Произведения о великой отечественной войне поэзия. Смешной случай из жизни Фонохристоматия. Слушаем актёрское чтение

СОРОКОВЫЕ
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.. .
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало --
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!. .
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые!. .
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Вопросы:
1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д.Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии ("просторно", "высоко", "с запада к востоку")?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

Многие люди думают, будто они мыслят, тогда как на самом деле они всего лишь расставляют старые предрассудки в новом порядке.

Уильям Джеймс, американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель философских течений прагматизма и функционализма

Вспомните свои обычные мысли и переживания.

  • Интересно, что обо мне думает мой начальник?
  • Что я буду делать, если потеряю работу?
  • Она меня любит?
  • Кажется, ему нет до меня дела.
  • У меня ничего не получается.
  • Почему у меня в жизни всё так плохо?
  • Вдруг я заболею раком?
  • Мне не нравится моя работа, что со мной не так?
  • Я ничего не могу довести до конца, что же со мной не так?

Список можно продолжать и продолжать. И какая польза от подобных мыслей? Никакой. 99% наших мыслей такие же бесполезные.

При этом многие считают, что изменить свой образ мышления невозможно. В своё оправдание они говорят: «Я ничего не могу с собой поделать», «Я не могу перестать об этом думать».

На самом деле для этого просто требуется практика. Это такой же навык, как и другие.

Лучшее оружие против стресса - наша способность предпочесть одну мысль другой.

Уильям Джеймс

Иными словами, мы сами можем решать, о чём думать. И о чём не думать.

Какие мысли полезные

  1. Думайте о том, как решить ваши проблемы. Проблема - это всего лишь вопрос, на который пока не найден ответ.
  2. Старайтесь усваивать полученные знания и думайте о том, как можно их применить, чтобы изменить к лучшему свою жизнь.

Остальное вполне можно игнорировать. Ведь часто мы так много думаем, что просто не видим, как жизнь проходит мимо. Вы заметили сегодня утром, как светит солнце? Обратили внимание на запах кофе или шум дождя?

Если нет, значит, пора прекращать проводить столько времени в собственной голове. Перестаньте думать и начните жить.

Как же перестать слишком много думать

Главное здесь - . Старайтесь замечать каждый раз, когда вы отвлекаетесь на бесполезные мысли. Понаблюдайте за работой своего мышления. Не осуждайте себя. Просто скажите себе: «Это всего лишь ещё одна мысль. А теперь я вернусь к реальности».

Если вы измените свой образ мышления, вы измените и свою жизнь.

Уильям Джеймс

Ну что, получается? Вы чувствуете, как ваши глаза пробегают по строчкам на экране? Вы задумались, как применить полученную информацию в жизни?

Отлично. Теперь вы используете своё мышление, а не наоборот.

Давид Самойлов - поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушёл на фронт. Самым известным произведением поэта стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях. Но написано это стихотворение не во время войны, не на фронте. Почти два десятилетия спустя поэт вспомнил «сороковые, роковые».

Прошедшие годы, возмужание, жизненный опыт позволили поэту шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, с высоты зрелого возраста вспомнить себя, «худого, весёлого и задорного», вспомнить с тёплой грустью. Немножко иронично, насмешливо улыбнуться тому, как тогда, в сороковые, с девчонкой балагуря, пытался выглядеть опытнее и взрослее. Композиция стихотворения представляет собой смену кадров, как в кино. Сначала нам открывается общий вид, широкая панорама:

      Сороковые, роковые,
      Военные и фронтовые,
      Где извещенья похоронные
      И перестуки эшелонные.

Ощущение космической широты пространства подчёркивается словами «Просторно. Холодно. Высоко». И тут же возникает другой кадр - герой «в своей замурзанной ушанке». Так подчёркивается совпадение - великая трагедия и юность героя. И в конце стихотворения вновь панорама, но нет уже в интонации автора ни торжественной трагедийности, ни иронической усмешки, а остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны.


      СОРОКОВЫЕ

      Cороковые, роковые,
      Военные и фронтовые,
      Где извещенья похоронные
      И перестуки эшелонные.

      Гудят накатанные рельсы.
      Просторно. Холодно. Высоко.
      И погорельцы, погорельцы
      Кочуют с запада к востоку...

      А это я на полустанке
      В своей замурзанной ушанке,
      Где звёздочка не уставная,
      А вырезанная из банки.

      Да, это я на белом свете,
      Худой, весёлый и задорный.
      И у меня табак в кисете,
      И у меня мундштук наборный.

      И я с девчонкой балагурю,
      И больше нужного хромаю,
      И пайку надвое ломаю,
      И всё на свете понимаю.

      Как это было! Как совпало -
      Война, беда, мечта и юность!
      И это всё в меня запало
      И лишь потом во мне очнулось!..

      Сороковые, роковые,
      Свинцовые, пороховые...
      Война гуляет по России,
      А мы такие молодые!

Размышляем о прочитанном

  1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
  2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?
  3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?
  4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
  5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвященных Великой Отечественной войне.

Творческое задание

Перечитайте последнее четверостишие. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт? Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия. Отличаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если отличаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Фонохристоматия. Слушаем актёрское чтение

Д. С. Самойлов. «Сороковые»

  1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
  2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
  3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?
  4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?
  5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

1. Прочтите статью о поэте – стр.77, 78 – и ответьте на вопросы:

— о чём писал стихи поэт Д.Самойлов?

— когда было написано стихотворение «Сороковые, роковые…» и почему?

— на что похожа композиция стихотворения?

— чем занимался поэт во время войны?

Сороковые, роковые…

2. Вы уже знаете, что композиция – это построение произведения. Композиция этого стихотворения похожа на киносценарий, где кадры сменяют друг друга.

— Какими настроениями пронизано стихотворение? Как вместе с ним меняется авторская интонация? (Запишите свои наблюдения по «кадрам».)

— Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать только эпитеты в первой строфе?

— Почему так много слов, обозначающих пространство, во второй строфе (назовите их)?

— С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

— Перечитайте последнюю строфу. О ком, о себе или о целом поколении, говорит поэт?

Прочитайте вслух первое и последнее четверостишия: чем они отличаются (см. подсказку на стр.81 в 5 вопросе)?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть, постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.