Предельная величина базы для начисления страховых взносов. Необлагаемые доходы по страховым взносам

С 2015 года установливаются две предельные величины базы для исчисления страховых взносов:
1) для ПФР - 711 000 руб.
2) дпя ФСС - 670 000 руб.
Работнику ООО «Светлый Путь» с начала 2015 года начислена зарплата в сумме 680 000 руб.
При этом он также выполнял работу по договору подряда, сумма вознаграждения по которому составила 70 000 руб.
Определим базу для расчета взносов в каждый фонд и саму сумму взносов. ПФР.
Взносами в ПФР по тарифу 30 процентов облагаются доходы работника, не превышающие 711 000 руб.
С превышения, то есть с суммы, равной 39 000 руб. (680 000 + 70 000 – 711 000), надо заплатить взносы по тарифу 10 процентов.
Итого будет начислено пенсионных взносов в сумме 217 200 руб. (711 000 руб. х 30% + 39 000 руб. х 10%). ФФОМС.
Взносами облагаются все выплаты в пользу работников.
То есть база для данного работника составит 750 000 руб. (680 000 + 70 000).
Сумма взносов будет равна 38 250 руб. (750 000 руб. х 5,1%). ФСС.
Выплаты по договору гражданско-правового характера не включаются в базу взносов в ФСС.
То есть 70 000 руб. не облагаются взносами.
Не облагается взносами также превышение лимита по зарплате в сумме 10 000 руб. (680 000 – 670 000).
Начисленная сумма взносов составит 19 430 руб. (670 000 руб. х 2,9%). Травматизм.
Лимит для ФСС=670 тыс. руб. НЕ применяется к взносам на травматизм
(эти взносы уплачиваются со всех выплат, как и раньше, для них ограничения нет).

" № 2/2011

Для большинства строительных компаний с этого года увеличились тарифы взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. Но не для всех одинаково, как планировалось первоначально. Есть и другие поправки – по составу учитываемых выплат, по срокам сдачи отчетности и т. д. Обо всех изменениях по взносам – в нашей статье.

Какие тарифы применять

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ, регулирующий уплату страховых взносов, действует уже второй год. Период применения прежних ставок завершился. Теперь компании должны производить начисления по иным тарифам.

– в Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. При этом для лиц 1967 года рождения и моложе 6 процентов направляются на финансирование накопительной части пенсии, 20 процентов – на финансирование страховой части; для лиц 1966 года рождения и старше – 26 процентов – полностью на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ);

– в ФСС России – 2,9 процента;

– в Федеральный фонд обязательного медстрахования – 3,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медстрахования – 2,0 процента.

Такие тарифы установлены в пункте 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ. Кстати, со следующего года (2012-го) в территориальные фонды медстрахования ничего платить не придется – всю сумму надо будет направлять в Федеральный ФОМС (по тарифу 5,1%).

Сроки уплаты и реквизиты не поменялись. Напомним, ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется этот платеж.

Пониженные тарифы. В конце прошлого года законодатели все-таки приняли дополнение, устанавливающее пониженный тариф страховых взносов в ПФР для организаций, применяющих упрощенную систему и осуществляющих определенные виды деятельности, в том числе и строительство. Для них на 2011–2012 годы утвержден тариф страховых взносов в ПФР – 18 процентов. Сумма взносов для лиц 1966 года рождения и старше распределяться не будет (полностью пойдет на страховую часть пенсии). Для лиц 1967 года рождения и моложе 12 процентов перечисляются на страховую часть и 6 процентов на накопительную. В остальные фонды эти компании будут платить взносы, как все – по тем же тарифам (мы привели их выше).

Таким образом, общий размер взносов для строительных фирм на «упрощенке» повысится пока с 14 до 26 процентов (а не до 34 процентов, как предполагалось).

Льготы. Кроме того, некоторые компании, упомянутые в пункте 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, также могут применять пониженные тарифы. В частности, организации, выплачивающие вознаграждения инвалидам. В 2011 году с этих выплат взносы они начисляют так:

– в ПФР – 16 процентов (с распределением: 10 процентов на страховую часть и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии – для лиц 1967 года рождения и моложе и без распределения – для остальных);

– в ФСС России – 1,9 процента;

– в Федеральный ФОМС – 1,1 процента;

– в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 1,2 процента (п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Что еще изменилось в 2011 году

Есть и другие нововведения.

Предел базы для начисления взносов увеличен

Предельную величину базы для начисления взносов, подлежащую ежегодной индексации, теперь определяет Правительство РФ, округляя ее до полной тысячи рублей, при этом сумма менее 500 руб. отбрасывается (п. 5 ст. 8 Закона № 212ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933 установлено, что предел выплат для 2011 года – 463 000 руб.

Перечень необлагаемых выплат пополнен

Во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ уточнен сам объект обложения взносами. Им признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров»… (а не «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам», как было сформулировано в предыдущей редакции п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

Во-вторых, есть изменения и в составе необлагаемых выплат. К ним добавлены взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством о дополнительном соцобеспечении отдельных категорий работников (подп. 6.1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). А вот компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением, взносами должны облагаться согласно подпункту 2 («и») пункта 1 той же статьи.

Сроки сдачи отчетности перенесены

Законом № 339-ФЗ внесены исправления в сроки сдачи отчетов. Предлог «до» заменен на словосочетание «не позднее», что исключит двусмысленность в определении конечного срока. На две недели продлен период, в течение которого нужно отчитаться в Пенсионный фонд. Правда, теперь вместе с расчетом по взносам компания представляет сведения персонифицированного учета.

Итак, форму 4 ФСС РФ в соцстрах нужно сдавать в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом. В ПФР компании должны отчитываться не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Такие сроки действуют с 1 января 2011 года. Распространяются они и на отчетность за 2010 год, представляемую после 1 января 2011 года (в ПФР это подтвердили). Таким образом, сдать годовую форму РСВ-1 ПФР можно не позднее 15 февраля 2011 года (включительно). Персонифицированную же отчетность за второй отчетный период 2010 года (календарный год) – до 1 февраля (31 января 2011 года) – такой срок установлен в пункте 12 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ. А затем уже – за отчетные периоды 2011 года (кварталы) – сроки сдачи отчетов в ПРФ – по взносам и персонифицированных – будут совпадать, что, конечно, удобнее (подп. 1 п. 9 ст. 15 Закона № 212ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ).

Информация ПФР от 11 января 2011 г. «Изменения для плательщиков страховых взносов в 2011 году» размещена .

Порядок представления расчетов уточнен

Напомним, в 2010 году в электронном виде обязаны были отчитываться только те компании, у которых за предшествующий период (то есть за 2009 год) превысила 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность превышает данный предел. Такой порядок изложен в статье 61 Закона № 212-ФЗ. Отметим, это правило действует и в отношении представления отчета за 2010 год, несмотря на то, что сдается он уже в 2011 году. Поскольку расчет численности ведется за предыдущий год.

А для отчетности 2011 года порядок меняется – в электронном формате отчитываться придется уже всем компаниям (в том числе вновь созданным) с численностью более 50 человек (п. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если организация с меньшей численностью пожелает отчитаться электронно (хотя она и не обязана), препятствий нет. Отчет у нее примут и направят подтверждение. Раньше это тоже не запрещалось, но законодательное уточнение в пункте 10 статьи 15 Закона № 212-ФЗ действует с этого года.

Зачет расходов возможен

Кроме положений по зачету и возврату взносов, приведенных в статье 26 Закона № 212-ФЗ, дополнительное правило внесено в статью 15 – это новый пункт 2.1. В нем определено, что, если расходы организации на выплату обязательных пособий по нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах расчетного периода (календарного года) превысили сумму начисленных взносов по указанному виду страхования, сумму превышения расходов компания вправе зачесть в счет предстоящих платежей в ФСС по соответствующим взносам.

Исправление некоторых ошибок возможно

Ошибки в платежках исправить будет проще, что, несомненно, избавит бухгалтера от лишних хлопот.

Но это касается только неточностей, не повлекших за собой неперечисление взносов в бюджет соответствующего фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Обнаружив неверное оформление поручения на перечисление взносов, пеней и штрафов, организация вправе подать в ПФР или ФСС заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату. Теперь это прямо определено в новом пункте 8 статьи 18 Закона № 212-ФЗ.

А сверить платежи помогут совместные сверки, проводимые как по предложению фонда, так и по предложению организации.

Результаты оформляются актом, который подписывается обеими сторонами (п. 9 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Причем полученные данные учитываются при принятии решения по заявлению об исправлении ошибок: фонд может пересчитать (уменьшить) пени, начисленные за время «выяснений».

Контроль ужесточен

В целях контроля над обоснованностью применения пониженных тарифов к проверкам подключатся налоговые органы. Они не только предоставят контролирующим органам (ПФР и ФСС России) необходимую информацию по налогоплательщикам, но и примут участие в выездных проверках фондов (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212ФЗ). Раньше это не предусматривалось.

Совмещение режимов

Еще раз подчеркнем, что строительные фирмы, применяющие «упрощенку» или «вмененку», с 1 января 2011 года платят по пониженным тарифам (мы привели их выше). А вот для ЕНВД пониженные тарифы не предусмотрены (их общий размер увеличен до 34 процентов).

Поэтому в случае совмещения режимов все равно нужно обеспечить раздельный учет. При «вмененке» и упрощенной системе с объектом «доходы» сумма налога по-прежнему уменьшается на сумму страховых взносов (не более чем наполовину). Если же, например, применяются упрощенная система с объектом «доходы минус расходы» и ЕНВД, нужно отделять сумму взносов, уменьшающих единый налог на вмененный доход (с выплат работникам, занятым в деятельности, переведенной на «вмененку»), от суммы взносов, учитываемых в составе расходов (в части остальной деятельности, облагаемой по упрощенному режиму).

Обособленные подразделения

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования РФ страхователей – юридических лиц по местонахождению обособленных подразделений утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н (далее – Порядок). В течение 2010 года был дан ряд разъяснений по его применению. Обобщим их.

Итак, если у организации есть подразделения, ей нужно учесть следующие нюансы.

Самостоятельная уплата взносов

Обособленные подразделения – это подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Они исполняют обязанности по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также по представлению расчетов по взносам по своему местонахождению исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому подразделению.

Cпециалисты Минздравсоцразвития России пояснили, что, если подразделение не обладает хотя бы одним из указанных признаков, взносы за него должна платить организация по своему местонахождению, то есть по месту ее регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС (письмо от 9 марта 2010 г. № 492-19).

База при переводе работников

При переводе работников в течение года из одного подразделения строительной компании в другое не следует путать два показателя, связанные с расчетом базы для начисления взносов:

– в базе для начисления взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы человека в данном подразделении;

– при определении базы для начисления взносов (в целях контроля лимита) по конкретному работнику должны учитываться выплаты, начисленные ему с начала расчетного периода (то есть по всем подразделениям данной организации).

Открытие (закрытие) подразделений

Организация обязана письменно сообщать в контролирующие органы – ПФР и ФСС – по своему местонахождению (по месту своей регистрации в указанных фондах) о создании или закрытии любого территориально обособленного от нее подразделения, если на срок более одного месяца где-то ею оборудованы стационарные рабочие места. Причем эта обязанность (по сообщению) не ставится в зависимость от наличия у такого подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления выплат в пользу физических лиц (письмо Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2010 г. № 2891-19).

В соцстрах достаточно одного заявления

Постановка обособленных подразделений на учет в качестве страхователей в территориальных органах Фонда социального стархования осуществляется одновременно по двум видам страхования: от несчастных случаев на производстве и по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Значит, регистрация производится согласно двум документам.

Однако ставить на учет в органах фонда по обоим видам страхования можно по одному заявлению (письмо ФСС России от 6 сентября 2010 г. № 02-03-09/06-1922П).

Важно запомнить

Тарифы взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2011 год остались без изменений. Как и в 2010 году, они уплачиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (это предусмотрено Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 331-ФЗ). При начислении взносов «на травматизм» следует учесть, что объект обложения и база их начисления с 1 января 2011 года унифицированы – по аналогии с нормами Закона № 212-ФЗ: уточнены понятия «объект обложения страховыми взносами», «база для начисления страховых взносов», «страховой тариф», а также установлен перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются. Изменения в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ внесены Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ. Прежний перечень необлагаемых выплат утратил силу, приведены в соответствие с действующим законодательством и другие документы (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1231). Таким образом, теперь объект обложения всеми взносами (включая взносы от несчастных случаев) и база для их начисления совпадают, хотя и регулируются по-прежнему разными законами.

В 2011 году по закону ставка страховых взносов возросла до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд РФ, 2,9% – в Фонд социального страхования РФ, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Напомним, что в 2010 году тарифы страховых взносов были сохранены на уровне 2009 года. Работодатели платили совокупный тариф в 26%, из которых 20% направлялись в ПФР, 2,9% – в ФСС, 1,1% – в ФФОМС и 2,0% – в ТФОМС.

Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он вырос с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.

Отчетность в ПФР теперь необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом). Получается, что последними датами сдачи отчетности в 2011 году становятся 15 февраля, 16 мая*, 15 августа и 15 ноября.

С 2011 года ежеквартально надо сдавать не только расчеты по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ТФОМС, но и сведения по персонифицированному учету в режиме «одного окна», что позволит работодателям сэкономить время. В 2010 году такие сведения представлялись раз в полугодие, в 2009 году и ранее – один раз в год.

С 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

С 2011 года работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек).

Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования.

* Если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. № 212-ФЗ).

Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ.

Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 933).

Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.

Тарифы страховых взносов

Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:

  • в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
  • в ФСС РФ — 2,9 процента;
  • в ФФОМС - 3,1 процента;
  • в ТФОМС - 2,0 процента.

Закон № 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители;
  • организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.

Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012 год

2013-2014 годы

Но это еще не все льготники.

В 2011- 2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:

  • хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).

Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование фонда

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.

Важно

Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ). Для того, чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.

В 2011-2014 годах, при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы:

Наименование Фонда

Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами

Рассмотрим другие изменения Закона № 212-ФЗ (в редакции Закона № 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.

Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).

Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. «и» п. 2 часть 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. № 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата как и прежде облагается взносами (подп. «д» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. «и» п. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). В старой редакции Закона № 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.

Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона № 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. № 647-19, от 19 мая 2010 г. № 1239-19).

Установлены иные сроки сдачи отчетности

Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, в ред. Закона № 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н).

Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.

Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон № 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.

Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не «до 15-го числа» календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а «не позднее 15-го числа» указанного месяца. Форму-4 ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. № 871н). Таким образом форму необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.

Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.

Уточнение платежа и правила зачета взносов

Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.

На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона № 212-ФЗ).

В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. № А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом № 212-ФЗ.

Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.

Однако это «нововведение» лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:

  • обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
  • зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. № 02-03-13/08-4917).

Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.

Е. Антипова, налоговый консультант