Старшая династия Хань. Древний мир. Китай. Китай эпохи династии Хань

Империя Хань возникла не сразу после того, как в 207 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование. Китай на протяжении долгих лет был ареной жестокой политической борьбы между претендентами на трон. Сильнейшими среди них оказались вновь созданные политические образования домов Сян и Хань. Борьба между ними завершилась в 202г. до н.э., когда принявший титул императора ханьский Лю Бан (Гао-цзу) фактически овладел властью во всей поднебесной.

Гао-цзу был выходцем из народа, поэтому в управлении империей ему помогали советники (из числа конфуцианцев).Однако они мало что могли сделать в условиях постоянных войн и мятежей. Потому Лю Бан не очень спешил проводить реформы. Он не сумел полностью воссоздать централизованную административную систему управления. Часть территории перешла под фактический контроль местных военных предводителей, которые признавали власть императора.

Гао-цзу отменил рабское состояние тех китайцев, которые были вынуждены продать себя под угрозой нищенства и голода и разрешил им вернуться на прежнее место жительства. Тем самым он поднял приток рабочей силы в деревню. Были уменьшены налоги в 5-8 раз. Действенность политики Гао-цзу и его потомков в сельскохозяйственной и экономической сфере помогла увеличить численность китайского населения до 60 млн. человек.

Императоры династии Хань вели активную внешнюю политику. Вначале эта деятельность во многом была вынужденной. В середине первого тысячелетия до н.э. в степенной зоне к северу от основной этнической территории древних китайцев - бассейна реки Хуанхе – происходит сложение общности, самоназванием которой стало «хунну» или «сюнну». С развитием общественного неравенства и выделением кочевой знати сюнну начинают испытывать потребность в некоторых предметах престижного потребления, которые они сами не производили. Это обстоятельство явилось основной причиной того, что общество кочевников - сюнну оказывается зависящим от обмена с земледельцами бассейна Хуанхэ. Иногда такой обмен носил мирный характер, чаще же он приобретал форму грабежа и военных набегов. Складывается структура сюннусского объединения, перераставшего в примитивное государство со своей армией. Во главе стоял Шаньюю, которому подчинялось 24 предводителя. Его армия состояла исключительно из конных отрядов.

Великая Китайская стена ослабила опасность вторжений сюнну. Но сплотившийся затем сюннуйский племенной союз составил серьезнейшую угрозу ханьскому Китаю. К тому же верховный вождь сюнну- шаньюй Модэ (209-174) наряду с традиционной легковооруженной конницей ввел в войско тяжеловооруженную и усилил таким образом военную мощь сюнну. Модэ завоевал огромную территорию, доходившую до р. Орхон на севере, р. Ляохе - на востоке и до бассейна р. Тарим- на западе. После того как в 205 г. до н. э. сюнну овладели Ордосом, их вторжения на территорию Ханьской империи стали регулярными.

В 200 г. до н. э. они окружили под г. Пинчэн войско Лю Бана. Переговоры завершились заключением в 198 г. до н. э. «договора, основанного на мире и родстве» Лю Бан фактически признал себя данником шаньюя. Условия договора были тяжелыми для Китая и считались позорными в последующей традиции. Однако этот договор, по сути, имел благоприятные последствия для молодого ханьского государства, способствовал известной нормализации отношений империи с грозным соседом, превосходившим ее по силе в то время, служил стабилизации обстановки на северных границах страны. По словам историка I в. до н.э. Бань Гу, этим договором о мире сюнну Лю Бан «намеревался обеспечить спокойствие пограничным землям» и на какое-то время, очевидно, преуспел в этом. Однако все договор 198 г. не остановил вторжений сюнну. Их отряды проникали далеко в глубь ханьского Китая, угрожая даже столице г. Чанъань. Внешняя политика этого императора была не очень успешной.

Об активной борьбе с сюнну и необходимых в связи с этим реформах ханьского войска вставал вопрос еще при Вэнь-ди. При Цзин-ди были значительно увеличены императорские табуны и расширены государственные пастбища, необходимые для создания тяжеловооруженной конницы, была начата реорганизация ханьского войска во многом по образцу сюннуйского. При У-ди реформа войска была завершена, чему способствовала введенная У-ди монополия на железо. В 133 г. до н.э. мирный договор с сюнну был разорван и У-ди взял курс на решительную борьбу с ними.

Используя в качестве военного плацдарма «пограничные округа» У-ди развертывает активные действия против сюнну. Ханьские войска в 127 г. до н.э. вытеснили сюнну из Ордоса. По берегам излучины Хуанхэ были возведены укрепления и крепости. Прославленные ханьские военачальники Вей Цин и Хо Цюйбин в 124 и 123 г. до н.э. оттеснили сюнну от северных границ империи и заставили шаньюя перенести ставку на север от пустыни Гоби. Так постепенно меняется характер войны: Оборонительная в начале, она становится для Хань средством захвата всё новых и новых территорий. С военными действиями против сюнну были связаны и первые контакты Хань со странами «Западного края» (так называли в то время территорию современного Синьцзяна и Средней Азии).

В поисках союзников в борьбе с ними ещё в 138 г. до н.э. на северо-запад был послан Чжань Цянь, чтобы найти племена массагетов, разбитых кочевниками и переселившихся на запад. Он вначале попал в плен к сюнну на долгие тринадцать лет, но затем сумел бежать и выполнить возложенное на него поручение. Племена массагетов ему не удалось склонить к войне с сюнну. Однако во время своего путешествия он побывал в Давани(Фергана), Канцзюе(или Кангюе- среднее и нижнее течение Сырдарьи и примыкающие районы Среднеазиатского Междуречья), прожил около года в Дася (Бактрия). От местных торговцев Чжан Цянь узнал о Шэньду(Индия) и далеких западных странах, в том числе об Аньси(Парфия), а так же о том, что этим странам известно о Китае как о «стране шелка», которым чужеземные купцы охотно торговали.

Теперь первоочередной задачей во внешней политике для империи Хань стал захват торговых путей между империей и этими странами, установление с ними регулярных торговых связей. В целях осуществления этих планов было изменено направление походов на сюнну, основным центром нападения стала Ганьсу, так как здесь пролегала торговая дорога на запад-знаменитый Великий Шелковый путь. Хо Цюйбин в 121 г. до н.э. вытеснил сюнну с пастбищных земель Ганьсу и отрезал от союзных с ними цянов – племен Тибетского нагорья, открыв для Ханьской империи возможность экспансии в Восточный Туркестан. На территории Ганьсу вплоть до Дуньхуана была построена мощная линия укреплений и основаны военные и гражданские поселения. Ганьсу стала плацдармом для дальнейшей борьбы за овладение Великим Шелковым путем, караваны по которому потянулись из Чанъани сразу же после закрепления позиций империи в Ганьсу.

Для обеспечения безопасных путей караванам, Ханьская империя использовала дипломатические и военные средства для распространения своего влияния на оазисные города-государства Восточного Туркестана, находившиеся вдоль Великого Шелкового пути. В 115 г. до н.э. к усуням было отправлено посольство во главе с Чжан Цянем. Оно сыграло большую роль в развитии торговых и дипломатических связей ханьского Китая с Центральной и Средней Азией. Во время своего пребывания у усуней Чжан Цянь отправил в Давань, Канцзюй, к юэчжам и в Дася, Аньси, Шэнду и другие страны посланцев, которые явились первыми представителями Китая в этих странах. Китайцы открыли для себя дотоле неведомый мир: они впервые получили достоверные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других государствах Средней Азии. В течение 115-111 гг. до н.э. были установлены торговые связи между Ханьской империей и Бактрией.

Великий Шелковый путь из Чанъани шел на северо-запад по территории Ганьсу до Дуньхуана, где он разветвлялся на две дороги (севернее и южнее оз. Лобнор), ведущие в Кашгар. Из Кашгара торговые караваны следовали в Фергану и Бактрию, а оттуда в Индию и Парфию и далее к Средиземноморью. Из Китая везли железо, считавшееся «лучшим в мире» (Плиний Старший), никель, золото, серебро, лаковые изделия, зеркала, и другие предметы ремесла. Но, прежде всего, шелковые ткани и шелк-сырец. В Китай доставляли редких птиц и зверей, растения, ценные сорта древесины, меха, лекарства, пряности, благовония и косметику, ювелирные изделия, драгоценные камни и прочие предметы роскоши, так же завозились рабы. Именно в это время в Китай проникают некоторые не известные там ранее сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые).

При У-ди империя установила связи со многими государствами на территории Индии, Ирана и расположенными далее на запад странами вплоть до Средиземноморья. Согласно сообщениям Сыма Цяня, в эти страны ежегодно отправлялось более десяти посольств, которые сопровождали большие торговые караваны; из близких стран послы возвращались через несколько лет, а из далеких- иногда через десять лет. Известно о прибытии к ханьскому двору посольств из ряда западных стран, в том числе дважды из Парфии. Одно из них поднесло китайскому двору яйца больших птиц (страусов) и искусных фокусников из Лисянь (очевидно, из Александрии в Египте).

Великий Шелковый путь играл огромную роль в развитии дипломатических, экономических и культурных связей между Дальним Востоком и странами Среднего и Ближнего Востока, а так же Средиземноморья. Однако все, что доставлялось в Чанъань по Великому Шелковому пути, ханьский император и его окружение рассматривали как дань «варваров», прибытие чужеземных посольств с подношениями воспринимались как выражение покорности империи Хань. Воинственный император (перевод храмового имени У-ди) был обуреваем глобальным замыслом расширить пределы империи на десять тысяч ли и распространить власть Сына Неба во всем мире.

Реформированное конфуцианство, признанное государственной религией, провозгласило доктрину абсолютного превосходства «Срединного государства» (т.е. империи Хань)- центра вселенной- над окружающим миром «внешних варваров», неподчинение которых Сыну Неба рассматривалось как преступление. Походы Сына Неба, как мироустроителя вселенной, объявлялись «карательными», внешнеполитические контакты относились к уголовному праву. К «поднесению дани» государства Западного края (Восточный Туркестан) принуждались подарками ханьского двора и военной силой ханьских гарнизонов, расквартированных в крепостях бассейна р. Тарим. Города Западного края зачастую отказывались от «даров Сына Неба», трезво расценивая их как попытку грубого замешательства в свои внутренние дела, скрытое намерение лишить их выгод от транзитной торговли, естественно сложившейся на трассе Великого Шелкового пути. С особым рвением ханьские послы действовали в Фергане, державшей ключевые позиции на важном участке Шелкового пути и владевшей «небесными конями»- статными лошадьми западной породы, представлявшими важность для тяжеловооруженной конницы У-ди. Даваньцы упорно сопротивлялись домогательствам ханьского двора, «прятали коней и отказывались отдавать их ханьским послам» (Сыма Цянь). В 104 г. до н.э. в далекий «карательный поход» на г. Эрши (столица Ферганы) выступила огромная армия полководца Ли Гуанли, которому был пожалован титул «Эршинского победителя». Поход длился два года, но окончился провалом. В 102 г. У-ди предпринял новый грандиозный поход в Фергану. Лошади были привезены в императорские конюшни, но покорить Давань так и не удалось. Походы в Фергану, стоившие империи крайнего напряжения, закончились, по оценке самого У-ди, полным провалом планов ханьской агрессии на Западе. Политическое доминирование ханького Китая в Восточном Туркестане оказалось нестабильным, носило кратковременный и очень ограниченный характер. «Династия Хань устремилась в далекий Западный Край и тем самым довела до истощения империю», - писал автор одной раннесредневековой истории Китая.

  • Шпенглер о. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. С нем. – м.: Мысль, 1993. – 620 с.
  • Тема 2. Древний египет
  • 1. Природные условия развития древнеегипетской цивилизации
  • 2. Додинастический (IX-IV тыс. До н.Э.) и ранний династический периоды (первая половина III тыс. До н.Э.)
  • 3. Древнее царство (вторая половина III тыс. До н.Э.).
  • 4. Среднее царство (первая половина II тыс. До н.Э.).
  • 5. Новое царство (вторая половина II тыс. До н.Э.).
  • 6. Поздний период (первая половина I тыс. До н.Э.)
  • 7. Духовная культура
  • 8. Социальная организация
  • 9. Материальная культура
  • Тема 3. Междуречье
  • 1. Шумерские города-государства (6000-2300 гг. До н.Э)
  • 2. Аккад: формирование централизованного государства (2300-2000 гг. До н.Э.)
  • 3. Вавилонская держава (2000-1200 гг. До н.Э.)
  • 4. Ассирийская империя (1200-600 гг. До н.Э.)
  • Основные понятия:
  • Тема 4. Индия
  • 1. Доарийский период: индская цивилизация. (XXIII-XVIII вв. До н.Э.)
  • 2. Ведийский период: возникновение индийской цивилизации (XVIII-VI вв. До н.Э.)
  • 3. Буддийский период: религиозная реформация (V-III вв. До н.Э.)
  • 4. Классическая эпоха: возникновение и утверждение индуизма (II до н.Э.-V в.)
  • 5. Индия в период феодализма: начало иностранного влияния (V-XVI вв.)
  • 6. Современная Индия: формирования модернизационного вектора
  • Ключевые даты:
  • Тема 5. Китай
  • 1. Природно-географические и исторические предпосылки развития китайской цивилизации
  • 2. Шанское (иньское) государство (XVIII-XII вв. До н.Э.).
  • 3. Эпоха династии Чжоу (XI-III вв. До н.Э.).
  • 4. Империя Цинь
  • 5. Эпоха династии Хань
  • 6. Правовые, этические и религиозно-мифологические представления
  • 7. Достижения материальной и духовной культуры
  • 8. Роль и место древнекитайской цивилизации в мировой истории
  • Исторические личности:
  • Основные понятия:
  • Тема 6. Древний иран
  • 1. Держава Ахеменидов (550-330гг. До н.Э.)
  • 2. Государство Селевкидов (330-250 гг. До н.Э.)
  • 3. Иран при Аршакидах (250 г. До н.Э.-226 г.)
  • 4. Сасанидский Иран (226-651гг.)
  • 5. Религиозно-мировоззренческие представления
  • 6. Правовая система
  • 7. Значение цивилизации Древнего Ирана
  • Ключевые даты:
  • Тема 7. Античный мир
  • 1. Природно-климатические и геополитические факторы развития античного мира, его роль и место в мировой истории
  • 2. Крито-микенский (III-II тыс. До н.Э.) и гомеровский (XI-IX вв. До н.Э.) периоды – формирование основ цивилизации Древней Греции
  • 3. Архаический период (VIII-VI вв. До н.Э.) в истории Древней Греции
  • 4. Классический период (V-IV вв. До н.Э.) в истории Древней Греции
  • 6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. До н.Э.)
  • 7. Республиканский период в истории Древнего Рима (VI-I вв. До н.Э.)
  • 8. Императорский период в истории Древнего Рима (I в. До н.Э.-V в.)
  • Тема 8. Мусульманский мир Учебные вопросы:
  • 1. Зарождение ислама (VII в.)
  • 2. Период Арабского халифата и формирования традиционного устройства мусульманского общества (VII-X вв.)
  • 3. Расширение ареала Дар-иль-ислама и утверждение его как полиэтничного мира (X-XIX вв.)
  • 4. Формирование новых социокультурных принципов мусульманского мира в условиях взаимодействия с западной техногенной цивилизацией (XIX-XXI вв.)
  • 5. Материальная культура и экономическое развитие
  • 7. Техника, наука и искусство
  • 8. Значение и влияние мусульманской цивилизации на мировой исторический процесс и современность
  • Ключевые даты:
  • Основные понятия:
  • Список рекомендуемой литературы:
  • Тема 9. Европейский мир
  • Эпоха Средневековья (V-XV вв.): особенности, этапы становления и развития.
  • 1. Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития
  • 1) Рождение средневекового общества (V-VII вв.)
  • 2) Становление средневекового общества (VIII-х вв.)
  • 3) Расцвет средневековой Европы (X-XIII вв.)
  • 4) Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.)
  • 3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества
  • 4. Второй этап Нового времени (первая половина хх в.): мировые войны и кризис индустриального общества
  • 5. Третий этап Нового времени (вторая половина хх-начало xхi вв.): зарождение постиндустриального общества
  • Исторические личности:
  • 1450 Г. – Иоганн Гутенберг издал первую полнообъемную печатную книгу «Библию».
  • Основные понятия:
  • Трактат папы Григория VII (1073-1085) «Диктат папы» (извлечение):
  • Устав цеха мастериц шелковых дел города Кёльна (извлечение):
  • Великая хартия вольностей об ограничении власти короля, опубликованая в Англии в 1215 году (извлечение):
  • Выступление Мартина Лютера (1483-1546) в 1517 году в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций о грехе и отпущении грехов (извлечение):
  • …Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона…
  • 5. Эпоха династии Хань

    Эпоха династии Хань в истории Китайской цивилизации делится на два этапа:Западноханьский (206 г. до н.э.-8 г.) иВосточноханьский (25-220 гг.).

    Когда в конце 207 г. до н.э. последний император династии Цинь сдавался одному из вождей восставших Лю Бану, будущему основателю династии Хань, Китай переживал глубокий кризис в стране царил политический хаос, административная система разваливалась, поля запустели, голод сокращал население. И, тем не менее, Китай выстоял, органично развивая при этом традиции своей цивилизации. Для эпохи династии Хань ее специфику можно определить тремя ключевыми словами: реформы, конфуцианство как господствующая религия и внешнеполитическая экспансия.

    Навести порядок в истощенной многомиллионной стране Лю Бану, бывшему старосте маленькой деревеньки, ставшему императором Синего неба, как называли Хань, удалось не без труда. Действуя гибко и осторожно, серией указов он отменил законы Цинь с их казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями, объявил амнистию, снизил налог с крестьян. Однако циньская административно-бюрократическая система и основные экономические установления продолжали существовать. И хотя по-прежнему своим статусом и местом в обществе резко выделялись чиновники, Лю Бан опирался на землевладельцев, провозгласил земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием.

    Основным источником государственных доходов были налоги, взимавшиеся с крестьян-земледельцев и ремесленников. При первых ханьских императорах, не забывавших об участи предыдущей династии, размеры налогов и нормы отработок были незначительны, что позволило восстановить земледелие, ремесло и торговлю.

    Годы правления У-ди (140-87 г. до н.э.) – время расцвета Китайской цивилизации эпохи Хань. Центральной власти удалось окончательно подчинить себе новую поместную аристократию, наладить экономику страны и поднять общественное благосостояние. Возросло число городов с населением до 50 тыс., небывалых размеров достигла работорговля. Монополия на соль, железо и вино приносила доход империи. Исключительно большое развитие получила внешняя торговля. Северный торговый путь, связывавший Китай со странами Запада, получил названиеВеликий шелковый путь .

    Со времен правления У-ди Ханьская империя превратилась в сильное централизованное государство. Страна управлялась армией чиновников, число которых превышало 130 тыс. Чиновники, или ученые, делились на 9 рангов в зависимости от степени, присвоенной им после прохождения экзаменов. Система экзаменов для отбора достойных и присвоения им звания эрудита соответствующей степени была введена в 136 г. до н.э.

    Раз в три года победители провинциальных туров съезжались в столицу и сдавали экзамены самому императору. Во время экзаменов они должны были написать сочинение на заданную тему. Претенденты на чин на экзаменах должны были показать знание книг, составлявших основу конфуцианского канона Пятикнижия. Государственный экземпляр Пятикнижия был высечен на камне. Прошедшим испытание присваивались ученые степени, открывавшие возможность получения назначения на должность в органы центральной и местной власти.

    Место назначения чиновника менялось каждые 5 лет. За службу они получали жалование или земельный надел. Чиновник не мог передавать по наследству ни своего звания и ранга, ни землю. Однако они имели больше возможностей, чем простолюдины, дать своим детям образование, позволявшее сдать экзамен и получить должность. Этим ученым чиновникам мандаринам Китайская цивилизация обязана и в плане консолидации древнекитайской народности (ханьцы – этническое самоназвание китайцев), и в плане образования особой модели государственной администрации, особой китайской сословной иерархии.

    Во II в. до н.э. Ханьская империя призналаконфуцианство и в его лице обрелаофициальную идеологию с отчетливо выраженным религиозным оттенком. Нарушение конфуцианских заповедей каралось смертью как наитягчайшее преступление. На основе конфуцианства была выработана всеохватывающая система образа жизни и организации управления. Император в своем правлении должен был опираться на принципы человеколюбия и справедливости, а помогать ему проводить правильную политику, должны были ученые чиновники. Отношения в обществе должны были регулироваться на основе ритуалов, которые определяли обязанности и права каждой группы населения. Всем людям надлежало строить отношения в семье на основепринципов сыновней почтительности и братской любви . Это означало, что каждый человек должен был беспрекословно выполнять волю отца. Слушаться старших братьев, заботиться о своих родителях в старости.

    Одна из важнейших черт цивилизации Ханьского Китая – непрерывное интенсивное взаимодействие с окружающим миром, с варварской периферией, населенной степными кочевниками. Северные соседи ханьцев сюнну (хунну) постоянно угрожали безопасности империи, войска которой в основном успешно сдерживали их натиск, постепенно оттесняя от Великой Китайской стены. Но когда ханьцы оказывались неспособными защитить свои границы от набегов, кочевники не только вторгались в их земли, разоряя города и деревни и увозя награбленное в свои ставки, но и захватывали исконные земли Ханьской империи. Кочевники часто превосходили ханьцев в военном отношении, но всегда отставали в культурном. Им приходилось использовать опыт и законы ханьцев, перенимать их язык, традиции, религию.

    После разведывательной экспедиции путешественника Чжан Цяня в Среднюю Азию(138-125 гг. до н.э.) , ханьцы взяли курс на завоевание Западного Края (Восточного Туркестана). Вытеснив сюнну, подчинив ряд городов-государств и установив контакты со Средней Азией, они взяли под контроль Великий шелковый путь, связывающий Китай с Западом. Налаживание регулярной торговли существенно сказалось на культурном взаимодействии двух великих цивилизаций древнего мира Китайской и Римской. Китайские шелка, лаковые изделия, драгоценные металлы, железо и никель проникали далеко на запад через Переднюю и Среднюю Азию, по торговым путям Римского Востока, достигая Рима. В Китай ввозили стеклянные изделия из Средиземноморья, нефрит, лошадей и меха от кочевников. Рынок как место встречи цивилизаций открыл Китаю такие сельскохозяйственные культуры как виноград, гранат, орех, фасоль, шафран, люцерна, поставляемые из Средней Азии. Почти одновременно Ханьская империя развернула экспансию на юг и восток. Было покорено древнекорейское государствоЧосон и древневьетнамские государстваАупак иНамвьен .

    Экспансионистские устремления Ханьской империи привели к истощению государственных ресурсов, росту налогов, поборов и принудительных работ, ухудшения положения людей. По стране одна за другой катились волны восстаний бедных слоев населения. Ван Ман, правивший в 9-23 гг., предпринял попытку восстановить государственный контроль над хозяйственной жизнью страны: земля была передана в собственность государства, была запрещена торговля землей и рабами, ликвидировано частное рабство, введена монополия на вино, соль, железо. Однако неотлаженность реформ, слишком стремительное и энергичное их проведение, привели к обострению социальных противоречий.Восстание «краснобровых» в18 г. , гражданская война в стране и экологическая катастрофа (в 11 г. крупномасштабный разлив изменившей свое русло реки Хуанхэ привел к гибели сотен тысяч людей) предрешили конец правления Ван Мана.

    В 25 г. Гуан У ди (25-57 гг.) захватил власть и восстановил династию Хань. Предпринимались отчаянные усилия преодолеть кризис в стране. Как никогда ханьцы развернули внешнюю торговлю. Большое распространение получили имения сильных домов, которые постепенно превращались в экономически замкнутые хозяйства, тем самым, снижая уровень государственных доходов. В III в. официально отменили монетное обращение, используя в качестве денег шелк и зерно. Сократилась численность населения, а число городов уменьшилось в два раза. Это, наряду с непрерывной борьбой клик при дворе, привело к ослаблению центральной власти, социальной дестабилизации (восстание Желтых повязок в184 г .) и падению династии. В 220 г. Ханьская империя распалась на три царства, тем самым прекратив свое существование.

    Международное радио Китая

    Империя Хань возникла не сразу после того, как в 206 г. до н.э. династия Цинь прекратила свое существование. Основатель династии Хань ---Лю Бан (Гао-цзу) принял титул императора в 202 г. до н.э.

    В 199 г. до н.э. началось строительство дворцового комплекса Вэйянгун в новой ханьской столице Чанъань. Гао-цзу укрепил центральную власть и повел курс на восстановление благосостояния страны. В Поднебесной были созданы 143 удела. Каждый из владельцев удела имел титул «хоу». Уделы и титул передавались по наследству. С 195 по 188 г. до н.э. страной управлял один из сыновей Лю Бана --- Хуэй-ди.После него власть перешла в руки вдовы Лю Бана --- императрицы Люй, которая скончалась в 180 г. от загадочной болезни. Затем на престол взошел еще один из сыновей Лю Бана --- Вэнь-ди. Он правил 23 года и возродил конфуцианские традиции. После него правил внук Лю Бана. Цзин-ди (156-141 г. до н. э.), который продолжал проводить политику восстановления благосостояния страны, снизил налоги и поборы в целях быстрого развития экономики.

    Он умиротворил гуннов (сюнну), гасил мятежи удельных князей. Государственная мощь династии Хань возросла. В 141 г. до н.э. Цзин-ди сменил император У-ди. У-ди поставил во главе китайской армии талантливого полководца, которому было приказано обнаружить гуннов, вынудить их принять бой и затем уничтожить. Опьяненные своими беспрерывными успехами, гунны стали менее осторожны. Спустя несколько месяцев китайская армия вновь одержала крупную победу, и эти успехи оказали большое влияние на моральное состояние армии, укрепили ее боевой дух и веру в свои силы. Тогда У-ди решил перенести войну на территорию противника. Он сформировал большую армию конных лучников и поставил во главе ее опытного кавалерийского полководца. Появление крупной армии китайской конницы ошеломило гуннов. Они были вытеснены из Внутренней Монголии. У-ди, прекратив войну, начал развивать сельское хозяйство. Затем император Чжао-ди продолжал развивать экономику страны.

    Была сделана попытка ослабить богатые «сильные дома». Власть в стране захватил Ван Ман --- тесть императора Пин-ди и регент при малолетнем его сыне. Это произошло в 8 г. Ван Ман объявил себя основателем новой династии Синь. Он активно проводил реформы, был жесток и нажил множество противников. К тому же в стране вспыхивали восстания. Под ударами восстания «Краснобровых» в 232 г. пала столица Чанань, а Ван Ман был убит. Однако ханьские генералы победили восставших и выдвинули из своей среды нового императора Лю Сю.

    Династия Восточная Хань (вторая династия Хань --- 25-220 гг.) является одной из могущественных империй в истории Китая. Народ при династии Западная Хань жил в достатке. Заметим, что еще с того момента, когда У-ди из Западной Хань принял предложение выдающегося мыслителя Дун Чжуншу «Уважать только конфуцианство, уничтожая другие школы», именно конфуцианство стало стратегией управления государством.

    Благодаря стабильности политики и экономики быстро развивались торговля, культура, ремесло и естественные науки. В ходе повышения уровня науки и техники эффективность производства в ремесленной промышленности повысилась, что способствовало процветанию торговли. Династия ВосточнаяХань через великий Шелковый путь установила обмен в культуре и торговле со странами Западной Азии.

    Династия Восточная Хань царствовала с 25 до 220 г.

    Вторая династия Хань (Восточная Хань: 25-220 гг.). В 23 г. пала столица династии Синь --- Чанань. В 25 г. Лю Сю, представитель дома Хань, нанес поражение Ван Ману (тестю императора Пин-ди и регенту при малолетнем Ин-ди, захватившему в Ⅷ в. власть и провозгласившему себя основателей новой династии Синь) и завоевал власть. Столицей династии Восточная Хань стал город Лоян. По приказу императора Гуан-У-ди была проведена реформа старой политики, упорядочение образа правления. Гуан-У-ди назначил шестерых шаншу (министров, высших сановников), которые управляли государственными делами. Он также проверил все владения землей и распределил все поля между земледельцами, дав им возможность прокормить самих себя в целях стабилизации жизни народа. В середине в. благодаря усилиям императоров Гуан-У-ди (25-27гг.), Мин-ди (58-75гг.) и Чжан-ди династия Восточная Хань процветала; развивались производство и культура; особенные успехи были достигнуты во внешней политике.

    В первый период династии Восточная Хань благодаря укреплению центральной власти и объединению страна стала стабильной. В связи с этим ее экономика, культура, наука и техника взошли на новую ступень. В 105 г. Цай Лунь изобрел бумагу, и возникло производство бумаги. С тех пор Китай отказался от применения бамбуковых дощечек для письма. Технология производства бумаги стала одним из четырех великих изобретений и открытий древнего Китая и распространилась во всем мире. В области естественных наук при династии Восточная Хань Китай достиг больших успехов. Например, Чжан Хэн производил научные приборы, изобрел армиллярную сферу и теллурий --- прибор для наглядной демонстрации движения Земли вокруг Солнца. Кроме того, появился известный всему миру врач Хуа То. Он является первым хирургом, который оперировал больных под наркозом.

    Существование на протяжении нескольких веков единой Ханьской империи способствовало расцвету культуры древнего Китая. За этот период были достигнуты значительные успехи в области естественных и точных наук и философии, дальнейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.

    Развитие естественных и точных наук

    Проведение крупных гидротехнических работ, строительство дворцов, храмов и огромных подземных гробниц свидетельствуют о значительном развитии в ханьском Китае математических знаний. Наибольшее внимание древнекитайские математики уделяли вычислительным задачам, связанным с потребностями хозяйственной жизни. В I в. н. э. был создан трактат «Математика в девяти главах», подытоживший достижения математических знаний за несколько веков и свидетельствующий о больших успехах китайцев в этой области. В этом трактате впервые в истории математической науки встречаются отрицательные числа и даются правила операций над ними. «Математика в девяти главах» включала в себя множество задач и примеров из области арифметики, геометрии и алгебры, предназначенных для практического применения.

    В это время был создан ряд точных приборов и механизмов. Накопили богатый опыт география, агрономия, медицина. Наибольших же успехов достигла астрономия. В период династий Хань китайцы определили положение многих небесных светил и созвездий и составили карту звёздного неба. Ханьские астрономы делили небо на 28 созвездий, располагая их вокруг Полярной звезды. По их представлениям, в каждой из четырёх стран света находилось по семи созвездий. В 28 г, до н. э. ханьскими астрономами была сделана первая запись о наблюдении солнечных пятен.

    В I в. н. э. в Китае жил крупнейший астроном древности, талантливый мыслитель Чжан Хэн (78-139), сделавший множество открытий и изобретений. Чжан Хэном был создан первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Систематически занимаясь астрономическими наблюдениями, он произвёл подсчёт неподвижных звёзд, определив их количество в 2500 светил.

    Чжан Хэну принадлежит также изобретение первого в мире сейсмографа. Частые землетрясения в Китае вызывали стремление найти способ как можно скорее узнавать об этих страшных стихийных бедствиях. После многолетних исканий Чжан Хэн создал прибор, который, как свидетельствуют источники, точно указал большое землетрясение в Ганьсу. Прибор Чжан Хэна состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого был вертикально помещён маятник. К маятнику прикасались восемь пружин-рычагов, выведенных наружу. К наружному концу каждого рычага была прикреплена металлическая голова дракона, в пасти которого находился медный шарик. Отклонение маятника в сторону под действием землетрясения вызывало нажим на один из рычагов, который вследствие этого изменял своё положение. Голова приделанного к этому рычагу дракона механически открывала пасть, и из неё выпадал шарик, попадавший в рот одной из восьми жаб, расставленных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выплёвывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений произошло землетрясение.

    Успехи в технике земледелия ознаменовались появлением в это время ряда трактатов, посвящённых вопросам полеводства, где были разработаны различные способы возделывания сельскохозяйственных культур. В агрономических сочинениях этого времени нашли отражение внедрение в земледелие грядковой культуры, чередование посевов, различные приёмы удобрения полей и предпосевного пропитывания семян удобрительным составом, а также другие достижения. Были установлены точные сроки распахивания земли, посева и сбора урожая для многих зерновых и огородных культур.

    К I в. н. э. китайцы установили зависимость урожаев от качества почвы и классифицировали почвы, разделив их на девять разрядов в соответствии с тем, какие из них наиболее благоприятны для каждой культуры. Известный ханьскин агроном Фань Шэнь-чжи составил подробное исследование о способах ведения земледельческого хозяйства, обобщив накопленные к его времени агрономические знания. Он дал подробные сведения о способах чередования посевов, об орошении и детально описал грядковую систему обработки полей.

    О сравнительно высоком уровне знаний по медицине свидетельствует составленный в I в. н. э. каталог медицинских книг, где перечислено 36 трактатов, дающих сведения по различным болезням. В этот период был создан первый китайский трактат по фармакологии-«Бэнь цао».

    Изобразительное искусство и архитектура

    От хаиьского времени дошло значительное количество памятников материальной культуры, которые дают представление о высоком уровне строительной техники, архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства того периода. Раскопки поселений ханьского времени в Китае, Маньчжурии и Южной Сибири, глиняные модели домов и башен из погребений, сохранившиеся кое-где до нашего времени каменные пилоны, а также изображения зданий на каменных барельефах свидетельствуют о зрелости ханьского архитектурного стиля. Это подтверждают и сведения письменных источников, дающих описание ханьских построек.

    Ханьские зодчие умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной полуцилиндрической черепицей, заканчивавшейся по краям крыши круглыми глиняными навершиями, на которых обычно делались надписи с добрыми пожеланиями. Подобный тип здания вошёл в архитектурную традицию и сохранился в Китае на очень долгое время. Ханьское зодчество оказало большое влияние на дальнейшее развитие китайской архитектуры, многие из его форм удержались до самого последнего времени.

    Ханьское изобразительное искусство резко отличается от символического в основном искусства предшествующих периодов со свойственными ему строгими условными формами. Для ханьского искусства характерна более реалистическая трактовка образов и сюжетов, взятых из жизненных наблюдений.

    Исключительный интерес представляют ханьские скульптурные рельефы из Шаньдуна, относящиеся к середине II в. н. э. и обнаруженные в могильном склепе знатного рода У. Наряду с сюжетами религиозного, назидательного и мифологического характера многие ханьские рельефы посвящены бытовой тематике. С подчёркнутой пышностью на них изображены сцены охоты, сражений, торжественные выезды, пиры и приёмы гостей, приготовление пищи. Некоторые ханьские рельефы изображают сцены из народного быта. Наиболее интересны в этом отношении раскопанные сравнительно недавно каменные рельефы из могил в Сычуани, относящиеся к концу I в. до н. э.- началу I в. н. э. Мы находим на них изображение таких сюжетов, как жатва, охота и т. п. На одном из сычуаньских рельефов с исключительной силой и выразительностью изображён тяжкий труд в соляных рудниках.

    В этот период существовал обычай захоронения вместе с покойником глиняных изображений всего, что окружало умершего в жизни. Терракотовая погребальная скульптура обнаружена в огромном количестве как в могилах богатых и знатных людей, так и в могилах простого народа. В ней нашло своё отражение народное творчество. Глиняные фигурки людей и животных из погребений отличаются, как правило, живостью и реалистичностью изображения.

    Чертами реализма отмечена и монументальная скульптура, достигшая в период династий Хань значительного подъёма. Из образцов этой скульптуры следует отметить каменный памятник, воздвигнутый над могилой полководца Хо Цюй-бина, изображающий высеченного из гранитной глыбы мощного боевого коня, под ногами которого лежит поверженный гунн. До сравнительно недавнего времени о характере ханьской живописи можно было судить лишь по росписям на кирпичных плитах гробниц и по рисункам на керамике и бронзе. Однако раскопки последних десятилетий в Хэиани, Ляодуне, а также в Маньчжурии и Северной Корее, где находились в то время китайские поселения, обнаружили великолепные фрагменты ханьской настенной живописи, которые дают представление о высоком мастерстве ханьских живописцев. Наиболее яркие из многокрасочных фресок были найдены при раскопках ханьского некрополя в Северной Корее (в районе современного Пхеньяна) и в Ляодуне. Эти фрески, нарисованные на внутренних стенах больших погребальных помещений, изображают различные сцены как мифологического и религиозного, так и бытового характера. В них с большой реалистичностью и выразительностью изображены люди, повозки, строения, прекрасно передано движение, особенно бег лошадей, несущихся в стремительном галопе. Литературные источники свидетельствуют о существовании в ханьское время богатых стенных росписей дворцов и живописи тушью па шёлке и бумаге.

    Прикладное искусство

    Значительные успехи были достигнуты в области прикладного искусства. Бронзовые рельефы свидетельствуют о художественных связях ханьского Китая со странами северо-запада. Обращает на себя внимание сходство художественных мотивов и техники выполнения ханьских бронзовых рельефов с памятниками звериного стиля скифо-сибирского круга. На широкие культурные связи ханьского Китая со странами северо-запада и, в частности, со Средней Азией указывает и ряд орнаментальных мотивов, встречающихся на ханьских бронзовых зеркалах, обратная сторона которых украшалась очень тонкой резьбой.

    Высоким мастерством исполнения отмечены ханьские бронзовые сосуды. Многие из них позолочены, инкрустированы золотом, серебром, эмалью и полудрагоценными камнями. Получила развитие художественная керамика. Ханьская керамическая масса приближается по характеру к фарфору. Появляются глазурованные сосуды. Неглазурованные сосуды украшаются росписью. Ханьским керамическим изделиям свойственны простота и изящество форм. Достигнутый в это время технический прогресс в изготовлении керамики подготовил почву для дальнейшего развития китайского керамического искусства и изобретения фарфора.

    Большим совершенством отличаются ханьские лаковые изделия. Особенно славилась производством этих изделий Сычуань, где находились крупнейшие центры лакировочного ремесла - города Чэпду и Гуаыхань. Изделия сычуаньских мастеров получили широкую известность. Они распространялись по всему Китаю и проникали далеко за его пределы. Прекрасные образцы лаковых изделий из

    Сычуани с многокрасочной росписью, точно датируемые по сохранившимся на них надписям I в. до н. э.- I в. н. э., были найдены, в частности, при раскопках некрополя в Северной Корее.

    Развитие письменности и литературы

    Период Хань отмечен прогрессом письменности. Ещё с III в. до н э в качестве материала для письма стал употребляться шёлк. Вместо заострённой палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и деревянных планках, была введена в обиход волосяная кисть, изобретение которой приписывается Мын Тяню. На рубеже нашей эры в Китае была изобретена тушь. С конца Старшей династии Хань для письма стали пользоваться графитом. Наконец, в I в. н. э. китайцы впервые в истории изобрели бумагу.

    Способ изготовления бумаги из древесной коры и старых рыболовных сетей традиция приписывает ханьскому чиновнику Цай Луню. Со II в. н. э. бумага получила широкое распространение. Древнейший материал для письма - бамбуковые планки - быстро стал выходить из употребления. Наряду с бумагой продолжали писать и на шелку, но и он постепенно уступал место бумаге, как более дешёвому и удобному материалу. Бумажная книга точно копировала форму шёлковой. Листы бумаги исписывались с помощью кисти или графита вертикальными строками справа налево и склеивались в одну полосу длиной до 10 м. Эта полоса подобно шёлковой навёртывалась на деревянный или нефритовый стержень. Такая книга имела форму свитка и помещалась в специальном чехле.

    К началу нашей эры было значительно пополнено количество письменных знаков. Если в перечне Ли Сы (III в. до н. э.) было 3300 знаков, то в словаре I-II вв. н. э. «Шо вэнь» их насчитывалось около 10 500, в словаре же начала III в. н. э. «Гуан я» - более 18 тыс. Вследствие иероглифического характера китайской письменности и отсутствия в ней алфавита перед составителями словарей встала проблема расположения иероглифов в каком-то определённом иорядке, дающем возможность быстрого отыскания нужного иероглифа. Это привело к разработке различных систем словарей.

    Самый древний из имеющихся словарей - словарь «Эр я» - был составлен на рубеже нашей эры. Все знаки в нём были расположены по тематическому принципу. В конце I - начале II в. н. э. Сюй Шэнь составил словарь «Шо вэнь» по изобретённой им так называемой ключевой системе ". Все иероглифы были разделены Сюй Шэнем на группы, в каждую из которых входили иероглифы, имеющие одинаковый ключ. Всего Сюй Шэнь установил 540 ключей и распределил по ним все иероглифы. Впоследствии эта система постепенно упрощалась. К началу XVII в. количество ключевых знаков было сокращено до 214, и вплоть до настоящего времени все словари, составленные но ключевой системе, насчитывают 214 ключей.

    Широкое использование волосяной кисти и туши, изобретение бумаги и применение графита повлекли за собой дальнейшее усовершенствование письменных знаков. К концу Младшей династии Хань китайские иероглифы приобрели законченную форму, которая сохранилась почти в неизменном виде до настоящего времени.

    Ханьский период был временем расцвета литературы. В это время выдвинулась плеяда блестящих прозаиков и поэтов. Многие ханьские императоры покровительствовали литературе и искусству. В правление У-ди при императорском дворе была создана обширная библиотека. При дворе ханьских императоров жили выдающиеся поэты, писатели, учёные. Среди крупнейших ханьских поэтов следует отметить Лу Цзя, Цзя И, Мэй Шэна и особенно самого блестящего из них-Сыма Сян-жу, в творчестве которых получила дальнейшее развитие чуская ода. Большим мастерством отмечены произведения поэта Ян Сюна, придворных поэтесс Банцзо Юй и Бань Чжао.

    На развитие ханьской поэзии оказала сильное влияние созданная при У-ди музыкальная палата Юэ фу. Здесь собирались и обрабатывались народные песни,создавались музыкальные произведения. Хотя многие песни Юэ фу отражали мотивы наслаждения жизнью и сказочной фантастики, значительная их часть носила обличительный характер и, бичуя чиновников и аристократию, рассказывала о тяжёлой жизни народа. Творчество ряда талантливых ханьских поэтов было проникнуто настроениями народных песен. Произведения этих авторов отличаются реализмом содержания, они написаны высокохудожественным, но простым языком, доступным для народа.

    В период династий Хань получает значительное распространение литература фантастического характера, создаются сказки, легенды, книги чудес.

    Особенно высокого уровня достигла в этот период проза. Среди наиболее замечательных прозаиков выделяются мастерством историки Сыма Цянь и Бань Гу, Дун Фан-шо - один из крупнейших представителей ханьской фантастической литературы, Лю Сян и многие другие.

    Сыма Цянь

    Самым выдающимся представителем ханьской исторической и художественной прозы был Сыма Цянь. Он стал основоположником китайской историографии и по праву может называться отцом китайской истории. Сыма Цянь считается классиком китайской прозы. Главы его огромного труда «Исторические записки» являются законченными литературными произведениями, в которых Сыма Цянь создал блестящую серию художественных исторических образов и характеристик.


    Год рождения Сыма Цяня точно не установлен. Предположительной датой его рождения считают 145 г. до н. э. Умер он в 86 г. до н. э. Сыма Цянь происходил из семьи потомственных историографов. Он был сыном придворного астронома Сыма Таня, посвятившего жизнь собиранию исторических материалов. Умирая, Сыма Тань завещал сыну довести до конца его труд. Сдав государственные экзамены, Сыма Цянь сделался придворным чиновником. По долгу службы он сопровождал У-ди в его многочисленных поездках по стране, накопив за время этих путешествий множество наблюдений, которые впоследствии использовал при создании своего труда. В 104 г. до н. э. Сыма Цянь приступил к написанию многотомного сочинения по истории Китая, над которым трудился более 10 лет.

    Сыма Цянь был современником многих описываемых им событий. Многое из того, о чём он писал, он видел сам, со многим специально знакомился, когда приступал к написанию соответствующей главы.

    Труд Сыма Цяня, названный им «Ши цзи» («Исторические записки»), состоит из 130 глав, расположенных по пяти отделам. «Исторические записки» последовательно излагают историю Китая с древнейших времён до правления У-ди (140-87) включительно. Кроме летописи событий, расположенных по царствованиям, и биографий выдающихся людей «Исторические записки» включают отдельные трактаты по вопросам культуры и быта, астрономии, географии, хронологии, генеалогии. Исключительный интерес представляют специальные экономические разделы, дающие обстоятельные сведения по сельскому хозяйству, налоговому обложению, торговле и другим вопросам. Ценные материалы по социально-экономическому строю имеются и в отделе биографий. Ряд глав «Исторических записок» посвящён описанию народов, живших за пределами Китая, в том числе народов Средней Азии.

    Хотя труд Сыма Цяня и отражал в целом идеологию господствующего класса, однако личные взгляды Сыма Цяня далеко не всегда соответствовали требованиям конфуцианцев. Иногда Сыма Цянь в своём труде даёт собственную оценку событий, расходящуюся с конфуцианской трактовкой. Во многих местах «Исторических записок» чувствуются симпатии автора к народным массам, в биографиях ряда представителей господствующего класса проскальзывает ироническое отношение к описываемым событиям. Сыма Цянь реалистически изображает придворную жизнь, не затушёвывая её тёмных сторон, описывая придворные интриги, жестокие расправы, продажность чиновников.

    «Исторические записки» Сыма Цяня оказали огромное влияние на развитие исторической мысли в Китае. Их стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания. В дальнейшем многие китайские исторические труды строились по образцу «Исторических записок», в том числе труд второго крупного ханьского историка - Бань Гу (32-92).

    Бань Гу

    Историческое сочинение Бань Гу «Цянь Хань шу» («История Старшей династии Хань») охватывает 230 лет, начиная от первого ханьского императора Лю Бана и кончая Ван Маном. Собирать исторические материалы по этому периоду начал ещё отец Бань Гу - Бань Бяо. В этой работе принимала участие после смерти Бань Гу его сестра, известная поэтесса Бань Чжао. Бань Гу создал в своей «Истории» яркие литературные портреты и биографии. «История Старшей династии Хань» разбита на четыре отдела, включающих в себя 100 глав. «Цянь Хань шу» содержит отдел летописей, где помещена, хроника событий времён Старшей династии Хань, изложенных по годам правления императоров, биографии императоров, хронологические таблицы. Специальные разделы посвящены экономике, праву, науке, литературе, искусству, географическим описаниям, административному делению и т. д. В разделе, содержащем биографии различных лиц, имеются ценные сведения экономического характера. Ряд глав посвящён описанию племён и стран, расположенных за пределами Китая, в том числе Кореи, гуннов, юго-западных племён, а также народов, живших к северо-западу от Китая.

    «История Старшей династии Хань» является первой из серии так называемых династийных историй. Она стала стандартом, по которому составлялись все позднейшие династийные истории.

    Отмеченный творчеством таких крупных историков, как Сыма Цянь и Бань Гу, период Хань был золотым веком китайской историографии. «Ши цзи» и «Цянь Хань шу» являются основными источниками по политической и социально-экономической истории Китая III в. до н. э.- начала I в. н. э. Специальные главы сочинений Сыма Цяня и Бань Гу, посвящённые описанию некитайских народов, делают их труды ценными источниками для изучения прошлого стран Дальнего Востока и народов, обитавших на территории Центральной и Средней Азии.

    Развитие материалистической философии. Ван Чун

    Обострение социальных противоречий внутри империи нашло отражение в борьбе идеологических течений в ханьском обществе и в первую очередь в борьбе материалистического и идеалистического направлений в философии.

    В конце I в. до н. э. - начале I в. н. э. выступил с трактатом «Синь лунь» («Новые рассуждения») крупный учёный того времени Хуань Тань (40 г. до н. э.-30 г. н. э.). В трактате «Синь лунь» он изложил свои взгляды на окружающую действительность с позиций материализма. Хуань Тань резко выступал против конфуцианцев и даоской мистики и был непримиримым врагом суеверий и невежества.

    Самым выдающимся ханьским мыслителем, идеи которого оказали огромное влияние на дальнейшее развитие материализма в Китае, был Ван Чун (27-97) - один из крупнейших материалистов древности. Свои философские взгляды он изложил в большом полемическом трактате «Лунь Хэн» («Критические рассуждения»).

    Ван Чун признавал вечность и материальность мира. В объяснении мира он исходил из материальной субстанции ци, которую считал единственным источником бытия. Всё в природе возникает естественно, как результат сгущения этой субстанции. Все вещи рождаются из ци, независимо от какой бы то ни было сверхъестественной силы.

    Ван Чун разоблачал концепциюконфуцианства о сознательной деятельности неба и идее воздаяния, противопоставляя ей принцип естественного развития материального мира. Выступая против конфуцианской трактовки неба как божественного существа, Ван Чун давал небу материалистическое и атеистическое толкование и утверждал, что «небо есть тело, подобное земле». Однако, выдвигая положение о вечном существовании неба и земли, Ван Чун рассматривал их как нечто неизменное в чём проявился метафизический характер его философии.

    Уделяя в своём трактате большое внимание теории познания, Ван Чун считал источником знания чувственное восприятие реального мира. Он писал: «Если (человек) не слышит и не видит (окружающего), то (у него) не может быть и представления о нём». Ван Чун отрицал врождённое знание, мистическую интуицию, которыми, по конфуцианскому учению, якобы обладали мудрецы древности. Отрицая принципиальное различие между человеком и животным, Ван Чун указывал, что «человек есть (животное) существо; несмотря на то, что он может быть знатен... его природа не отличается от природы других существ». Вместе с тем он писал: «Среди существ, рождаемых небом и землёй, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию».

    Одной из самых ярких глав «Критических рассуждений» является глава «О смерти», в которой Ван Чун выступил против конфуцианского культа предков и даоских идей о средствах, дающих якобы возможность достичь физического бессмертия. Ван Чун утверждал, что всё живущее рождается, развивается и неминуемо умирает. Человек, как и все живые существа, подвергается полному уничтожению. «Среди существ, несущих в венах кровь, нет таких, которые не умирали бы»,- писал философ. Он отвергал идею бессмертия души и утверждал, что «мёртвые не превращаются в духов, не обладают способностью к познанию и не могут приносить людям вред».

    Направляя основной удар против конфуцианской идеологии, Ван Чун вместе с тем преследовал широкие просветительные цели, разоблачая всевозможные предрассудки и суеверия.

    Материалистическая философия Ван Чуна сыграла большую прогрессивную роль в борьбе против религиозных и мистических учений его времени и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философских и научных знаний в Китае.

    Конфуцианство

    Материалистическое учение Ван Чуна и других философов этого направления вызывало, яростные нападки со стороны представителей конфуцианства, целиком перешедших на идеалистические позиции. После того как при Лю Хэне (Вэнь-ди, 179-157) был отменён циньский указ о запрещении конфуцианских трактатов, началась оживлённая деятельность по восстановлению классических книг, составлению многочисленных комментариев и филологическому исследованию древних текстов. Образовалось несколько школ по изучению и трактовке классических текстов, выдвигавших свои версии по поводу подлинности различных списков древних конфуцианских трактатов. Со времени У-ди обновлённое конфуцианство, сделавшееся официальной идеологией господствующего класса, постепенно начинает превращаться в своеобразную государственную религию.

    Одним из основателей и наиболее ярких представителей ханьского конфуцианства был Дун Чжун-шу (II в. до н. э.). Он создал космологическое учение, основанное на установлении зависимости общественной жизни от явлений природы. В учении Дун Чжун-шу утверждался принцип целесообразности в деятельности неба, которое наделялось качествами божества. Необыкновенные явления природы, стихийные бедствия рассматривались им как проявление карающей или вознаграждающей воли неба, которое властвует над людьми и наблюдает за их поведением, посылая им наказания или поощрения.

    Идеи сознательной деятельности неба и воздаяния за хорошие и дурные дела получили исключительно широкое распространение в среде господствующего класса Ханьской империи. Идеалистическая сущность ханьского конфуцианства нашла яркое отражение в сочинениях Лю Сяна, который утверждал, что «дух есть корень неба и земли и начало всех вещей». Конфуцианство внедрялось во все сферы духовной жизни и наложило сильный отпечаток на развитие ханьской философии, культуры и общественно-политической мысли.

    В конце I в. до н. э.- начале I в. н. э. в условиях резкого обострения классовых противоречий получило развитие утопическое течение в конфуцианстве. Стали распространяться учения о «золотом веке» в прошлом. В это время было создано сочинение «Чжоу ли» («Чжоуские установления»), в котором исторические факты были представлены в искажённом и идеализированном виде. Как уже указывалось, идея возвращения к «золотому веку» нашла отражение в деятельности Ван Мана.

    Философия даосизма и даоская религия

    В противовес упорному стремлению господствующего класса закрепить в области идеологии монопольное господство конфуцианства в этот период получают развитие оппозиционные ему философское и религиозное течения даосизма.

    Древнее наивно-материалистическое учение о дао, отражённое в «Дао дэ цзине», было впоследствии извращено философами-идеалистами и подверглось коренной переработке. Из философского даосизма было выхолощено его материалистическое содержание, и он продолжал развиваться как идеалистическое философское учение. В период Хань философский даосизм эволюционировал в направлении мистики и фантастики. Его адепты развивали в своих учениях элементы магии и алхимии. Во II в. до н. э. получила распространение школа даоса-мистика Хуай Нань-цзы, проповедовавшего, что «постижение дао ведёт к бессмертию».

    Проникнутый страстным протестом против конфуцианской идеологии, даосизм получил широкое распространение феди самых различных слоев населения, оппозиционно настроенных к правящим кругам. Даже конфуцианцы, крайне враждебно относившиеся к даосизму, учитывая его влияние, вынуждены были заимствовать отдельные стороны этого учения, делая попытки по-своему истолковать понятие дао.

    В I-II вв. н. э. на основе принципов философского даосизма, впитавшего в себя элементы народных верований и мифологии, возникла даоская религия, имевшая мистическую окраску. Основателем религиозного даосизма считается Чжан Лин, проповедовавший при Шунь-ди (126-144) в Сычуани учение даоского толка «У доу ми дао» («Путь пяти доу риса») и создавший множество религиозных организаций. О нём ходило много легенд. Рассказывали, будто Чжан Лин получил через духов от древнего мудреца Лао-цзы повеление сделать людей счастливыми. Отовсюду к нему стекались толпы людей. «История Младшей династии Хань» сообщает, что своими предсказаниями и изречениями он «сеял смуту среди народа». Даоские секты получили повсеместное распространение, собирая вокруг себя всех недовольных существующим режимом. Идеи религиозного даосизма встречали горячий отклик у угнетённых масс, среди которых тайные даоские секты находили множество последователей. Религиозный даосизм играл важную роль в народных движениях II в. н. э. Многие восстания конца Младшей династии Хань проходили под знаком даоских идей и были возглавлены тайными даоскими сектами. С даоскими сектами был в первое время связан и постепенно проникавший в Китай буддизм.

    Распространение буддизма

    Китайская традиция относит появление в Китае первых буддийских проповедников ещё ко II в. до н. э. Распространение же буддизма в Китае началось значительно позднее, во всяком случае не ранее I-II вв. н. э. Буддизм внёс новую струю в развитие китайской философии и оказал сильное влияние на китайскую культуру.

    С III в. н. э. в Китае появились буддийские монастыри, обогащавшиеся за счёт дарений верующих и отдачи под их покровительство разоряющихся земледельцев и мелких собственников, которые, таким образом, попадали в личную зависимость от монастырей. IV век был отмечен быстрым ростом монастырского землевладения; с этого времени буддизм приобрёл огромное влияние в Китае и буддийская феодальная церковь превратилась в крупную политическую и экономическую силу.