НОД по экологии «День рождения Земли. Конспект НОД «День рождения Нод день рождения

Дата публикации: 17.05.17

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Воспитатель: Матлак О.Н.

Тема: «День рождения Земли»

Возрастная группа: средняя, 4-5лет

Форма совместной деятельности : Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа: просмотр альбомов «Весна»; «Во саду ли в огороде», наблюдение за сезонными изменениями в природе во время прогулок; слушание аудиозапись «Звуки природы»; рассматривание предметных картинок, иллюстраций «Бережное отношение к природе», «Что можно, что нельзя делать в лесу»; рассказы воспитателя, детей о празднике, беседы с детьми о планете Земля; инсценировка сказки «Репка», знакомство с пословицами о земле; лепка: «Цветочек-лепесточек», аппликация: «Красивые цветы», рисование: «Одуванчики-цветы, словно солнышко желты!»; рассказ воспитателя о правилах безопасного обращения с землёй во время посадочных работ.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая, музыкально-художественная.

Методы обучения:

Проблемно-поисковый

Наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов)

Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

Практический (метод моделирования, игровая, продуктивная, трудовая деятельность)

Учебно-методический комплект:

Средства:

  • Наглядные – картинки-модели: цель - картинка растения Настурции; предмет труда - картинка с изображением семени Настурции; материал - картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты - картинки с изображением лопатки и лейки; результат труда - картинка побега (ростка) настурции.
  • Мультимедийные – презентация.
  • Литературные – стихи, пословицы о земле.
  • Музыкальные – музыка космоса «Полет к далеким звездам», «Люди»; Дидье Маруни «Космос», космическая музыка-инструменталка.
  • Оборудование – ИКТ; CD-проигрыватель; письмо от Лунтика; мягкие модули для постройки ракеты; карточки (картинки) для моделирования; горка земли на подносе, стаканчики с землей, лопатки, лейки с водой, семена Настурции для посадки, влажные салфетки по числу детей; листы бумаги с контурным изображением цветка-шестилистника, ножницы, круги желтого цвета d – 3см, клей-карандаш на каждого ребенка, полоска бумаги шириной 3см, длиной 60см – основа для венка, глобус.

Цель:

Обогащение представлений о космосе, вселенной, планетах и формирование у детей познавательного интереса к празднику День Земли.

Задачи :

Обучающие задачи:

Учить детей рассказывать о Земле, опираясь на полученные ранее знания;

Учить составлять последовательность действий посадки растений с помощью моделей;

Знакомить детей с произведениями фольклора (пословицы, поговорки о земле);

Продолжать учить работать ножницами, вырезывать по контуру изображение цветка.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес;

Развивать умение анализировать, делать выводы;

Развивать диалогическую речь;

Развивать творческие способности;

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе, строить общую постройку – ракету по замыслу;

Воспитывать понимание того, что Земля – наш общий дом и его надо беречь;

Воспитывать желание помочь, сделать приятное, подарить подарок.

Планируемые результаты:

1. Проявляют положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании русских народных пословиц, мелодий, изготовлении подарка для Земли;

2. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

3. Поддерживают предложения, высказывает свою точку зрения;

4. Владеют элементарными навыками посадки семян цветов в землю и дальнейшего ухода за растениями.

Ход НОД

  • Организационный момент.
  • Основная часть.

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо, интересно, от кого оно? Давайте прочитаем.

Текст письма: Дорогие ребята!

Хочу обратиться к вам за помощью. На планете где я живу, случилась беда. Люди совсем забыли о красоте, перестали ее ценить, любить, беречь. Они обидели природу, отравили воздух, землю, воду, вырубили леса, уничтожили цветы, многих чудесных животных. На планете начались стихийные бедствия, люди стали болеть. Помогите, пожалуйста, мне найти планету, где я смог бы жить.

Ваш Лунтик.

Воспитатель: ребята, вы согласны помочь Лунтику? Давайте отправимся в полет по Вселенной и поможем Лунтику найти планету, где он смог бы жить (ответы детей)

На чем можно отправиться в космос?

Отгадайте загадку:

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.
(Ракета)

- Но у нас нет ракеты! Что же нам делать? (дети высказывают разные предположения, и в конце приходят к выводу, что ракету можно построить из мягких модулей)

Воспитатель: - быстрее принимаемся за дело! Давайте построим большую красивую, быструю ракету, чтобы всем хватило места, и было комфортно и удобно лететь в космос.

Дети строят ракету из мягких модулей, воспитатель советует, помогает.

Ракета построена? Все готово? Тогда занимаем места в космическом корабле и отправляемся в путешествие! Внимание! Пристегнули ремни безопасности!
Объявляется пятиминутная готовность! Надели скафандры! Проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Внимание! 5, 4, 3, 2, 1. Старт! Первый этап нашего полета выполнен. Мы летим в космос! Можно расслабиться, отстегнуть ремни, снять шлемы! Смотрите в иллюминаторы!

Слайд1. Демонстрируется слайд-фильм. На экране проплывают планеты, звездные миры. Вскоре наши герои замечают красивую голубую планету.

Воспитатель: ребята, посмотрите какая красивая, голубая планета. Опустимся на нее?

Дети. Да.

Воспитатель: давайте посмотрим планету вокруг, чтобы увидеть какая она? посмотрим красоту всей планеты?

Дети: Да.

(Дети рассматривают планету на слайде)

Воспитатель: А что это за планета? Может кто-нибудь знает? Дети – это – Земля – планета, на которой мы живём. Давайте познакомим Лунтика с нашей планетой. Итак, пристегните ремни, мы приземляемся.

Слайд 2

Ребята, у нашей планеты Земли, как и у каждого из вас есть день рождения. И отмечаем мы этот праздник 22 апреля.

Воспитатель: Весь мир отмечает праздник – День Земли. В этот день принято сажать деревья.

Как вы думаете, для чего?

Дети: Для того, чтобы было красиво, для того, чтобы было много деревьев.

Слайд 3

Воспитатель: Молодцы, дети, посмотрите, какая наша планета красивая, когда на ней растёт много деревьев.

(Дети рассматривают изображение Земли, окружённой деревьями и домами)

Воспитатель: Дети, вам нравится жить на такой красивой планете?

Дети: Да!

Воспитатель: А вы хотите, чтобы она стала еще красивее? Тогда пора браться за работу (обращаю внимание на контейнеры с землёй)

Воспитатель: Дети, догадайтесь, что мы будем делать?

Дети: Сажать.

Воспитатель: Правильно, сажать мы будем цветы – настурцию.

Слайд 4.

Воспитатель: (показывая на горку земли на подносе) Что это?

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, земелюшка-чернозём. Почему её так называют?

Дети: Потому что она чёрная.

Дети рассматривают, трогают землю.

Какая земля? (мягкая, пушистая, плодородная, живая). Почему земля живая?

А почему землю называют « матушкой»? (В ней зарождается новая жизнь. Без земли, как без матери, не прожить)

Воспитатель: Правильно, земля чёрная, отсюда и название – чернозём, от слова – черный. В земле есть много витаминов, которые помогают расти растениям.

Слайд 5.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что делают бабушка с внучкой?

(Цветы сажают)

А ведь вырастить такие цветы совсем не просто! Что нужно для того, чтобы вырастить такие цветы? Давайте составим схему с помощью картинок – моделей.

Для того чтобы лучше запомнить трудовой процесс, педагог предлагает сначала рассказать детям, как это нужно делать с помощью моделей: цель - картинка растения настурции; предмет труда - картинка с изображением семени Настурции; материал - картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты - картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда - картинка побега (ростка) настурции.

Подготовка к трудовому процессу

Педагог предлагает детям пройти к столу, на котором разложены картинки с изображением процесса посадки семян.

А теперь давайте обговорим последовательность действий: насыпать землю в емкость, сделать углубление, опустить семячко, присыпать землей, полить, поставить в теплое, светлое место.

А что нужно для хорошего роста цветов? (дети выбирают картинки – воздух, вода, свет, тепло). После обсуждения моделей, дети приступают к практической деятельности, которую сопровождают художественным словом.

3.Продуктивная деятельность (дети надевают фартуки и проходят к столу для посадки семян настурции.)

Воспитатель: Приступаем к работе.

В детский сад пришла весна,

Мы посеем семена

В черную земельку,

В мягкую постельку.

Ты, цветочек, уродись,

Над землею поднимись

С пышными цветами,

С крупными листами!

(Дети под присмотром воспитателя сажают семена настурции в землю, вытирают руки салфеткой)

Воспитатель (подытоживает результаты работы детей).

Что мы забыли сделать?

Дети: Полить!

Воспитатель: Правильно (даю лейку для полива ребёнку).

Слайд 6.

Воспитатель: Цветы мы посадили и если будем правильно ухаживать, очень скоро появится первый росток. (показываю на слайд).

А про День Земли мы не забыли?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда нам надо сделать ей что-то приятное

Дети предлагают варианты поздравления Земли.

(если дети затрудняются навести на нужный ответ)

Дети: Надо ей сделать подарок.

Воспитатель: Правильно, надо Землю поздравить, вот только как?

Воспитатель: А что мы ещё можем подарить Матушке Земле?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Давайте подарим Земле украшение из цветов на голову. Как оно называется?

Дети: Венок.

Воспитатель: Правильно, сейчас вы пройдете за столы и вырежете цветы из бумаги по карандашному контуру, и наклеите серединку, затем мы их соберем в венок. И подарим Земле.

Воспитатель: (показывает и рассказывает способ вырезывания по контуру цветков и наклеивания круга из желтой бумаги на серединку цветка) .

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение. Оказываю помощь затрудняющимся.

Слайд 7.

(Дети надевают на глобус венок из нарциссов)

4.Итог

Воспитатель: Дети, посмотрите, что делает Земля?

Дети: Улыбается!

Воспитатель: Какое у неё настроение?

Дети : Хорошее.

Воспитатель: Дети, что мы скажем Земле.

Дети: Поздравляем!

Воспитатель: А что можно ей пожелать…

Ну что, как вы думаете, Лунтик останется жить на нашей планете или полетит искать другую? (ответы детей) Да, я думаю, Лунтику очень понравилось у нас, и он останется жить на планете Земля, ведь она такая красивая.

Приложение.

  • Письмо Лунтика;
  • Картинки – что необходимо для роста и жизни растения.

2.Картинки для составления модели посадки Настурции;

3.Картинки - последовательность посадки растений;

Письмо от Лунтика.

Дорогие ребята!

Хочу обратиться к вам за помощью. На планете где я живу, случилась беда. Люди совсем забыли о красоте, перестали ее ценить, любить, беречь. Они обидели природу, отравили воздух, землю, воду, вырубили леса, уничтожили цветы, многих чудесных животных. На планете начались стихийные бедствия, люди стали болеть. Помогите, пожалуйста, мне найти планету, где я смог бы жить.

Ваш Лунтик.

Картинки для составления модели посадки Настурции

Картинки - последовательность посадки растений

Картинки – что необходимо для роста и жизни растения.

Тепло

Свет

Вода

Воздух

Контурное изображение цветка для вырезывания

Цель: развитие у детей интереса к игре, формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

Формировать у детей умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия.

Закрепить знания детей о работе парикмахера, стилиста, продавца.

Продолжать учить отображать действия работников салона-красоты.

Воспитывать дружеские отношения в процессе игр ы.

Воспитывать вежливое обращение друг с другом.

П родолжать развивать специфически-ролевую речь.

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; р азвивать детскую самостоятельность.

Побуждать детей реализовывать в играх правила культурного поведения, доброжелательности.

Предварительная работа:

Празднование день рождения детей в группе: пение песен, чтение и разучивание стихотворений, игры-хороводы, подвижные игры и др.; чтение художественной литературы с иллюстра циями и беседы на тему день рождения , изготовление подарка своими руками друзьям на день рождения.

Материалы и оборудование: кукла, письмо «Приглашение на день рождение», элементы ряжения, расчески, заколки, банты, бусы, посуда для чаепития, скатерть на стол, приглашение (открытка в конверте), знаки ПДД, ноутбук, стулья для автобуса, руль, игрушки, угощения,

Ход игры:

Воспитатель - Посмотрите, ребятки, сколько к нам пришло сегодня гостей, а давайте с ними поздороваемся необычно. Где наши глазки - поздоровайтесь с гостями глазками (моргают глазками), а теперь, где у нас ротик - поздоровайтесь с ними ротиком («воздушный» поцелуй), ну и наши ручки - тоже поздоровайтесь ручками (машут ручками), скажем все вместе - «Здравствуйте, добро пожаловать к нам в гости!»

Дети садятся на свои стулья. Воспитатель обращает внимание, что на его столе лежит конверт.

Ребята, нам сегодня пришло письмо от куклы Кати. Давайте откроем и прочитаем его.

Воспитатель открывает конверт и говорит детям.

- Дорогие ребята, у куклы Кати сегодня День рождения, и она приглашает нас на свой праздник. Вы хотите пойти на день рождение к Кате? (Да, хотим!)

Воспитатель – Ну вот и хорошо. Но прежде чем отправиться на День рождения, давайте вспомним, в каком виде ходят в гости? (Красивые, нарядные, с красивыми прическами…)

Воспитатель – Правильно, ребята. Я предлагаю вам пойти в салон красоты, немного принарядиться и сделать прически.

Кто у нас будет парикмахером? В чем заключается его работа?

Кто стилистом? В чем заключается его работа?

Ребенок-парикмахер и ребенок-стилист занимают свои рабочие места.

Воспитатель вместе с детьми идут в салон красоты.

Воспитатель и дети Здравствуйте! Мы собираемся на день рождения, нам нужно быть красивыми и нарядными.

Одна половина детей идут делать прическу, другая наряжаются. Ожидающим даются журналы.

Парикмахер (ребенок) - проходите, пожалуйста, присаживайтесь (делает прическу, стрижет волосы…)

Посмотрите в зеркало, вам нравиться? (Да, спасибо).

Пожалуйста, следующий!

До свидания, приходите к нам еще!

Воспитатель – Какие у вас красивые наряды и разнообразные прически. Молодцы наши парикмахер и стилист! А пойдемте с нами на день рождение?! (ребята соглашаются, салон красоты закрывается). Вот теперь мы можем отправляться в гости. Но кукла Катя живет далеко и нам придется отправиться к ней на автобусе, но где же мы его возьмем? (нужно его построить). Верно, мы его построим из стульев.

Дети и воспитатель дружно строят автобус.

- Какой хороший получился автобус! Ребята, а какие ещё виды транспорта вы знаете? (машины, троллейбус, поезд, самолет…)

- Молодцы. Но чтобы мы с вами благополучно доехали, давайте вспомним ПДД.

Что мы делаем, когда загорается зеленый сигнал светофора (желтый, красный?)

(Красный – стоим, желтый – приготовиться, зеленый - едем).

Хорошо ребята, транспорт у нас есть, ПДД повторили, но что мы с вами забыли? С чем ходят на день рождения? (с подарками)

Но где же нам взять подарки? (купить в магазине, сделать своими руками…)

Правильно, самый лучший подарок, сделанный своими руками, но у нас нет времени сделать его, поэтому мы отправимся в магазин.

Воспитатель - Кто в магазине всё продаёт? (Продавец)

Воспитатель - Как называются люди, которые покупают? (Покупатели)

А что нельзя делать в магазине? (Кричать, ругаться и т. д.)

Пора отправляться. Занимаем свои места в автобусе. Водителем у нас будет Дима. Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «Мы в автобусе сидим…»)

Ребята, мы с вами приехали в магазин. Я буду продавец, а вы покупатели.

Дети становятся полукругом, а воспитатель за стойку.

В нашем магазине товары продаются не за деньги. Для того чтобы получить свою покупку, вы должны описать её, но не называть, а рассказать о ней так, чтобы я поняла, что вы хотите купить.

(Игрушек в магазине на 2-3 больше, чем детей)

Дети описывают игрушки, воспитатель подает их.

Вот теперь, когда у нас есть подарки, мы можем идти на день рождение.

Подходят к домику Кати.

Вот мы и пришли. Ребята, смотрите, нас встречает кукла Катя.

Кукла Катя – Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы согласились прийти ко мне на день рождения.

Вместе - Здравствуй Катя.

Один ребёнок поздравляет куклу Катю от всех детей.

Ребенок - Будь всегда ты милой, нежной,

И как розочка цвети!

Только счастье и удача

Пускай будут на пути.

Катенька, мы поздравляем

С Днем рождения тебя!

Радости тебе желаем,

Любят пусть тебя друзья!

Вместе - С днем рождения!

Дети дарят по очереди свои подарки.

Кукла Катя Спасибо вам, ребята за добрые слова, за подарки. Я приготовила для вас угощения. Но сначала хотела бы вас попросить помочь мне накрыть на стол.

Дети вместе с воспитателем и куклой Катей сервируют стол (накрывают скатерть, ставят чашки, блюдца, угощения; мальчики ставят стулья к столу).

Воспитатель – Ребята, давайте споем кукле Кате каравай. Кукла Катя приготовила для нас праздничные колпачки, давайте оденем их и встаем в круг.

Водят каравай вокруг именинницы, танцуют.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша игра? Вот какое веселое день рождение было у Кати!

А прежде чем придти к кукле Кате на День рождение, куда мы с вами ходили?

Кто вам делал прически? Кто наряжал? Куда ездили за подарком?

Воспитатель - Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им до свидания! А теперь, ребятки, проходим за наш праздничный стол.

Кукла Катя приглашает всех к столу. После чаепития кукла Катя просит детей помочь ей вымыть и убрать на место посуду со стола. Дети выполняют просьбу: собирают посуду, носят ее на кухню, «моют» ее и вытирают салфетками. Кукла благодарит детей за оказанную помощь. Гости прощаются и уходят.

«УГОЩЕНИЕ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель:

Развивать представления о дружбе. Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом.

Задачи:

Формировать у детей первоначальные представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга.

Помочь понять детям, как можно порадовать друга (подарком, вниманием, словом). Побуждать желание детей участвовать в посильном труде.

НОД:

Организационный момент:

Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я... (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Вос-ль: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети : да!

Вос-ль : у кого вы бывали в гостях?

Дети : у бабушки, у дедушки, у друзей, у родственников и т.д.

Вос-ль: сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к кукле Маше. Ребята у нее сегодня день рождения, давайте мы ее все вместе поздравим с этим праздником.

Основная часть:

Дети заходят в группу, за столом сидит кукла Маша.

Вос-ль : Здравствуй Маша, что случилось, почему ты такая грустная?

Маша: Мне сегодня очень грустно, у меня сегодня день рождения и мне исполнилось 5 лет, но я этому совсем не рада, потому что у меня нет друзей, я совсем, совсем одна. Мне даже некого пригласить на свой праздник. Кукла Маша плачет.

Вос-ль: Ребята, что же нам делать? Как успокоить Машеньку?

Ответы детей (пожалеть ее, приласкать)

Вос-ль: А давайте мы день рождения Маши отпразднуем все вместе, ведь мы пришли ее поздравить. Ребята, а как мы будем его праздновать?

  • Ответы детей (поиграем, потанцуем, попьем чай).

Маша: Давайте попьем чай, а из чего мы будем его пить, какая посуда нужна для чаепития?

Дети: чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки, молочник, чайная ложка.

Вос-ль : Ребята, а как такая посуда называется?

Дети: Чайная.

Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что посудой люди пользовались с древних времён.

Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть.

Во время рассказа воспитателя дети накрывают на стол, расставляя посуду для чаепития.

Маша: Спасибо вам ребята, вы помогли мне накрыть на стол, но чем же я буду вас угощать? Ведь в день рождения принято угощать гостей, а я ничего не умею сама делать.

Вос-ль: А я предлагаю вам испечь вкусное печенье. Ребята мы с вами поможем Машеньке и приготовим праздничное угощение, а она вместе с нами поучится, как же это можно сделать.

Вос-ль: Посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Это тесто.

Вос-ль : Какое оно?

Дети: Мягкое.

  • А давайте из этого теста мы и приготовим вкусное печенье.

Готовить печенья из теста можно разными способами: можно раскатывать колбаски и соединять их, можно разминать тесто пальчиками, придумывая разные узоры, а мы с вами будем делать печенья способом печатанья. Мы, будем печатать печенья. (Повторите ребята). Для начала мы из теста раскатаем большую лепешку. А теперь у нас есть вот какие красивые формочки для приготовления печенья. И мы при помощи этих формочек будем печатать праздничные печенья, вот посмотрите как (педагог показывает детям). Дети каждый самостоятельно пробует напечатать печенья.

У нас сегодня праздник. Мы стряпаем печенье,
Надеемся понравиться наше угощенье…

Готовое печенье выкладывают на разнос и ставят в духовку.

Вос-ль: Ребята пока наши печенья готовятся, я, предлагая вам и Машеньке поиграть в игру, которая называется «Шарик с пожеланиями» (дети стоят в кругу и передавая шарик друг другу по кругу произносят пожелания для куклы в день ее рождения).

Так как у Машеньки сегодня день рождения, то каждый из вас сможет пожелать ей, что - то очень приятное и сокровенное.

Машенька, я желаю тебе крепкого здоровья,

Машенька, я желаю тебе много верных друзей,

Машенька, я желаю тебе счастья, и т.д.

Ребята, я думаю, что наше угощение уже готово. Педагог достает готовое печенье и угощает детей и гостей.

"Вот вам гости угощенье,
Очень вкусное печенье,
Приготовили мы сами, и покушайте Вы с нами».

Вос-ль: Ребята, посмотрите какая Маша нарядная, веселая, у нее сегодня день рождения. Давайте споем для Маши песенку (исполняют песню "Каравай”).

Маша: Спасибо вам ребята, за такой хороший праздник, мне было очень приятно с вами его отпраздновать.

Вос-ль: Ребята, давайте попрощаемся с Машей и нам пора возвращаться в детский сад.

Итог занятия:

Ребята, кого мы сегодня с вами встретили? А что случилось с Машенькой, почему она была такая грустная?

Цель: закрепить представления о разнообразии народных промыслов России.

Задачи :

Образовательные.

  • Расширять представления об особенностях узоров росписи матрешки (Семеновской, Загорской, Полхов-майданской). Совершенствовать речь детей. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

Развивающие.

  • Продолжать работу по обогащению словаря. Закрепить умения выделять в процессе воприятия несколько качеств предметов; применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение,сравнение по количеству, высоте, величине, цвету). Создать условия для закрепления умения составлять тематические композиции узора по собственному замыслу.

Воспитательные.

  • Создать условия для формирования умения договариваться, помогать друг другу, дружеских взаимоотношений между детьми, ценностного отношения к собственному труду. Закрепить навыки коллективной работы: умения работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Оборудование. Ноутбук, музыкальный центр.

Демонстрационный материал. Видеоматериал, презентация, матрешки, изделия из гжельской, городецкий и хохломской росписи.

Раздаточный материал. Трафареты матрешек, гуашь разных цветов, кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа. Игры с народными игрушками, рассматривание народных игрушек, чтение и заучивание стихов о народных игрушках, заучивание частушек про матрешку.

Методические приемы. Просмотр видеоролика, презентации. Вопросы поискового характера. Познавательно-исследовательская деятельность. Рассматривание и самостоятельное составление узоров. Показ приемов работы, словесные указания. Народные игры. Художественное слово.

Активизация словаря: Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская.

Образовательно-воспитательная деятельность

Организационный момент. Приветствие

Придумано кем-то мудро и просто
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
И доброе утро длится до вечера.

Дети в русских костюмах. Звучит русская народная мелодия.

Воспитатель:

Эй, девчушки-хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Подходите, подходите
На игрушки посмотрите
Все игрушки хороши
Полюбуйтесь от души!

Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.

Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали?

Предполагаемая деятельность детей:

Дымковские игрушки, тряпичные куклы

Изделия с хохломской росписью

Дымковские игрушки

Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое упражнение “Что из чего”.

Игрушки сделаны из разного материала.

Назовите игрушки и особенности их росписи.

Дымковская игрушка сделана из глины, значит она глиняная. Элементы узора – кружочки, полоски, прямые и волнистые линии, точки, штрихи

Городецкая роспись – купава и бутон, листья и кустики, розан и ромашка, гроздь винограда, городецкая роза

Золотая хохлома: травка, яблочко, ягодка, виноград, листок, древко, кудрина.

Они сделаны из дерева – значит, деревянные.

Гжель: травка, колоски, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики. Основной цвет – синий, разных оттенков.

Эта игрушка сделана из стекла, значит, она стеклянная.

А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка? А вот угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская...

Дети – Матрешка!

Воспитатель: - Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о них.

По-разному говорят, откуда появилась матрешка:

Кто-то считает, что однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью, и поверхность росписи матрешки покрывают лаком

Наиболее известны три вида матрёшек:

Матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданские, поэтому они так и называются: Семеновские, Загорские, Полхов- майданские.

Давайте полюбуемся красавицами матрешками!

Дети смотрят видеоролик с разными Матрешками.

Воспитатель: Сегодня у Матрешки день рождения и она должна придти к нам в гости. А в день рождения принято дарить подарки. Как нам быть? Что делать? Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, ребята, наша матрешка одна, и ей очень скучно. Давайте представим что мы мастера по изготовлению матрешек и изговим для нашей матрешки подружек...

Я вам предлагаю изготовить Загорскую матрешку. Сейчас мы вспомним, как она украшается, посмотрим презентацию.

Дети смотрят презентацию “Загорская матрешка”

Воспитатель: матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове......

А сейчас дорогие ребята
На минуту закройте глаза
Позабудьте заботы, усталость
Ведь начнутся сейчас чудеса!

Все дети рисуют матрешек, во время выполнения работ звучат русские народные песни.

Простой казалось бы узор,
Но отвести ни в силах взор.

Как много красивых матрешек делают и по-разному раскрашивают русские мастера. Очень приятно любоваться их работой.

  • Посмотрите, какие разные матрешки!
  • Постройтесь по высоте матрешек от самого высокого к самому низкому.
  • Посчитайте сколько матрешек
  • Встаньте по парам: одинаковой высоты

Ребята сравнивают матрешек по величине и по высоте.

Воспитатель:

Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам идет Матрешка
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная!

(Под русскую народную мелодию входит Матрешка – ребенок в костюме Матрешки)

Матрешка: - Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас! (кланяется )

Матрешка, какая ты сегодня красивая! Ребята, давайте подарим Матрешке комплименты.

Дидактическое упражнение “Комплименты”

Воспитатель: - Дорогая Матрешка, наши ребята хотят поздравить тебя с днем рождения!

Все дети:

Будь здоровой,
Будь счастливой,
Будь как солнышко красивой!
Будь как звонкий ручеек,
Будь как бабочкой игривой!
Будь всегда трудолюбивой!
И расти большой, большой.
Вот такой, такой, такой!

Матрешка: – Спасибо, ребята! (кланяется)

Видно солнце с небосвода,
Дети водят хороводы.
В хоровод скорей вставай,
Испекли мы каравай!
Каравай, каравай, веселее подпевай!

Русская народная хороводная игра “Каравай”

Воспитатель: А еще ребята выучили много стихов про тебя, послушай их.

Дети читают стихи

Матрешка, ребята приготовили для тебя русские народные частушки.

Частушка – это короткая шутливая, веселая, озорная песенка.

Дети поют частушки

Матрешка: – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки и приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!
Выпьем чай из самовара!
С сухарями!
С кренделями!
С бубликами вкусными!
С сушками!
С ватрушками!
С пирогами русскими!

Все пьют чай с баранками.

Заключительная часть.

Воспитатель: - Вы хорошо справились со всеми сложными заданиями. Вечером расскажете родителям о матрешках, узорах на них.

Галина Зубко
Конспект НОД «День рождения»

Конспект НОД в старшей группе.

Цель : создание стенгазеты для родителей «День рождения в нашей группе »

Задачи :

1. Учить детей работать в паре, в микрогруппе, в коллективе.

2. Повторить последовательность проведения праздника День рождения .

3. Повышать самооценку детей.

4. Развивать творческие способности,желание выполнять общее дело.

Материал для занятия : фотографии с праздника,цветной картон,аппликации подарков,клей,ножницы,цветная бумага,салфетки, карандаши,кисточки,ватман.

Ход занятия.

Дети,ваши родители очень интересуются,как мы отмечаем праздник день рождения в нашей группе . Как мы можем интересно рассказать об зтом?

Можно сделать стенгазету. (Это такая газета,которую можно сделать своими руками и рассказать о каком-либо событии).

Стенгазеты бывают разными. Мы сделаем стенгазету про день рождения .

Давайте вспомним

Что такое день рожденья ?

Это радость,шум,веселье,

Это песни,шутки,смех,

День ,который лучше всех!

Игра «Кто сегодня именинник?» .

Вспомните,как вы отмечаете день рожденья дома ?

Как можно пригласить гостей на праздник?

Гости должны приготовить подарки.

Что можно подарить имениннику на день рождения ?

Игра «Подарок» (Пантомима) .

Что нужно сделать для празднования дня рождения (накрыть праздничный стол) .

Кто кроме гостей приходит на праздник (Клоуны,аниматоры.)

Что имениннику желают на день рождения ?

Игра «Желалки» .

«Вы друг-другу помогайте,на вопросы отвечайте.

Только «да» и только «нет» -дружно дайте мне ответ.

Если «нет» вы говорите,то ногами постучите,

Если говорите «да» ,в ладоши хлопайте тогда.

В садик ходит старый дед,это правда,дети? (нет)

Внучку водит он туда,отвечайте,дети (да)

День рожденья- день веселый ?

Ждут вас игры и приколы?

Именинницу поздравим?

Или к бабушке отправим?

Ей подарим шоколадку?

Поцелуем сладко-сладко?

С днем рожденья поздравляем ?

И конечно пожелаем :

Непременно быть потолще?

Быть здоровым,умным,милым?

И крикливым,и драчливыи?

Какие должны быть пожелания?

А теперь, я предлагаю приступить к изготовлению стенгазеты.

Все необходимое для работы вы найдете на столе.

Давайте подумаем,с чего мы начнем работу,составим алгоритм.

Работа детей в коллективе.

Рассматривание стенгазеты,оценка своей деятельности,подведение итогов!

Публикации по теме:

Разработан для детей 2 - 4 лет Сценарий подходит для проведения дня рождения в кругу семьи. Место проведения – квартира. Количество гостей.

Конспект занятия «День рождения» Цель: обеспечение первичной адаптации воспитанников, достижение внутригруппового сплочения. Задачи: 1. Развивающие: - формировать навыки.

"День Рождения колобка" Занятие для второй младшей группы Подготовила и провела воспитатель 2-ой младшей группы Романова Светлана Юрьевна.

День рождения Конспект комплексного занятия День рождения Конспект комплексного занятия Цели занятия: - Коррекционно-образовательные: - обогащение словарного запаса; - закрепление.

Конспект интегрированного занятия «На День рождения к Колобку» Цели и задачи: Упражнять детей различать предметы (форма, цвет, освоение простран-ства, умение группировать предметы (овощи,.

Конспект интегрированной ОД «На День рождения к зайчонку Нюше» Конспект интегрированной ОД «На День рождения к зайчонку Нюше» Средняя группа Цель: Обогащение представлений о первоцветах, перелетных.

Конспект НОД в группе раннего возраста «День рождения колобка» Итоговое занятие в группе раннего возраста «День рождение колобка» Цель: Закрепить величину предметов (большой, маленький, основные цвета.