющие грамотно смоделировать образовательный процесс, описаны методы обучения, способствующие развитию познавательного интереса и активности школьников.

Конспекты уроков для 3–4 классов содержат теоретические сведения, систематизированный набор упражнений и заданий, направленных на решение образовательных задач и развитие творческого потенциала обучающихся.

В разработки уроков включены активные формы обучения (игры, сценки, поэтические строки) и различные виды деятельности учащихся (диалоговое, групповое и коллективное общение, обмен информацией, декламация, вокал), что позволит обеспечить успешное усвоение немецкого языка на высоком уровне и поддерживать интерес к предмету и жизни современной Германии.

Материал электронного пособия рассчитан на его творческое использование учителем: опираясь на реальный уровень знаний учащихся класса по предмету, степень общего и интеллектуального развития, наличие тех или иных интересов, учитель может варьировать способы подачи материала.

Компакт-диск предназначен как для опытных учителей немецкого языка, так и для начинающих педагогов общеобразовательных учреждений, может быть полезен студентам педагогических вузов и колледжей; учащимся.

Литература

1. Немецкий язык. 2 класс: система уроков по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой / авт.-сост. Т. П. Сухова . – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.

2. Немецкий язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой, Л. М. Фомичевой / авт.-сост. Т. Г. Федорова . – Волгоград: Учитель, 2012. – 151 с.

3. Немецкий язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой / авт.-сост. Т. Г. Федорова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.

Структура диска предполагает наличие трех разделов, материалы которых систематизированы по классам.

Предлагаемое электронное пособие создано с использованием программных средств. Электронный вариант дает возможность более интенсивно и эффективно работать с материалами компакт-диска, используя все преимущества компьютера (редактирование, комбинирование, поиск, печать и т. п.).

УМК «Первые шаги» по немецкому языку для 2-4 классов

Учебно-методический комплект по немецкому языку «Первые шаги» предназначен для учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ и ориентирован на достижение самого первого (начального) уровня коммуникативной компетентности. Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе начинается теперь во 2 классе исходя из базисного плана, и на его изучение отводится 2 часа в неделю. Данный УМК состоит из учебников “Die ersten Schritte” (в двух частях), рабочих тетрадей Arbeitsheft A, Arbeitsheft B, трёх аудиокассет, книги для учителя Lehrerhandbuch. УМК имеет гриф «Рекомендован Министерством образования Российской Федерации».

Учебный курс «Первые шаги» строится на личностно ориентированном подходе, который направлен на развитие мотивации к изучению немецкого языка, на воспитание и развитие школьников средствами самого языка. Учебник состоит из вводного и основного курсов. Вводный курс содержит 30 уроков-«шагов». Основной курс включает в себя серию из 6 «шагов», объединённых в параграфы. Следует сразу отметить, что все задания, тексты, ситуации представляют интерес для второклассников, соответствуют их возрасту и личностным особенностям и имеют образовательную, воспитательную, развивающую и страноведческую направленность.

Школьники научатся читать и писать немецкие буквы, буквосочетания, слова, предложения, овладеют алфавитом. Второклассники также научатся правильно произносить основные немецкие звуки, звукосочетания, слова и фразы, соблюдая наиболее важные интонационные правила (ударение в слове, фразе, восходящую и нисходящую мелодии). Значительно увеличится их словарный запас: в первой части учебника содержится 70 лексических единиц (ЛЕ), большая часть которых – устойчивые словосочетания, обороты речи типа «Wie alt bist du?», «Stimmt’s?» и др., и около 130 лексических единиц во второй части учебника, получается всего около 200 ЛЕ за первый год обучения. Спряжение глагола sein доступно даётся в рифмовке. В учебнике представлены разнообразные упражнения для закрепления грамматики (грамматические песенки), которые не требуется заучивать, важнее их осмыслить и сделать выводы. На занятиях ученики научатся грамматически оформлять свою речь на элементарном уровне в ходе решения исходных коммуникативных задач, овладеют несколькими основными типами немецкого простого предложения. В ходе занятий будут совершенствоваться уже известные учащимся и наиболее важные приёмы обучения: списывание, выписывание, работа с текстом, в том числе чтение по ролям диалогов, и др. Дети также овладеют такими учебными приёмами, как элементарный перевод с немецкого языка на русский слов, отдельных предложений, научатся использовать языковую догадку. У занимающихся по курсу «Первые шаги» сформируется представление о некоторых основополагающих языковых правилах, например о порядке слов в немецком простом предложении, о наличии артикля и его употреблении, об особенностях спряжения и т. п.

«Шаг» с «шагом» объединяет связующая нить - школьники всегда начинают занятия с повторения пройденного материала. Лексический и грамматический материал изложен последовательно - от простого к сложному. Подводится итог каждого урока, что выявляет уровень знаний каждого ученика. Несомненным достоинством методического комплекта является его гибкость и адаптивность, которые предполагают свободу в действиях учителя, возможность учёта реальных условий обучения. Некоторые задания даются со звёздочкой и могут быть использованы выборочно в зависимости от уровня понимания материала детьми, а также от их желания.

Авторы учебников предлагают для изучения такие страноведческие реалии, как названия крупных немецких городов, типичные немецкие имена и фамилии, клички животных, имена персонажей известных немецких сказок и т. п. Положительным моментом является знакомство учащихся с новыми реалиями нашей жизни, отражающими развитие науки и техники, например компьютерной мышью, мобильным телефоном.

В учебниках представлено много игровых моментов: эстафета (кто быстрее напишет на доске буквы), игра в жмурки, в «человека рассеянного», упражнения, заставляющие второклассников думать, анализировать, сравнивать, выражать свое мнение - согласие или несогласие. Дети учатся обращаться друг к другу и взрослым. Резервные уроки и уроки повторения дают полную свободу для изобретательности учителя. Дети любят разгадывать кроссворды - это интересно, занимательно, развивает память.

Рабочие тетради полностью повторяют структуру учебников и способствуют лучшему усвоению лексико-грамматического материала. Задания и упражнения выполняются в письменной форме. К тому же тетради прекрасно иллюстрированы, многие картинки привлекут внимание школьников, вызовут интерес к изучаемым явлениям.

Авторы создали грамотный учебно-методический комплект, процесс обучения по которому носит творческий характер, уроки интересны и эффективны, поскольку авторами учтены психологические особенности возраста учеников.

Рабочие программы по немецкому языку

Линия УМК нацелена на формирование у младшеклассников начальных навыков устной и письменной речи на немецком языке, освоение правил речевого поведения, получение базовых страноведческих представлений. Авторы учли такие особенности детей 8–10 лет, как пластичность механизмов усвоения речи, высокая познавательная активность и способность к имитации и др. Помимо достижения минимального уровня владения языком, учебники направлены и на личностное развитие учеников: расширяются их эмоциональные и творческие возможности, фантазия, повышается готовность к социальному взаимодействию, формируется положительное отношение к немецкой культуре.

Линия учебно-методических комплексов по немецкому языку предназначена для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать немецкий язык во 2 классе. УМК этой серии нацелены на приобретение учащимися начальных навыков общения в устной и письменной форме на немецком языке, а также на освоение правил речевого поведения.

В учебно-методических комплексах учитываются такие психологические особенности детей младшего школьного возраста, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации и др.

Эти особенности легли в основу пяти принципов, на которых строится обучение:

  • коммуникативная направленность;
  • личностно-ориентированная направленность;
  • взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму);
  • сознательность и активность обучения;
  • доступность и посильность.
  • формирование минимального уровня владения немецким языком, позволяющего ученику осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме на элементарном уровне, т. е. в рамках тематики, пре­дусмотренной примерными программами по иностранным языкам для начальной школы;
  • личностное развитие учащихся средствами немецкого языка, связанное с развитием языковых способностей школьников, их психических, эмоциональных, творческих возможностей, фантазии, готовности к социальному взаимодействию, а также формирование позитивного отношения к немецкому языку и культуре немецкоговорящих стран.

Предлагаемые в учебниках задания помогут организовать обучение языку как процесс заинтересованного общения учителя с учащимися, а также учащихся между собой. Их выполнение предполагает опору на виды деятельности, типичные для младших школьников (изобразительная, игровая, музыкальная и др.). Используемая в этих целях страноведческая информация соответствует опыту и интересам учащихся начальных классов.

Анализ УМК И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. для 8 класса «Deutsch Schritte 4»

Учебно-методический комплект (УМК) по немецкому языку «Deutsch Schritte 4» представляет собой результат творческой работы авторского коллектива в условиях многогранного и динамического учебного процесса в системе общего среднего образования.

Для создания УМК были использованы следующие нормативные документы: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, программы среднего (полного) общего образования по иностранным языкам (немецкий язык), авторская программа курса немецкого языка для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений И. Л. Бим. Учебно-методический комплект для 8 класса допущен к использованию в общеобразовательных учреждениях Министерством образования РФ. Институт им. Гёте (ФРГ) предоставил издательству ряд текстового и иллюстративного материала, а также осуществлял активную консультацию в период составления пособия.

Учебно-методический комплект “Deutsch Schritte 4” для 8 класса включает в себя следующие компоненты:

  • · учебник (+книга для чтения);
  • · книгу для учителя;
  • · рабочую тетрадь;
  • · аудиокассету.

Предлагаемые в данном учебнике тексты носят аутентичный характер и отвечают коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учащихся на данной ступени обучения; лексический и грамматический материал подобраны для школьников, изучающих немецкий язык как первый иностранный с образовательной программой, рассчитанной на 3 часа в неделю.

УМК разработан в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта по иностранным языкам, с учетом обязательного минимума содержания образования и авторской программой по немецкому языку. Это обеспечивает реализацию основных целей обучения иностранным языкам в условиях школы, а также повышает уровень их гуманитарного образования, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного и многоязычного мира.

Изучение иностранного языка в условиях общеобразовательной школы сводится к следующим целям, которые находят свою реализацию в данном учебном комплекте:

  • 1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции с учетом речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций.
  • 2. Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, образования, самообразования, социального взаимодействия.

Следует отметить, что данная образовательная ступень является очень важной на пути становления личности ребенка: на ней совершенствуются ранее приобретенные знания, умения и навыки, увеличивается объем изучаемых речевых средств, в целом совершенствуется качество владения иноязычной речью, возрастает степень осознанности школьников к организации своей учебной деятельности. Следовательно, для максимально плодотворной реализации процесса обучения с учетом требования программы и возрастных особенностей учащихся должна быть использована правильная тематическая, грамматическая и лексическая базы учебного курса.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание основных компонентов УМК. Весь материал учебника объединён в 4 самостоятельные главы (Kapitel), каждая из которых имеет свое название:

I. Schцn ist es im Sommer!

II. Aber jetzt ist schon lдngst wieder Schule!

III. Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor.

IV. Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland.

Книга для чтения (Lesebuch) включает в себя следующие произведения: Schwдnke, Sagen und Legenden, Balladen, Kinder- und Jugendbьcher, Novellen und Romane. Выбор жанров произведений для чтения имеет яркую фольклорную направленность и ставит целью познакомить учащихся с культурой немецкоязычных стран через литературные компоненты народного творчества. Также ученики знакомятся с творчеством немецких мастеров слова, таких как Йозеф фон Эйхендорф и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Тексты для чтения отобраны по следующим принципам: аутентичность, достоверность, культуроведческая насыщенность. В конце учебника предлагается немецко-русский словарь, который включает в себя новую лексику и основную лексику предыдущих лет обучения.

Основными положениями, определяющими выбор и организацию учебного материала курса, являются:

  • · соответствие тематического содержания учебного пособия познавательным и личностным интересам школьников на средней ступени обучения;
  • · ориентация на возрастные особенности и сферу, отвечающую за мотивирование учеников;
  • · аутентичность учебника, его жанровое многообразие;
  • · страноведческая составляющая курса учебника;
  • · межпредметная, многоуровневая и полифункциональная обусловленность.

Анализ учебно-методического комплекта показал, что учебник имеет как преимущества, так и недостатки. Одним из преимуществ учебника является то, что он написан на языке оригинала. К достоинствам учебника также можно отнести красочное оформление, многочисленные иллюстрации городов, памятников, элементов быта и культуры немецкоязычного народа. Такая иллюстративная наглядность отображает культурное наследство Германии, тем самым стимулируя учащихся, повышая их мотивацию к изучению иностранного языка. Тексты учебного курса отражают языковую действительность, особенности функционирования языка, способствуют развитию речевой интенции говорящего. Благодаря хорошо подобранному материалу учебника создаётся представление о различных аспектах жизни людей за рубежом, что побуждает учащихся к коммуникации и сопоставлению фактов и явлений действительности своей страны и стран изучаемого языка.

К недостаткам учебника можно отнести небольшое количество заданий, способствующих сравнению и обсуждению жизни самих школьников в условиях их родной культуры, недостаточность использования комплексных упражнений с использованием коммуникативно-когнитивного подхода к обучению. В учебнике нет информации о быте и культуре на территории России, не проводится параллель с Германией и другими немецкоязычными странами.

Книга для учителя представляет собой общую характеристику УМК для 8 класса, определяет цели и задачи обучения немецкому языку, организацию процесса обучения иноязычной речи и культуре, а также даёт подробные методические рекомендации по проведению уроков.

В конце каждого раздела предлагаются проектные работы для закрепления изученного материала, которые могут быть использованы учителем не только для обобщения и закрепления пройденного материала по лексической теме, но и для организации групповых форм работы в соответствии с требования коммуникативно-когнитивной образовательной стратегии. Помимо этого, в конце каждой главы есть разделы обобщения языкового материала («Wir prьfen, was wir schon wissen und kцnnen»). Например, ученикам предлагается разгадать кроссворд, в котором вместо вопросов изображены картинки с элементами гардероба.

Seite 146, Ьbung 3: Rдtselraten macht SpaЯ! Lцst bitte dieses Kreuzwortrдtsel mit den Benennungen der Kleidungsstьcke! Nehmt die Bilder zu Hilfe.

В следующем упражнении из данного раздела ученикам нужно вставить подходящие по смыслу слова вместо пропусков, проявив языковую инициативу и знание грамматики.

Seite 147, Ьbung 9b: Wie ist es weiter? Jana darf sich nicht oft Eis kaufen, das sie so sehr mag/ so gern isst/ gern hat. Auch Sven darf sich nicht … Jana darf sich nicht Torte kaufen, die … Auch Sven darf sich nicht.

Следует отметить, что данный УМК частично позволяет реализовать коммуникативно-когнитивный подход в обучении лексики. Авторы предлагают ряд упражнений, которые отвечают основным принципам и положениям данного подхода, но их необходимо дополнить.

Упражнения на координирование лексического материала .

И. Л. Бим предлагает ученикам повторить слова по теме «Kleidung» и ответить на вопрос: «Was nimmt man gewцhnlich auf die Reise mit?». Такое задание предполагает простое перечисление лексических единиц из предложенных вариантов, но для более развернутого ответа учитель может задать иную коммуникативную ситуацию, например, не просто перечислить ту одежду, которую нужно взять с собой в путешествие, но и обосновать почему. Затем авторы учебника просят учащихся рассмотреть карту Германии, на которой закодированы различные названия немецких городов (см. Приложение 1).

Seite 111, Ьbung 5b: Auf dieser Seite siehst du die Bundesrepublik Deutschland. Doch sind hier keine Stдdte, Dцrfer, StraЯen oder Flьsse, sondern Buchstaben. Wir haben Stдdtenamen in unserer „Landkarte“ versteckt. Du sollst sie suchen. Aber Vorsicht: Du musst waagerecht, senkrecht, von unten nach oben, von hinten nach vorne und umgekehrt lesen. Ein Tipp: Die Namen sind ungefдhr dort, wo die Stдdte liegen. Und solche Stдdte sollst du suchen: Kiel, Rostock, Hamburg, Bremen, Leipzig, Schwerin, Berlin, Potsdam, Hannover, Kassel, Dortmund, Koeln, Bonn, Frankfurt, Saarbruecken, Nuernberg, Passau, Stuttgart, Muenchen. Задача учащихся заключается в поиске заранее предложенных названий на карте (упражнение на усвоение лингвострановедческих компонентов ). Благодаря такому упражнению ученики не только знакомятся с географическими названиями немецких городов, но и развивают свои интеллектуальные способности. Такое упражнение способствует развитию скорости мыслительных операций учеников.

После этого авторы предлагают учащимся обратить внимание на картинку, на которой изображены элементы гардероба, а затем распределить их по столбикам в зависимости от того, кому они могут принадлежать (мальчику, девочке или обоим). Для включения этих слов в процесс реального общения учитель может спросить каждого ученика: «Was/welche Kleidung hast du jetzt an?». Затем ученики могут заготовить карточки с названиями предметов гардероба (оговоренного размера), выделив ярким цветом первую букву каждого слова на карточке. Например, следующим образом:

Эти карточки понадобятся для игры в домино, в которой учащимся нужно делать ходы, сопровождаемые повторением заучиваемой фразой.

Seite 113, Ьbung 6: Wir kцnnen Domino spielen. Einer beginnt: «Ich habe hier einen Rock und eine Bluse». Der Schьler, der auf seinem Kдrtchen z. B. eine Bluse hat, sagt: «Ich habe auch eine Bluse und noch einen Mantel» usw. Der Schьler, der sich als erster von seinen Kдrtchen befreit, gewinnt. Spielt in Gruppen.

Для более основательной реализации коммуникативной составляющей подхода, можно предложить ученикам выбрать импровизированного персонажа, например из книги, и составить небольшой рассказ о его туристическом гардеробе по получившемуся расположению карточек в игре. z. B. Wolodja packt einen Anorak, ein T-Shirt und einen Pullover. Und Anna nimmt Jeans und Stiefel auf die Reise mit.

Спустя некоторое время можно изменить учебную ситуацию, предложив ученикам разрезать карточки пополам, в результате чего на каждой из них будет только по одному названию вещи. Затем необходимо раздать ученикам незнакомые картинки, на которых изображены изучаемые элементы одежды, и попросить их подобрать к этим картинкам подходящие слова на заготовленных карточках. После проверки упражнения учитель может попросить учеников рассказать о гардеробе персонажа из книги или спросить, какая из предложенной одежды есть в гардеробе ученика, а какой нет.

За счет выполнения данного упражнения ученик проходит естественные стадии познавательного процесса (анализ предшествующих знаний, категоризация, обобщение, уточнение лексического фона, вывод относительно знаний о форме слова и о структуре собственных знаний по теме, коррекция), а благодаря дополнительным коммуникативным упражнениям совершенствуется процесс общения на иностранном языке.

Упражнения на развитие лингвокреативного мышления.

Примерами такого типа упражнений может служить такие задания как «Wortsalat» и «Wortfamilien», когда ученикам нужно найти слова по теме в сетке из букв или дополнить семью слов по значению центрального ключевого слова. Например, подобрать слова, относящиеся к школе, уроку или школьному предмету.

Для выполнения данного задания ученик должен внимательно ознакомиться с материалом учебника по теме, найти максимальное количество слов с подходящими значениями и только затем составить ассоциограмму (если список слов не предложен). В анализируемом учебном пособии преимущественно представлены комбинированные задания на работу с семьями слов. К примеру:

Seite 77, Ьbung 10a: Hier ist ein Wortsalat. In welche Gruppen kann man diese Wцrter dem Sinn nach einteilen?

Seite 78-79, Ьbung 10b: Ergдnzt diese Wortfamilien durch die Wцrter aus dem Wortsalat (Wortfamilien: die Schule, der Unterricht, das Fach, der Austausch, das Land).

Для достижения образовательной цели по развитию у школьников коммуникативных навыков, учитель может попросить их придумать небольшие тексты (микротексты) или предложения, в которых будут употреблены все, или почти все, слова из ассоциограммы («семьи слов»). Такое задание, в первую очередь, ориентировано на развитие у детей элементарной коммуникативной компетенции в таких видах речевой деятельности как чтение, письмо и говорение, а также способствует наиболее прочному усвоению лексических единиц и мотивирует учеников к изучению иностранного языка. В процессе выполнения предложенного упражнения у учеников формируется когнитивный образ лексической единицы, его актуализация за счет реализации цели речевой интенции, умение вычленять значения слова из контекста и использовать их в других речевых условиях.

На основе анализа УМК И. Л. Бим, Л. М. Санникова, А. С. Картова и др. для 8 класса «Deutsch Schritte 4», можно сделать вывод, что в учебнике содержится большое количество аутентичных текстов на наиболее актуальные темы, а также большое количество упражнений по обучению лексической стороне речи с учетом современных образовательных требований. К сожалению, учебно-методический комплект не располагает достаточным количеством заданий, отвечающим принципам и положениям коммуникативно-когнитивного подхода, поэтому для более эффективного обучения и повышения мотивации учащихся необходимо дополнять упражнения учебника, предлагать разнообразные коммуникативные задания с учётом интересов и предпочтений учеников. В качестве приема для закрепления лексического материала по пройденным разделам предлагается использовать дискуссии, беседы, проектные работы. Далее более подробно рассмотрим особенности применения коммуникативно-когнитивного подхода в процессе обучения лексической стороне речи.

ПЕРЕЧЕНЬ

УМК по немецкому языку

в соответствии с требованиями ФГОС к урочной и внеурочной деятельности

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Линия УМК «Немецкий язык» И.Л.Бим и др. Серия «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК». 2–11 классы.

Бим И.Л., Рыжова Л.И., Садомова Л.В., Фомичева Л.М. "Deutsch. Die ersten Schritte (ФГОС)". 2-4 классы. - М., Просвещение, 2011-2013. УМК «Немецкий язык. Первые шаги» для начальной школы общеобразовательных учреждений созданы на основе Примерных программ по иностранным языкам с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам. УМК для начальной школы состоят из следующих компонентов: учебник; рабочая тетрадь; книга для учителя; книга для чтения; аудиоприложение; дополнительные упражнения.

  • Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 2 класс. ФГОС. В 2 ч.

Ч.1. – 104с.: ил. – Обл.

Ч.2. – 128с.: ил. – Обл.

  • Бим, Рыжова. Немецкий язык. 2 класс. Комплект рабочих тетрадей. Часть А и Б. Пособие для общеобразовательных учреждений. ФГОС. 2012.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/176367/
  • Бим, Рыжова, Садомова. Немецкий язык. 2 класс. Книга для учителя. ФГОС. 2012.– 127с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/32472/
  • Бим, Рыжова. Аудиоприложение "Немецкий язык. 2 класс. Аудиокурс к учебнику (Первые шаги) (CDmp3) ФГОС". 2012. Время звучания: 3 часа 28 минут 52 секунды.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/191297/
  • Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык. 3 класс. ФГОС. В 2 ч.

Ч.1. – 128с.: ил. – Обл.

Ч.2. – 112с.: ил. – Обл.

  • Бим, Фомичева, Рыжова. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В двух частях. Части А и Б. ФГОС. 2013. 174с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/174697/
  • Книга для учителя. 3 класс. ФГОС. 2013. 95с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/125829/
  • Бим, Фомичева, Рыжова. Аудиоприложение "Немецкий язык 3 класс (CDmp3) ФГОС". 2012. Время звучания: 3 часа 54 минуты 05 секунд.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/191300/
  • Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 4 класс. ФГОС. В 2 ч.

Ч.1. – 112с.: ил. – Обл.

Ч.2. – 128с.: ил. – Обл.

  • Бим, Рыжова, Садомова. Немецкий язык. Первые шаги. Книга для учителя. 4 класс: пособие для общеобразовательных учреждений. 2013. 95с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/164948/
  • Бим, Рыжова, Садомова. Немецкий язык. Книга для чтения к учебнику для 4 класса. 2012. 55с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/171164/ ;
  • Бим, Рыжова. Аудиоприложение «Аудиокурс к учебнику "Немецкий язык. Первые шаги" для 4 класса общеобразовательных учреждений». 2011. Время звучания: 3 часа 07 минут 42 секунды.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/191303/
  • Бим И.Л., Садомова Л.В., Рыжова Л.И., Санникова Л.М., Картова А.С., Крылова Ж.Я. "Deutsch. 5-9" для 5-9 классов. УМК для 5-9 классов являются продолжением серии УМК для начальной школы «Первые шаги» ("Die ersten Schritte"). УМК для средней школы состоят из следующих компонентов: учебник; рабочая тетрадь, включающая фрагменты языкового портфеля; книга для учителя; книга для чтения; аудиоприложение; дополнительные упражнения (гиперссылка на сайте издательства «Просвещение»).
  • Бим, Игнатова, Рыжова. Немецкий язык. Книга для чтения: 5 -6 классы. 2009. 96с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/199292/ ;
  • Бим Инесса. Немецкий язык. Сборник упражнений. 5-9 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2010. 206с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/292904/ .
  • Бим, Каплина. Deutsch. Übung macht den Meister. Немецкий язык для 5 - 9 классов. Сборник упражнений . 2010. 206с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/8567/
  • Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. 5 класс. (4-й год обучения) 240с.: ил. – Обл.
  • Бим, Рыжова. Немецкий язык. 5 класс. 4 год обучения (CDmp3) ФГОС. 2012. Время звучания: 3 часа 46 минут 10 секунд.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/191305/
  • Бим, Рыжова. Шаги. Немецкий язык. 5 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. 2013. 112с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/84886/
  • Книга для учителя. 5 класс (4-й год обучения): пособие для общеобразовательных учреждений. ФГОС. 2012. 102с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/166905/
  • Бим И.Л., Рыжова Л.И., Санникова Л.М. Немецкий язык. 6 класс. 272с.: ил. – Обл. Учебно-методический комплект (УМК) для 6 класса общеобразовательных учреждений "Deutsch. Klasse 6. ФГОС" адресован учащимся 6 классов общеобразовательных учреждений, начавшим изучение немецкого языка со 2 класса. В состав УМК входят:
    - учебник - авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова;
    - рабочая тетрадь - авторы И. Л. Бим, Л. М. Фомичева;
    - книга для учителя - авторы И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Р. X. Жарова (итоговый тест);
    - аудиоприложение.
    Курс обучения в 6 классе ставит своей целью закрепить, совершенствовать и развить приобретенные школьниками ранее языковые и страноведческие знания, речевые навыки и умения, общие и специальные учебные умения, а также сформировать новые, с тем чтобы учащиеся продвинулись дальше в своем практическом овладении немецким языком, продолжили приобщаться к культуре страны изучаемого языка, учились представлять себя и свою страну в процессе иноязычного общения и чтобы все это в своей совокупности обеспечивало средствами учебного предмета образование, воспитание и разностороннее развитие школьников. 2-е издание, доработанное.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/8280/
  • Бим, Садомова. Немецкий язык. 6 класс. Аудиокурс к учебнику (CDmp3). ФГОС. 2012. Время звучания: 2 часа 22 минуты 02 секунды.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/191306/
  • Бим, Фомичева. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС. 2013. 112с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/8278/
  • Бим, Жарова, Садомова. Немецкий язык. 6 класс: Книга для учителя. ФГОС. 2013. 93с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/8280/
  • Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 7 класс. 224с.: ил. – Обл.
  • Бим, Садомова. Немецкий язык. 7 класс. Аудиокурс к учебнику (CDmp3). 2012. Время звучания: 2 часа 21 минуту 56 секунд.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/289003/
  • Бим, Фомичева, Крылова. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2012. 96с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/269478/
  • Бим, Игнатова. Немецкий язык. 7-9 класс. Книга для чтения. 2011. 125с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/272557/
  • Бим, Жарова. Немецкий язык. Книга для учителя. 7 класс. 2011. 63с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/9870/
  • Бим И.Л., Садомова Л.В., Крылова Ж.Я., Санникова Л.М. и др. Немецкий язык. 8 класс. 240с.: ил. – Обл.
  • Бим, Жарова, Садомова. Немецкий язык. 8 класс. Книга для учителя. Пособие для общеобразовательных учреждений. 2012. 80с. (Газетная)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/275527/
  • Бим, Крылова, Садомова. Немецкий язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. 2012. 92с. (Офсет)
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/287507/
  • Бим, Жарова, Крылова. Немецкий язык. 8 класс. Аудиокурс (CDmp3). 2012. Время звучания: 2 часа 37 минут 10 секунд.
    Подробнее:
    http://www.labirint.ru/books/175982/
  • Бим И.Л., Садомова Л.В. Немецкий язык. 9 класс. 256с.: ил. – Обл.
  • Бим, Жарова, Садомова. Немецкий язык. Книга для учителя. 9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. 2013. 94с. (Газетная)
  • Бим, Садомова. Немецкий язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2013 г.
  • Бим, Жарова, Садомова. Немецкий язык. 9 класс. Аудиокурс к учебнику и книге для учителя (итоговый тест) (CDmp3). 2012. Время звучания: 1 ч. 48 мин. 18 сек.

Подробнее: http://www.labirint.ru/books/319199/

  1. Немецкий язык. 2-4 классы. Развернутое тематическое планирование по программам И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой . Составители: Тароватова Н., Токарева Е. Издательство: Учитель. 2010. 72с.
  2. Комплект «Деловой немецкий» И.Н.Семёновой и др. Элективный курс. Для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и техникумов с экономико-финансовой специализацией.

Семёнова И.Н., Лясковская Е.В. Деловой немецкий. 10-11 класс. (Комплект с аудиокурсом.) (CD, mp3) - М., Просвещение, 2011-2013. – 325с. – Обл.

  1. Серия «Пять колец». М., Просвещение, 2009-2013
  • Радченко О.А., Бузоева М.Д., Гончарова Н.А. и др. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. -128с.: ил. – Обл.
  • Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3. -160с.: ил. – Обл.
  • Радченко О.А., Ерёменко Е.И., Лукьянчикова М.С. и др. Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 4. -224с.: ил. – Обл.
  1. Серия «Государственная итоговая аттестация». Пособие по аттестации.

Бим И.Л., Биболетова М.З., Бабушис Е.Е. и др. Немецкий язык. Государственная итоговая аттестация. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. – М., Просвещение, 2012-2013 -96с. – Обл.

  1. Богданова Н.В., Крячина С.Н. Немецкий язык для детей. - Издательство "Золотой Век", "Диамант", Санкт-Петербург, 1999. - 400с.
  2. Геращенко Т.Б., Бартош Д.К., Демидова Н.В. Грамматика немецкого языка. Теория. Упражнения. Ключи. М., Просвещение, 2009-2013 -336с.: ил. – Обл.
  3. Гречко В.К., Богданова Н.В. Deutsch fur die Kinder / Немецкий язык для детей .- Корона-Век, 2011, 240с
  4. Игры для детей первого и второго года обучения.- ООО «Медиахаус», Москва, 2006
  5. Кучерова Е., Энглер В., Волков А. Spielgramm. Немецкая грамматика в играх. - Издательство: АСТ, Восток-Запад, 2007.- 160с. ISBN 978-5-17-045767-0, 978-5-478-00580-1, 978-985-16-2531-0
  6. Минина Г. П., Яхнин Л. П. Баба – Яга за тридевять земель. Начинаем учить немецкий. ИДройт Катрин.
  7. Wir spielen Theater. Сборник пьес на немецком языке с CD.- М.: ЗАО «МСНК-пресс», 2008.- 40с.
  8. Морохова Н.Е., Лукьянчикова М.С., Бушуева Е.Т., Жарова Р.Х. Wir feiern Feste. Lehrerbeiheft. УМК для изучающих немецкий язык. - ЗАО «МСНК-пресс», 2004
  9. Растригина Л.П. Немецкий букварь. Звуки и буквы. Deutsches Alphabet. Laute und Buchstaben.- Бао-пресс, Рипол Классик, Москва, 2005. - 64с.
  10. Ролевые и ситуативные диалоги к экзаменам по немецкому языку. Редактор: Потапова Е.Г. Издательство: Корона-Принт. 2002. ISBN: 5-7931-0210-8 – 336с. (Газетная)
  1. Ein Koffer Deutsches. Landeskundliche Unterrichtsmaterialien für Kinder. Lernstationen und Freiarbeit für frühen Deutschunterricht. Mit 2 Audio-CD.- Goethe-Institut, München, 2004