Учитель в художественной литературе: классика и современность. Исследовательская работа «Образ Учителя в произведениях русской литературы «Благие намерения» и А. Алексина «Безумная Евдокия»

В период перестройки меняются взгляды людей на окружающую действительность. На первый план выходят материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и занятого личными делами. Вследствие подобных изменений меняется отношение ученика к учителю, уходит взаимоуважение из отношений общества к педагогу. Обзорный анализ произведений постперестроечного периода позволит убедиться в этом.

Уже в повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка» наблюдается тенденция к созданию отрицательного образа педагога. Учительница представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего средством подъёма по карьерной лестнице. Учительница беспокоится за внешнюю успеваемость класса. Она стремится выделиться, ей нужно, чтобы её заметили, поэтому она выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Рассматривая образ учителя, следует проанализировать образ классного руководителя, который имеет свои точки воздействия на учеников. Здесь хотелось бы упомянуть об образе Маргариты Ивановны из повести

В. Железникова «Чучело» . Это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне её собственных. Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие - на ее действия.

Следует, однако, отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления. Такой образ присутствует в повести Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой» : пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит, ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.

В постперестроечное время учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д. С другой стороны, к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие его стиль поведения. Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть в современном романе «Географ глобус пропил» Алексея Иванова . В этом произведении главным героем является Служкин. Для нас этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе, знания методического и психологического характера он не может грамотно построить отношения с учениками.

В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца , центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он воспитывает в учениках чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.

Литература всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается в соответствии с особенностями исторической действительности. На каждом этапе времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

    Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.

    Каждое изменение реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок. Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить ее, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Библиография

1 А. Лиханова «Благие намерения» с. 13

2 Там же стр. 20

3 А. Лиханова «Благие намерения» с. 23

Победитель конкурса "Я и образованиЯ" - 2014 в номинации "Эссе"

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель»


Каждый человек в жизни так или иначе встречает учителя на своем пути. И все индивиды прекрасно понимают значение этого слова. Ведь учитель – это лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета. Каждого из нас эти люди поддерживали на протяжении школьных лет. Они помогали ученикам поверить в свои силы и реализовать свои способности. Но так ли было и так ли происходит сейчас? В этом нам помогут разобраться книги.

На страницах произведений русской литературы образ учителя-наставника постоянно менялся. Среди всей палитры разных персонажей есть и негативные, и позитивные герои. Итак, давайте отправимся в путешествие по 18 веку. На страницах Д. И. Фонвизина и А. С. Пушкина нас встречают первые учителя. Какими они были?

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» читатель сталкивается с образами трех учителей: Кутейкина, Цыфиркина и немца Вральмана. Так отставной солдат Цыфиркин, учитель математики, предстает перед нами добросовестным и трудолюбивым человеком: «Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю».

Учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин, который «убоялся бездны премудрости», – это недоучившийся семинарист. Но, если Цыфиркин – человек простой по натуре, которому сочувствует сам автор, то Кутейкин очень хитер, не равнодушен и жаден к деньгам.

В сатирическом свете представлен Вральман, бывший кучер Стародума, который преподает историю. По мнению необразованной Простаковой, он лучше других учителей, так как она мало что понимает из его слов, а это внушает ей доверие и уважение, но главное – немец не перетруждает Митрофанушку.

Но так или иначе все учителя не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана, а лишь потакают его лени и невежеству. Наставники обманывают госпожу Простакову. Разве достойны такие «педагоги» звания настоящего учителя?

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» роль невежественного учителя отведена французу Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel, не очень понимая значение этого слова», «…он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности». Петр Гринев, один из главных героев, утверждает, что они «тотчас поладили»: «хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом».

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что образование не ценилась в дворянских кругах в 18 веке, так как главным в консервативном обществе выступало чинопочитание.

Время неутолимо бежит вперед, и наука приобретает роль важного критерия оценки человеческих знаний. Географические открытия, опыты и эксперименты становятся не безразличны индивиду, и каждая личность хочет внести свой вклад и оставить свой след в истории на пути эволюционного развития цивилизации. Перенесемся в 19 век и обратимся к произведениям русских писателей-реалистов Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.

В повести Л. Н. Толстого «Детство» автор знакомит читателей с учителем Николеньки Иртеньева – Карлом Иванычем. Автор акцентирует внимание на доброте немца в повседневной жизни, и на требовательности педагога на занятиях в классной комнате: «он был наставник», «голос его стал строгим и не имел уже того выражения доброты, которое тронуло Николеньку до слез», что свидетельствует о профессионализме и искреннем отношении учителя к своей миссии. Как бы хорошо немец не относился к детям, он тщательно следил за тем, чтобы его ученики не росли избалованными и придерживались правила «делу время – потехе час». Данный персонаж одинок, поэтому в воспитании и обучении он видит смысл своей жизни и отдает детям все свое внимание и доброту.

Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Иванычу, отраженное в повести, показывает, что детство мальчика вовсе не было беззаботным и бессмысленным. Он постоянно учился анализировать, думать и отвечать за свои поступки. Стремление к истине и красоте помогло мальчику реализовать себя в дальнейшей жизни. И во многом это заслуга принадлежит его мудрому наставнику. По словам самого Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Именно таким предстает в повести «Детство» Карл Иваныч.

Но у Чехова мы видим другой образ учителя. Так сатирические персонажи Беликов, Никитин и Рыжицкий противоположны толстовскому Карлу Иванычу. Эти действующие лица не вызывают у нас симпатии, так как они погрязли в пошлости. Эти люди живут в футляре и не способны от него избавиться. Ни один из этих персонажей не достоин звания настоящего учителя, человека, способного вырастить поколение людей, готовых изменить историю своей Родины ради прогрессивного будущего.

Теперь окунемся в литературные произведения 20 века, в которых была затронута тема школы и учителя, и проследим какие изменения претерпевает образ педагога в творчестве В. Г. Распутина и Г. М. Садовникова.

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» одно из лучших произведений писателя о школьных годах, трудных взаимоотношениях, возникающих между учителями и подростками, о доброте, гуманизме, смелости, стойкости, твердости духа, самопожертвовании и становлении личности. Работа Распутина остается актуальной по сей день. Рассказ «Уроки французского» не оставляет ни одного человека равнодушным к этой животрепещущей истории, произошедшей между учительницей и ее подопечным. В настоящее время возникает множество бурных споров и вопросов по поводу этого произведения. Права ли Лидия Михайловна? Педагогичен ли поступок молодой учительницы? Поступок или Проступок?

Классная руководительница, умная, отзывчивая и чуткая женщина, стала для мальчика не только наставницей, но и преданным другом. Девушка смогла пробудить в ученике интерес к изучению французского языка, таким образом выполнив задачу, как настоящий педагог. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны школьного руководства, ведь чтобы спасти своего ученика от голода, Лидия Михайловна отважилась играть с ним на деньги.

«Урок», вынесенный Распутиным на всеобщее обсуждение заключается в том, что на пути к добру человек часто оступается, делает ошибки и дорого платит за них, но в истинной доброте и добром отношении к окружающим заключается смысл человеческого бытия. Добро является ценнейшей драгоценностью, способной указать человеку дорогу к счастливому и светлому будущему. Оценивая действия преподавателя, необходимо выявить причину, побудившую учительницу сделать такой шаг. Если вглядеться глубже, можно понять, что под поступком Лидии Михайловны скрывается материнское стремление помочь мальчику.

Жертву учительницы Володя никогда не сможет забыть. Он сохранит в своем сердце на всю жизнь благодарность Лидии Михайловне за самые лучшие уроки, не просто французского языка, а уроки нравственности и доброты.

Другой наставник, Нестор Петрович – главный герой произведения Г. М. Садовникова «Иду к людям» («Большая перемена») – лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой учёный работает всего лишь педагогом в вечерней школе. Пытаясь завоевать авторитет своих подопечных, он знакомится с условиями жизни и работой учеников. Несмотря на то, что многие из них старше самого учителя, Нестор Петрович становится для них мудрым наставником и путеводителем. Воспитанники помогают герою лучше понять самого себя. В лице Нестора Петровича они приобретают настоящего друга. Педагогический опыт, который получил главный герой, общаясь со своими великовозрастными учениками, в итоге помог ему познать счастье человеческого общения и преподавания.

Так учителя в 20 веке приобретают новую роль в становлении человека будущего. Нравственность и толерантность остаются главными отличительными особенностями учителей и сегодня.

В жизни каждого индивида все начинается с учителя. И в роли наставника могут выступать совершенно разные люди. Так родители учат своих детей становиться на ноги, в школе учителя расширяют кругозор своих воспитанников, а наши друзья могут стать нашими помощниками в прохождении пути социализации. Именно поэтому для меня учитель одна из сложных и важных человеческих профессий. Как человек своим трудом способен преобразовать природу, так и труд учителя ценен тем, что формирует природу самого индивида. Литература же помогает читателям глубже понять и осознать этот вопрос. По этой причине писатели во все времена поднимали тему воспитания и обучения личности.

Порой учителя наделены большой властью, так как именно в их руках находится судьба нашей страны, поэтому от того, какие знания они передадут человечеству, зависит и наше будущее. По словам Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Поэтому мудрому наставнику никогда не поздно обратиться к трудам великих писателей, чтобы применить их в своей практике, и стать учителем с большой буквы!

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№101»

Советского района г. Казани

Республики Татарстан

Направление: науки об искусстве, литературе

Исследовательская работа

«Образ Учителя в произведениях русской литературы»

Учащийся: Халилова Лилия

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Хузиахметова Лилия Наильевна

    Введение………………………………………………………………...3

    Образ Учителя в произведениях русской литературы……………...5

2.1. Образ учителя в рассказе А.П. Чехова «Учитель словесности..5

2.2. «Храбрые беглецы» и их учителя в одноименном рассказе А.И. Куприна………………………………………………………………...6

2.3. «Педагогическая поэма А.С. Макаренко»..……………………..7

2.4.«Уроки французского» В.Распутина…………………..………10

2.5. «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера…………………11

    Заключение……………………………………………………………13

    Использованная литература………………………………………….15

Введение

Учитель – самая благородная профессия. Именно учитель дает путевку в жизнь молодому поколению. Нет человека на земле, который не примерял бы на себя профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе, в действии - только учителя. И потому каждый определяет свое отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: «Я буду учителем» или «Я не буду учителем». Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.

Мне выпало счастье встретиться со многими замечательными педагогами. Большинство из них – это люди удивительно цельные, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Они не признают работы «от и до», а отдают ей все свои силы и время. Именно таким учителям русские писатели посвящали свои лучшие произведения. Школьный учитель оставляет такой глубокий след в душе ребенка, что многие писатели и поэты, став известными, обращаются к образу своего учителя.

Все большие русские писатели в какое-то время своей жизни беспокоились о народном образовании, многие открывали школы, работали учителями, учили своих и чужих детей. Державин Г.Р. открыл 6 народных училищ в Тамбове, завел школу в своем доме, сам из Москвы выписывал карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников. Крылов И.А. учил детей князя Голицына. Жуковский В.А. был придворным педагогом, учил будущего царя Александра 2, составлял учебники, карты. Н.В.Гоголь преподавал историю и географию. Тургенев И.С. учредил школу в селе Спасском. Гончаров И.А. был домашним учителем в семье художника Майкова. Некрасов Н.А. открыл на свои средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте». Для одних писателей преподавание было радостью, отдыхом, для других - житейской необходимостью; для Льва Николаевича Толстого оно было главным делом в жизни. Он открыл школу в Ясной Поляне и составил свою «Азбуку».

В исследовательской работе сделана попытка показать образ Учителя в произведениях русской литературы 19 и 20 веков на примере следующих произведений: «Уроки словесности» А.П. Чехова, «Храбрые беглецы» А.И. Куприна, «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, «Уроки французского» В.Распутина, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.

Цель исследовательской работы: показать образ Учителя в произведениях русских писателей.

Задачи работы:

    Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

    Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

    Рассмотреть влияние учителя на формирование личности ученика.

Новизна работы заключается в том, что мы попытались на примере литературных произведений показать, какие трудности преодолели представители профессии «учитель» в процессе работы над собой, прежде чем пришли к пониманию, что учитель – человек творческий, с неординарным мышлением, способный принимать быстрые решения, не пугающийся трудностей.

Актуальность продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

    Образ Учителя в произведениях русской литературы

2.1. Образ учителя в рассказе А.П. Чехова «Учитель словесности»

В 1894 году русский писатель Антон Павлович Чехов написал рассказ «Учитель словесности». Для Л.Н. Толстого школа была радостью, «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». К сожалению, нельзя сказать этого о главном герое рассказа Чехова - учителе словесности Никитине. История души чеховского персонажа обыкновенна, но самому герою она представляется глубокой драмой. Попытаемся разобраться в этом.

Сергей Васильевич Никитин – счастливчик, получивший и приличное место службы - учителя гимназии, и обеспеченное семейное положение. Но процесс его «взросления» ещё не завершен. Достигнув материального благополучия, он испытывает недовольство жизнью. Чем же оно вызвано? Чехов пишет: «Он с уверенностью говорил себе, что он вовсе не педагог, а чиновник, такой же бездарный и безличный, как чех, преподаватель греческого языка; никогда у него не было призвания к учительской деятельности, с педагогикой он знаком не был и ею никогда не интересовался, обраться с детьми не умеет; значение того, что он преподавал, было ему неизвестно, и, быть, может, даже он учил тому, что не нужно». Главный герой думает, что он не способен учить детей, так как сам не уверен в правильности выбора профессии. Хотя минутой раньше Никитин размышляет: «Ты – педагог. Работаешь на благородном поприще. Какого же ещё тебе нужно другого мира? Что за чепуха!» В процессе долгих мучительных размышлений разум побеждает, герой приходит к мысли, что всё, окружающее его сейчас – это иллюзия. Всё, что он раньше считал истиной: престиж, достаток, «семейное благополучие»- ничтожно и бессмысленно. А причиной всему является пошлость, « нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Всё, что он раньше считал истиной, ничтожно и бессмысленно.

Антон Павлович Чехов создает образ ещё одного учителя, учителя истории Ипполита Ипполитыча, «самым нужным и самым важным считалось у него по географии черчение карт, а по истории - знание хронологии; по целым ночам сидел он и синим карандашом поправлял карты своих учеников или же составлял хронологические таблицы». Ни о каком творчестве, поиске истины, диспутах на уроках истории Ипполита Ипполитыча не было и речи. Даже перед смертью он повторял лишь знакомые всем истины, а душа его так и осталась во мраке. В минуты размышлений Никитин приходит к выводу, что его коллега « был откровенно туп, и все товарищи и ученики знали, кто он и чего можно ждать от него…»

В результате долгих раздумий чеховскому учителю захотелось творчества, «говорить с кафедры, сочинять, печатать, шуметь, утомляться, страдать». « Ему захотелось чего-нибудь такого, что захватило бы его до забвения самого себя, до равнодушия к личному счастью…»

2.2.«Храбрые беглецы» и их учителя

в одноименном рассказе А.И. Куприна

В описании «казенного сиротского пансиона» отразились впечатления Куприна А.И. от московского Александровского сиротского малолетнего училища, где он был около трех лет, до поступления в 1880 году в кадетский корпус. Очень интересны портреты воспитателей и типы детей. Рассказ Куприна показывает, как борется яркая, полная жизненных сил детская душа за свое право свободно развиваться. Мы видим, как велико бывает расстояние между ребенком и учителем, если второй выбрал профессию не по призванию.

Главному герою мальчику Нельгину после многих унижений наконец посчастливилось встретить учителя, который отнесся к нему с его неистощимым и чудовищно пышным воображением с пониманием, уважением и лаской. Княжна Л. не только не стала наказывать мальчиков за побег, но и увидела в Нельгине, который взял и чужую вину на себя, человека, достойного не только сострадания, но и уважения. Куприн пишет, что классные дамы, пришедшие к нему в его лазаретную комнату, разговаривали на французском языке: «Нельгин ровно ничего не понял, но, как мог, он все-таки переводил разговор на свой язык. Ему казалось, что прежняя начальница сказала:

Не выпороть ли нам этого мальчишку?

А другая сказала:

Нет, зачем же, он такой маленький и худой.

«Первая ласка от чужого человека». Именно так княжна Л.(Елена Александровна Ливен) сумела пробудить в детской душе доверие ко взрослому человеку. Он «прошептал восторженно со слезами на глазах:

Для тебя!.. Всё!

Нет, на мой взгляд, похвалы больше для учителя, чем слова благодарности от ученика.

2.3. «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко

Воспитанник А.С. Макаренко Колос И.Г. вспоминал: «Для нас Антон Семенович Макаренко был всем, что может дать семья своим детям, учителем, другом, наставником, отцом». Это отзывы о великом учителе, авторе «Педагогической поэмы», чье 120 - летие отмечало 13 марта все педагогическое сообщество. Антон Семенович воспитывал трудных подростков. Он просто жил рядом со своими воспитанниками, работал вместе с ними. К каждому он старался найти «свой ключик». Жизненное кредо Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда очень трудно…. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».

Макаренко в своем произведении раскрыл образ педагога - новатора. Деятельность Учителя представлена как борьба за детскую душу. Максим Горький писал: «Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю!»

Еще в молодые годы А.С.Макаренко показал себя искренне преданным своему делу, талантливым, ищущим новых путей в воспитательной работе. Пророческими оказались слова совета института, в котором получил образование будущий педагог: «Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности по русскому языку».

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах гектаров двести соснового леса. В лесу поляна. В одном из ее углов находилась новая колония для правонарушителей. Именно в этой колонии и трудился небольшой, но целеустремленный коллектив, которому предстояло дать путевку в жизнь малолетним преступникам. Кто же были учителя, на чью долю выпал такой жребий?

«Лидия Петровна была очень молода - девочка. Она недавно окончила гимназию и еще не остыла от материнской заботы». О ней А.С.Макаренко писал: «…Лидочка - чистейшее существо, я рассчитываю на нее вроде как на прививку». Второй учитель колонии Екатерина Григорьевна «была матерый педагогический волк». Первые их воспитанники имели «богатое прошлое»- вооруженный квартирный грабеж, которые помоложе обвинялись в кражах. Но никакие трудности не способны были сбить этих влюбленных в свое дело педагогов.

Первая реакция воспитанников на воспитателей была следующая: «В первые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас». Через неделю один из них был арестован за убийство и ограбление. Воспитатели были потрясены этим известием. Кроме того, в колонию приходили ограбленные селяне и «трагическими голосами просили помощи». Такое положение подтолкнуло Макаренко к прочтению множества педагогической литературы. «Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

В это время колония все больше напоминала «воровскую малину». Антон Семенович совершил поступок, которого потом он стыдился всю жизнь, но который изменил отношение к нему воспитанников и стал переломным в их отношениях.. В первый раз он ударил своего ученика за неуважительное отношение к учителю. «…ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство». Но в глазах воспитанников авторитет Антона Семеновича возрос. Размышляя над этим фактом, педагог пришел к выводу: «Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок». Такое же мужество требовалось от Макаренко, когда он читал доклад о дисциплине, в котором «позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше полагаться на самоорганизацию и самодисциплину».

Каждый день терпеливо, шаг за шагом Макаренко и его сподвижники приближались к заветной цели. Скоро ребятам поручили охрану государственного леса. Что «очень подняло нас в собственных глазах».

В поисках новых форм воспитания Антон Семенович сделал вывод: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона» Он старался занять воспитанников всякого рода работой: купил свиней, приобрел лошадей, организовал борьбу с самогонщиками в среде деревенских жителей, учил военной зарядке и азам военной науки и выработал коммунарскую систему работы в отрядах т.д.

«Многое прошло и многое забывается…. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, много десятков их уже подходят к окончанию вуза». Не это ли показатель результативности работы педагога. Труд Макаренко не пропал даром, он сумел воспитать человека, полноправного гражданина, который будет трудиться на благо свое Родины.

2.4. «Уроки французского» В. Распутина

В повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в которой рассматриваются важные проблемы школы.

Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».

Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»

Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

2.5. «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера.

Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».

С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относиться к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.

Заключение

Почти все русские писатели так или иначе рассказывали в своих произведениях об учителях, о взаимоотношениях между учеником и воспитателем, о становлении молодого поколения.

Проанализировав несколько произведений русской литературы, позволим себе сделать несколько выводов:

    У каждого ребенка остается память о школьном учителе, плохая или хорошая зависит от личности учителя;

    На характер и поведение учителя влияли историческая эпоха и состояние общества;

    Наглядно убедились, что учитель-это не только профессия, это призвание души;

    С конца 19 века образ учителя в литературе сильно изменился. На смену определениям «чудовища в юбке», «злые, крикливые, нервные», «нетерпеливые, придирчивые», «плачущие от раздражения», убежденные в «непоколебимости и верности нравоучительных анекдотов» пришли определения «аккуратная, умная, красивая, с внимательными глазами, «чистейшее существо», человек, способный на «немедленный анализ и немедленное действие», убежденные, что нельзя найти «в насилии какое-то всесильное педагогическое средство».

Двадцать пять веков назад один из мудрейших писателей мира Софокл сказал:

И в минувшем, и в грядущем

Лишь один закон всесилен:

Не проходит безмятежно

Человеческая жизнь.

Не проходит безмятежно человеческая жизнь. Можно с уверенностью сказать, что не проходит бесследно и труд Учителя. Не побоюсь рядом с этими вечными строками повторить слова выпускников нашей школы: «Мы никогда не забудем родную школу, тех учителей, которые воспитывали нас, отдавая всю любовь, терпение и знания…».

Использованная литература

    Повести и рассказы. А.П. Чехов/ сост. А.М. Турков.- М.: Сов. Россия, 1983. - 345с.

    Воспитание гражданина/Сост. Р.М. Бескина.- М.: Просвещение, 1988. – 304с.

    Рассказы. Куприн А.И./Ил. Ю.С. Гершковича.- М.: Правда, 1983. – 512с.

    Час ученичества. Соловейчик С.Л. – Переизд. – М.: Дет.лит., 1986.- 383с.

    Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./авт. – сост. В.П. Полухина.- М.: Просвещение, 2002.- С. 119-170.

Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них любят, других - не очень, одних уважают, других - побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.

Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

Еще в первом уставе гимназий говорилось: «В обращении с учениками учитель должен быть мягким и выдержанным. Первою заботой учителя должно быть то, чтобы вызнать свойства и нравы детей, дабы можно было лучше управлять ими».

Учителя называют инженером человеческих душ. Это, действительно, так. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы проходит немало лет.

Но именно от них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе XIX-ХХ века.

Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX века. В этот момент стала формироваться государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.

Должность учителя представляла собой низкий чин. Любой вышестоящий мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете, била все по тому же коллежскому регистратору - загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага». Да что там сделать шаг, учитель порой чувствовал себя бесправным, униженным, и это считалось нормой.

Литература всегда чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, и отражает их в произведениях. Посмотрим, как предстает образ педагога, наставника, учителя, воспитателя в художественных произведениях школьной программы.

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» с большой долей правды нарисована Еремеевна, няня Митрофана. Фонвизин убедительно показывает, какое растлевающее влияние имело крепостное право на дворовых слуг, как оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества, развивает и воспитывает в них рабскую приниженность. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым - Скотининым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, у неё сильно развито чувство долга. Не щадя себя, она оберегает Митрофана.

Но за беззаветную и верную службу Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана, как бестия, собачья дочь, старая ведьма, старая хрычовка. Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принуждённой служить извергам-помещикам, не способным оценить её верную службу.

Особый интерес для нас представляют образы домашних учителей Митрофана: Цыфиркина, Кутейкина, Вральмана.

Отставной солдат Цыфиркин - человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив. «Праздно жить не люблю»,- говорит он. В городе он помогает приказным «то счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием.

В ином свете предстает учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости», не лишенный хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков». Да ещё растолковывает слово червь - «сиречь животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой

Отношение общества к учителю обязательно влияет на творчество педагога. Система шаблонов, вырабатываемых «надзирателями от науки», проникает в школу, вытравляя дух поиска, творчества, сводит обязанности учителя к соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа: «Учитель всегда прав, даже если он не прав».

Закономерной становится следующая ситуация, описанная в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков «Способности и дарования? Это все вздор, - говаривал он, - я смотрю только на поведенье»

В такой школе нечего и говорить о развитии таланта, способностей детей. Конечно, этой ситуацией воспользовался главный герой произведения Н. В. Гоголя Чичиков: «Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как его ни щипали сзади Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был на отличном счету и при выпуске получил полное удостоверение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Описанное положение вещей в преподавании не является пределом, так как отсутствие творчества приводит в итоге к абсолютному безразличию к ученику. Об этом говорится, например, в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: « мусью давал мне свой урок. Я был занят делом прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды» Каким может вырасти человек при таком преподавании? Ответ в признании Петра Гринева: « Я жил недорослем».

Впрочем, подобного рода образование получали многие дворянские сыночки. Достаточно вспомнить Евгения Онегина из одноименного произведения А. С. Пушкина. Онегин получил типичное для того времени образование. Его учителем был француз, который, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. То есть мы видим, что заглавный герой романа в стихах Пушкина получил весьма поверхностное образование, которого, однако, было достаточно для того, чтобы “свет решил, что он умен и очень мил”.

Интересно рассказывается об учителях, их нравах в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Учителя провинциального городка или «рожу скроят» невиданную, или «что силы есть хвать стулом об пол!» Не самые лучшие воспоминания останутся о таком наставнике, да и какие знания могут дать подобного рода педагоги?!

Не менее колоритными предстают учителя в комедии Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие первое произведения начинается со встречи главного героя Журдена со своими учителями. При этом он показывает им свое новое одеяние, халат дворянина, в котором выглядит весьма комично. Впрочем, учителя заявляют ему, что это бездна вкуса. Вскоре между учителями музыки, танцев и фехтования возникает спор по поводу того, чье ремесло важней. Доходит до взаимных оскорблений; господин Журден пытается их успокоить, но ему это не удается. На сцене появляется учитель философии, говоря, что самая достойная наука - философия, а все прочие - не достойны чести такой. Начинается драка, господина Журдена никто не замечает Достойные люди? Достойное воспитание?!

Но, пожалуй, самый отвратительный тип наставника показан в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре». Чехов рисует явно утрированный образ, который является художественным обобщением общественного явления того времени. Перед нами предстает Беликов - человек с весьма интересным и даже “замечательным” характером и привычками: “в очень хорошую погоду” он “выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый ворот”. Не случайно автор уделяет особое внимание портрету героя. Он стремится при помощи характеристики быта, костюма Беликова раскрыть его душу, внутренний мир, показать его истинное лицо.

Уже из портретного описания мы видим, что учитель греческого языка полностью отгородился от живой жизни, наглухо заперся в своем “футлярном” мирке, кажущемся ему лучше подлинного. Футляр “обволакивает” мозг, контролирует мысли героя, подавляя положительные начала. Таким образом он лишается всего человеческого, живого, превращается в механическую машину правил и циркуляров.

Но страшнее всего то, что эти правила и предрассудки он навязывает окружающему миру, в котором и так все цели ставятся и достигаются только по необходимости. Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их боятся: “Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!” Представьте только, как тяжело сидеть на уроке этого скучного человека, который не знает, что такое отступления от правил, который следует букве закона во всем!!!

И хорошо, что есть произведения в русской литературе, в которых предстает тип другого учителя. Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ Педагога, наставника является рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов): «Он был главным затейщиком, агитатором и пропагандистом в деревенском клубе, учил ребят играм, танцам, организовывал комедийные, злободневные представления, участвовал во всех сельских торжествах». В годы, описанные В. П. Астафьевым, учитель имел очень большой авторитет. Вероятно, причина в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных».

Иной тип положительного образа учителя показан в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером. В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает даже уважение за то, что сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку он должен находить отклик в душах учеников, даже если внешне способ педагогического воздействия не кажется приемлемым.

Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается поступок Лидии Михайловны, преподавателя французского языка.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того, она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь. - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, - она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел».

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным для администрации поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.

Есть разные учителя. Но свой идеал ученик формирует сам. Большое счастье, если в вашей жизни встретился настоящий Учитель: умный, эрудированный, ответственный, тактичный, интеллигентный, заботливый, чуткий, обладающий чувством юмора.

Цель:

Ход урока

I . Материалы для преподавателя:

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Система образов и главный образ пьесы»

Урок 4. Система образов и главный образ пьесы

Цель: рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы.

Ход урока

I . Материалы для учителя:

В классической драме действующие лица совершают поступки, произносят монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью в развитии действия зрители разделяли героев на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Видение Чеховым своих персонажей существенно отличается от привычных театральных правил. Его герои оказываются лишенными героического ореола, парадоксальными и непредсказуемыми. драматурга интересует не столько характер или поступок, сколько проявление настроения персонажа. В чеховской пьесе нет главных и второстепенных действующих лиц. Епиходов автору столь же важен, как и Гаев, а Шарлотта интересна не менее Раневской. Даже «случайный» Прохожий, появляющийся в финале второго акта, лицо эпизодическое с точки зрения традиционной драмы, играет в пьесе А. П. Чехова важную смысловую роль.

В сюжетном движении пьесы необходимо учитывать и внесценических персонажей. К ним стягиваются многие сюжетные линии комедии: Раневская - «парижский любовник»; Аня - ярославская бабушка - Раневская; Лопахин - Дериганов; Симеонов-Пищик - Дашенька. Все они участвуют в развитии действия.

Чеховские действующие лица, как правило, проявляют себя не в действиях, а в монологах - самохарактеристиках:

«Дуняша. ...Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова»;

Любовь Андреевна. ...Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги»;

«Лопахин. ...Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

Нюансы, возникающие в монологах-признаниях героев, А. П. Чехов демонстрирует в стилевой разноплановости реплик. Эмоциональный сбой, как правило, обозначен авторской ремаркой, которая уничтожает однозначность эмоции и показывает несовпадение внешней и внутренней тем:

«Гаев. Во вторник поеду, еще раз поговорю. (Варе .) Не реви. (Ане .) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнешь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов - и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убежден... (Кладет в рот леденец .) Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно .) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным бесчестным человеком, если я допущу до аукциона!»

Эти субъективные признания - одна из множества возможных точек зрения. Полифоническое звучание пьесе придают высказывания персонажей друг о друге. Чаще всего они строятся на сопряжении двух контрастных оценок и выражают внутреннюю нестабильность образа:

«Гаев. ...Тетка очень богата, но нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина... Вышла за не дворянина и вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо признаться, она порочна»;

«Трофимов. ...Знаешь, мы, пожалуй, не увидимся больше, так вот позволь мне дать тебе на прощание один совет: не размахивай руками! Отвыкни от этой привычки - размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так - это тоже значит размахивать... Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...»

Наряду с прямыми (провозглашаемыми) А. П. Чехов широко использует в пьесе косвенные оценки героев. Так, Гаева в контексте его восторженных монологов исчерпывающе характеризует «случайная» реплика Фирса, усиленная авторской ремаркой, обозначающей тональность высказывания:

«Фирс (чистит щеткой Гаева, наставительно ). Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!»

Мы видим, что каждый персонаж в пьесе индивидуален. Он прост и сложен в одно и то же время, он не задан изначально. В чеховской пьесе практически все действующие лица равнозначны: мы не можем сказать, кто более важен для понимания авторского замысла: Фирс или Гаев, Шарлотта или Раневская, Епиходов или Трофимов. Кто же или что же в таком случае является центром чеховской пьесы?

В драматургических произведениях непременно должен быть центр - событие или персонаж, вокруг которого развивается действие. В пьесе А. П.Чехова «центр» в традиционном понимании утрачен. На его место поставлен безмолвный вишневый сад.

Сад становится «центром» чеховской комедии, ее главным персонажем. В этом образе сопрягается конкретное («И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад») и вечное («прекрасней которого ничего нет на свете») - молодость, воспоминания, чистота, счастье.

Вишневый сад организует драматургическую интригу пьесы. Вокруг этого образа располагаются все персонажи. Они вступают с садом в своеобразные диалогические отношения, У каждого свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. В саду не живут, его не созидают, но им грезят, его созерцают - со стороны.

Вишневый сад - это и глубинная тема о соотношении прекрасного и пошлого. Жизнь груба - и может появиться в обличье Лопахина с топором или нелепа, и тогда промелькнет легкой тенью, подобно Раневской. В вишневом саде сосредоточена поэтическая энергетика пьесы. Это ее важнейший символ, сквозь который «мерцают» лирические, трагические, комические, иронические, поэтические смыслы образа.

I I. Беседа с учениками.

В чем заключается своеобразие системы образов в чеховской пьесе?

Как соотнесены главные и второстепенные персонажи?

Какую роль играют внесценические персонажи?

С помощью каких приемов Чехов создает образ Гаева (Раневской, Лопахина, Ани, Фирса)?

Какую роль в композиции пьесы играют монологи-самохарактеристики героев?

Как характеризуют персонажей их высказывания друг о друге?

Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?

Определите художественную значимость образа.

Какие образы, на ваш взгляд, создают символический подтекст пьесы?

I II . Выводы по уроку.

В построении системы образов пьесы А. П. Чехов отвергает классические каноны. В системе образов комедии отсутствует разделение на положительных и отрицательных, главных и второстепенных персонажей, внимание автора сосредоточено не на их действиях, но на настроении. Представление о героях пьесы возникает на пересечении различных точек зрения, выраженных в само- характеристиках персонажей, а также в стилевой разноплановости их речи, в оценках героев другими действующими-лицами, в авторских комментариях, содержащихся в ремарках.

Роль главного - центрального - образа пьесы выполняет вишневый сад. Сад углубляет философскую проблематику пьесы: одиночество никем не любимых героев в вечном круговороте жизни. Это одиночество отзывается в судьбе прекрасного, но невостребованного сада, внутренне ироничного к его хозяевам - и старым и новым.

Домашнее задание

1. Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?

2. В чем своеобразие системы образов в пьесе «Вишневый сад»