Лекция: Романтизм как литературное направление. Основные течения и своеобразие русского романтизма. Романтизм. Исторические и философско-эстетические предпосылки его возникновения. Основные течения русского романтизма Романтизм как течение

Особенности русского романтизма

Главное русло русской литературной революции в первой половине века было таким же, как и на Западе: сентиментализм, романтизм и реализм. Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных элементов, и выдвижением новых - тех, которые западноевропейская литература не знала или почти не знала.

И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени характерно было взаимодействие не только с традициями “Бури и натиска” или “готического романа”, но и Просвещения. Последнее особенно осложняло облик русского романтизма, ибо, как и романтизм западноевропейский, он культивировал идею автономного и самобытного творчества и выступал под знаком антипросветительства и антирационализма. На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки.

Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в рус-ском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Начальный период русского романтизма: поэзия Жуковского и Батюш-кова. То обстоятельство, что переданное ими настроение разочарования еще осталось в рамках сентиментального элегизма и не достигло ступени отчуждения, резкой вражды и разрыва с действительностью, позволяет видеть в их творчестве самые первые шаги романтизма. Но несомненна разница - у Жуковского “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло” (Белинский), томительное стремление “туда!”, прелесть воспоминаний и неотчетливых видений - чувства, текучая и неуловимая жизнь сердца, “романтизм средних веков”, как это называли; у Батюшкова - эпикуреизм, радость бытия, упоение чувственности, пластичность и изящная определенность формы - сходство с классической литературой античности.



Следующий период русского романтизма более целен и определен, по-тому что одно лицо выступает как ведущее - Пушкин, в первую очередь как автор “Южных поэм”. Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” (термин В. Жирмунского) главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

Единство и цельность же последующей романтической эволюции настолько условны, что проблематично само понятие “период”. В это время (кон. 20-х - 40-е гг.) романтическое движение распадается на множество па-раллельных потоков: философская поэзия любомудров, философская проза В.Ф. Одоевского (цикл “Русские ночи”, 1844), поэзия Языкова, Баратынского и Тютчева, каждая оригинальна по-своему, и Гоголь как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, и Лермонтов. Можно считать, что в лирике, поэмах и драме “Маскарад” Лермонтова русский романтизм достиг высшей точки своего развития. Высота эта определяется предельным развитием романтического конфликта, углублением его диалектики, в частности, сопроникновением противоположных начал (добра и зла), острой постановкой субстанциональ-ных проблем бытия.

Наряду с синхронной периодизацией, которая достаточно условна, распространено и диахронное рассечение романтизма на две ветви: активный и пассивный романтизм, или гражданский и психологический. Это деление также довольно условно в отношении художественных моментов произведения, а не идейных устремлений писателя - например, поэма К.

Рылеева “Войнаровский” не менее психологична, чем лирика Жуковского, хотя творчество Жуковского относят к психологическому романтизму, а Рылеева -к гражданскому.

К началу второго десятилетия романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже к сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм с “романтизмами” европейских литератур.

Хронология русского романтизма:

1. 1801-1815 г. (Жуковский «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа»)

2. 1816-1825 г. – зрелый период, или пушкинский (по Белинскому); (вольно-любивые стихотворения Пушкина + чувства разочарования в творчестве Пушкина)

3. 1826-1842 г. – последекабристский период.

2. Роль ситуации "rendez-vous" в романах и повестях И. С. Тургенева
Рассмотрим три произведения Ивана Сергеевича на основе статьи Черны-шевского «Русский человек на rendez-vous»:

Повесть «Ася»
Налицо русская литературная традиция отображения первого, как правило, для девушек, любовного чувства, которым и проверяются сила, глубина и искренность чувства " русского человека на рандеву".

В " Асе" И.С.Тургенева с беспощадной правдивостью отражено чувство страха героя перед ответственной ситуацией выбора, ведь Ася первая признаётся в любви, назначив герою свидание.

Человек, сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений, делает сцену, какой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки; его мысль весь день, всю ночь рисует ему ее прекрасный образ. Этот человек приходит на встречу с любимой девушкой и говорит:

Вы меня запутали в неприятности, я вами недоволен, вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к вам; для меня очень неприятно с вами расставаться, но вы извольте отправляться отсюда подальше.

И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор! Он обманул нас, обманул автора. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя.

Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожи-данным оборотом их отношений. От многих мы слышали, что повесть вся испорчена этой возмутительной сценой, что характер главного лица не выдержан, что если этот человек таков, каким представляется в первой половине повести, то не мог поступить он с такой пошлой грубостью, а если мог так поступить, то он с самого начала должен был представиться нам совершенно дрянным человеком.

Девушка, жестоко обманутая в своём первом чувстве, оставляет незадачливого героя-любовника навсегда, таков её выбор. И хотя пожилой рассказчик (а эта история именно с ним произошла двадцать лет тому назад) поведал читателю о своём горьком раскаянии, заставившем его после тайного свидания осознать, что он любит эту девушку и готов на ней жениться, почему и направился утром следующего дня к художнику Гагину просить руки его сестры, своих русских знакомых он уже не застал в их доме, и бесплодные попытки узнать путь их следования уже ни к чему не привели. Герой после этой истории, по его словам, " знавал других женщин", но " жгучее, нежное, глубокое чувство",возбуждённое в нём Асей, уже не повторилось. Первое свежее чувство Аси оставило благотворный неизгладимый след в жизни героя, чья духовная жизнь после этой истории коренным образом изменилась. Скучающий богатый молодой человек, каковым он был в свои 25 лет, путешествующий по Европе безо всякой цели, уже переживший до встречи с Асей женскую неверность и разочаровавшийся в любви (и этим в какой-то степени и объясняется, почему он не смог мгновенно перестроить свои состояния), наконец ощутил значение жизни и истинного чувства, его хрупкость и силу его длительного влияния одновременно. И хотя он так более и не встретил женщину своей мечты, остался бессемейным, но сдаётся, что он тогда, впервые в жизни испытав тревогу за человека, не случилось ли с Асей беды после их свидания, обрёл в себе очищающую человеческую способность к искуплению вины, литературный талант и силы, чтобы суметь отразить на бумаге тонкие движения души и причинно-следственные связи человеческих поступков.

Но точно ли ошибся автор в своем герое? Если ошибся, то не в первый раз делает он эту ошибку. Сколько ни было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений не иначе, как совершенно сконфузившись перед нами.

Повесть «Фауст»

Герой старается ободрить себя тем, что ни он, ни Вера не имеют друг к другу серьезного чувства; сидеть с ней, мечтать о ней - это его дело, но по

части решительности, даже в словах, он держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его; речь несколько минут шла уже так, что ему следовало непременно сказать это, но он, видите ли, не догадался и не посмел сказать ей этого; а когда женщина, которая должна принимать объяснение, вынуждена, наконец, сама сделать объяснение, он, видите ли, "замер", но почувствовал, что "блаженство волною пробегает по его сердцу", только, впрочем, "по временам", а собственно говоря, он "совершенно потерял голову" - жаль только, что не упал в обморок, да и то было бы, если бы не попалось кстати дерево, к которому можно было прислониться. Едва успел оправиться человек, подходит к нему женщина, которую он любит, которая высказала ему свою любовь, и спрашивает, что он теперь намерен делать? Он... он "смутился". Не удивительно, что после такого поведения любимого человека (иначе, как "поведением", нельзя назвать образ поступков этого господина) у бедной женщины сделалась нервическая горячка; еще натуральнее, что потом он стал плакаться на свою судьбу.

Роман «Рудин»

Рудин вначале держит себя несколько приличнее для мужчины, нежели прежние герои: он так решителен, что сам говорит Наталье о своей любви (хоть говорит не по доброй воле, а потому, что вынужден к этому разговору); он сам просит у ней свидания. Но когда Наталья на этом свидании говорит ему, что выйдет за него, с согласия и без согласия матери, все равно, лишь бы он только любил ее, когда произносит слова: "Знайте же, я буду ваша", Рудин только и находит в ответ восклицание: "О боже!" – восклицание больше конфузное, чем восторженное,- а потом действует так хорошо, то есть до такой степени труслив и вял, что Наталья принуждена сама пригласить его на свидание для решения, что же им делать. Получивши записку, "он видел, что развязка приближается, и втайне смущался духом". Наталья говорит, что мать объявила ей, что скорее согласится видеть дочь мертвой, чем женой Рудина, и вновь спрашивает Рудина, что он теперь намерен делать. Рудин отвечает по-прежнему "боже мой, боже мой" и прибавляет еще наивнее: "так скоро! что я намерен делать? у меня голова кругом идет, я ничего сообразить не могу". Но потом соображает, что следует "покориться". Названный трусом, он начинает упрекать Наталью, потом читать ей лекцию о своей честности и на замечание, что не это должна она услышать теперь от него, отвечает, что он не ожидал такой решительности. Дело кончается тем, что оскорбленная девушка отворачивается от него, едва ли не стыдясь своей любви к трусу.

Поведение русского молодого человека на rendez-vous Чернышевский связывает с их воспитанием. Мы видим несамостоятельность дворянства вследствие излишнего участия крепостных людей или слуг в быту дворян. Это порождает проблему развития воли молодого человека, приводит к его нерешительности в ответственные моменты. Чернышевский уточняет, что подобное поведение присуще не только литературным персонажам И. С. Тургенева, оно встречается и у других писателей, например, Некрасова, а значит, является отражением общества того времени.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ Билет 11

Романтизм — литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века. Романтизм, как литературное направление, подразумевает создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. Такие веяния в литературе образовались вследствие краха всех идей периода Просвещения из-за кризиса в Европе, который наступил в результате несбывшихся надежд Великой французской революции.

В России романтизм, как литературное направление, впервые появился после Отечественной войны 1812 г. После головокружительной победы над французами, многие прогрессивные умы ждали перемен в государственном устройстве. Отказ Александра I от лоббирования либеральной политики породил не только восстание декабристов, но и изменения в общественном сознании и литературных пристрастиях.

Русский романтизм - это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием. Но мечта и желание понятия субъективные, поэтому романтизм, как одно из самых свободолюбивых литературных направлений, имел два основных течения:

  • консервативное;
  • революционное.

Личность эпохи романтизма наделена сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному. Новый человек старается жить, опережая окружающих, чтобы семимильными шагами ускорить познания мира.

Русский романтизм

Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

Консерваторы романтизма, черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

Романтик в литературных произведениях большое внимание уделяет бурной стихии, философским рассуждениям о бытие человека. Где обстоятельства не влияют на эволюцию характера, а духовная культура зарождала особый, новый тип человека в жизни.

Великими представителями романтизма стали: Е.А. Баратынский, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Ф.И. Тютчев, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, И.И. Козлов.

Лекция 1. Русский романтизм

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Лекция 1. Русский романтизм
Рубрика (тематическая категория) История

1. Исторические предпосылки возникновения романтизма

2. Общая характеристика течения

3. Новаторство романтиков

4. Типология русского романтизма

5. Отличие русского романтизма от европейского

Литература

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии

2. Гуревич А.М. Романтизма в русской литературе. –М., 1980.

4. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе 17-19 вв. –М., 83.

5. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. –М.: Наука, 1976.

6. К истории русского романтизма. –М.: Наука, 1973.

7. Русский романтизм: Учебн. пособ. для студ-ов ун-ов и пед. институтов / Под ред. Н.А.Гуляева. –М.:Высш. шк., 1974.

I . Романтизм как литературное направление сложился в конце 18 – первой четверти 19 века. Романтизм утвердился в жизни под воздействием определœенных социально-исторических обстоятельств, проник в сознание людей, охватывая различные сферы: литературу, музыку, живопись, историю, эстетику, мораль.

Возник романтизм в Европе в переходную эпоху постреволюционных изменений (фр.
Размещено на реф.рф
революция 1789), наполеоновских войн, формирования капиталистических отношений. Несмотря на то, что буржуазные преобразования не принœесли ожидаемых результатов, начало революции в романтических кругах было встречено восторженно; жила вера в то, что она принœесет с собой свободу.

В России возникновение романтизма происходит в других условиях, нежели западноевропейского, и связано с событиями Отечественной войны 1812 года – потрясениями передовых людей того времени, разочарованием их в существующих самодержавно-крепостнических порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность социально-исторических перемен.

II . 1. Романтики пытались освободить личность от порабощения ее социальными и материальными обстоятельствами. Οʜᴎ мечтали об обществе, где первичным будет духовное начало. По этой причине критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Асоциальные тенденции в творчестве романтиков – результат их критического отношения к действительности. Οʜᴎ мечтают о внесоциальном существовании . К тому же, развитие капиталистической формации не оправдало оптимистических надежд романтиков. Появляется тоска по несостоявшемуся идеалу, который был возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем. Отсюда интерес романтиков к истории и фантастике.

Я – мир собственной души

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - П - прошлое

Ф - фантастика

2. Романтизм раскрепостил душу человека (Шеллинг говорил, что дух человеческий раскован), велик интерес к человеку как личности. Романтики считали, что человек таит в себе массу великих возможностей, которые скрыты и не получают развития.

3. В обращении к истории прослеживается некое двойственное отношение. С одной стороны, романтики были критически настроены по отношению к истории: ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы. Отсюда – культ ʼʼестественного человекаʼʼ, уход в доисторическое прошлое жизни народов, когда действовали законы природы, а не установленные цивилизацией правила (А.С.Пушкин. Народы Кавказа в ʼʼКавказском пленникеʼʼ, цыгане в ʼʼЦыганахʼʼ). Соответственно романтический герой чувствует себя свободно не в светском салоне, а вне общества (в таборе, с индейцами, на лоне природы и т.д.).

С другой стороны, романтики охотно пользовались историческим материалом, но исторический факт не интересовал романтиков. 1) Им интересен был исторический колорит, национальные корни. 2) Использовали исторический материал как форму отрицания феодальной и капиталистической формации, ᴛ.ᴇ. как форму политического бунта. По этой причине исторический факт толковали поэтически, не как историческую действительность, а как предания, сказания.

4. Так как романтической гармонии нет места в становящейся действительности, возникает известный (романтический) конфликт идеала (мечты) и действительности, противопоставление того, что есть, и того, что возможно. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие, ᴛ.ᴇ. ʼʼсознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединœенияʼʼ (А.М.Гуревич, с.7). Это одна из самых существенных черт романтизма, определяющая его глубинный пафос.

5. Из отрицания всœемогущества разума и действительности рождается романтический герой.

Романтический герой - ϶ᴛᴏ герой, находящийся во враждебном отношении с окружающим обществом. Он одинок в современной ему жизни, считает себя ʼʼчеловеком вне социальной средыʼʼ (Ф.Лессинг). Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию, ᴛ.ᴇ. всœему бездуховному в обществе. Это человек внебытовой, именно в связи с этим он чаще всœего одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта против действительности. Это герой, который знал ʼʼодну лишь пламенную страстьʼʼ. На нем лежит черта избранности, выделœенности.

Романтический герой бунтует против 1) действительности, которая его не устраивает (английский тип романтизма); 2) бунтует против всœего мира, жизни, идеал в потустороннем мире (немецкий тип романтизма).

Необычность героя выражается во всœем: в портрете (горящий взгляд, бледное чело, темные волосы); поступках (пленник, скиталец).

Романтический герой показан на фоне необычной природы: море, горы, стихия, леса. Необычные перипетии связаны с самим героем.

6. Презирая толпу (тех, кто живет повсœедневными заботами), романтики интересовались людьми исключительными, личностями титаническими и могучими. (Отсюда противопоставление гения и толпы).

7. Отходя от реальной действительности, романтики особое место в своем творчестве уделяли экзотическому , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, по их мнению, выходит за пределы реальности. Все далекое во времени и пространстве становится для них синонимом поэтического, следовательно, презираемому ʼʼздесьʼʼ противопоставляется таинственное ʼʼтамʼʼ.

8. Так как в центре внимания писателœей-романтиков – человеческая личность, ее духовный мир, то они, как правило, изображают человека в напряженных жизненных ситуациях. Отсюда – острый драматизм и психологизм романтической литературы.

9. Один из принципов романтизма – программность, которая включает в себя определœенные лейтмотивы, повторяющиеся на протяжении всœего творчества того или иного поэта (к примеру, В.А.Жуковский воспевает дружбу, любовь (элегии, песни), выражает свой эстетический взгляд – элегия ʼʼВечерʼʼ).

10. Романтический культ – культ поэта и поэзии. Раз поэтическое чувство есть средство познания истины, то утверждение поэтического, высокого начала жизни – жизненное призвание поэта. Истинное предназначение искусства, с точки зрения романтиков, служение прекрасному, доброму, истинно человеческому.

11. Двойственность романтического миропонимания (дух и материя, мир реальный и мир ирреальный) обусловили изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности – одна из характерных черт романтизма.

111 . 1. Романтики обратились к фантастике.

Писателям-романтикам жизнь представлялась таинственной, подлинным царством сверхъестественного. По этой причине самые обыкновенные жизненные явления могли получать фантастическое объяснение. Некоторым казалось, что жизнью управляют неподвластные времени и разуму демонические силы (Гофман, По).

2. Интерес к фольклору.

Впервые с появлением романтизма фольклор стал появляться в светской литературе. Обращались к фольклорным жанрам: сказкам (Ш.Перро, В.А.Жуковский), думам (К.Ф.Рылеев), песням. Многие легенды перелагали в своих произведениях (к примеру, баллады В.А.Жуковского)

3. Интерес к художественному переводу. Задача стояла не в создании точной копии переводимого текста͵ а в выступлении соперником переводимого автора.

4. Ввели в литературный оборот историзм. Как уже было сказано, историзм у романтиков был произвольным, их интересовал исторический колорит, а не сама история. Часто изображали современные характеры на фоне исторического прошлого (Скотт, Гюго, Дюма).

Своеобразие взглядов романтиков на историю (история не была понята как объективный, саморазвивающийся процесс) породило убеждение, что движение жизни можно направлять по желаемому руслу усилиями героических личностей.

5. Распространение романтизма привело к рождению новых и трансформации старых поэтических жанров (элегия, баллада (Жуковский, Катенин), поэма (Байрон, Пушкин), послание, трагедия, исторический роман (Скотт, Гюго, Загоскин) – традиционные для романтиков жанры). Лирика стала жанром, который подчинил себе в системе романтизма всœе другие, поскольку лирика изображает мир души.

1У. В развитии русского романтизма выделяют несколько этапов. Маймин Е.А. говорит о двух этапах восхождения романтизма. Первый связан с войной 1812 года, которая породила поэзию Жуковского, Пушкина, декабристов.

Вторая волна – после реакции на восстание 1825 ᴦ. Поражение восстания вызвало скепсис и разочарование, отрицание старых ценностей. Поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей. Обусловлено это недостатком социальных и политических идеалов в жизни.

Гуревич указывает на три главных периода развития романтизма

1. 1801 – 1815 годы – период зарождения романтического направления в России (в недрах классицизма и сентиментализма)

2. 1816 – 1825 – время интенсивного развития (становится событием лит. жизни)

3. 1826 –1840 годы – последекабрьский период – романтизм получает самое широкое распространение в русской лит-ре: обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтические настроения в это время значительно углубляются, и русские романтики окончательно порывают с традициями классицизма и сентиментализма. Испытывают воздействие со стороны нового лит. метода – реализма и сами воздействуют на него. Борьба заканчивается к серединœе 40-х годов.

Некоторые ученые говорят о следующих этапах (из лекции Г.М.Самойловой):

1. Предромантизм (Ник. Дм. Муравьев)

2. Зарождение романтизма (связано с ʼʼСельским кладбищемʼʼ Жуковского, 1802).

3. Развитие романтизма, 10-е годы. Именно в это время происходит дифференциация романтизма.

4. 20-е годы – расцвет.

5. 30-е годы. Характеризуются появлением реализма, интерес к романтическому методу изображения действительности ослабевает.

6. 40-е годы – спад романтизма. Активное участие в борьбе с романтизмом принял Белинский.

7. 50-е годы – отход от романтизма.

Но полностью никогда не исчезал из литературной жизни. Сохранялся во многих своих чертах в творчестве Фета͵ Тютчева, Полонского, в произведениях символистов.

До сих пор в науке ведется спор по поводу типологической схемы русского романтизма. Традиционно романтиков делят на 2 течения: активных (революционных) и пассивных (созерцательных). Активные – протест против царящего в мире зла и настроения борьбы; пассивные – мысль о господстве в мире каких-то высших сил, недоступных человеческому разуму. Отсюда мысль о крайне важно сти подчиняться судьбе. Общее : едины в своем отрицании существующего общества, расчета͵ пошлости, скуки.

Эта схема носит общий характер, поскольку творчество многих романтиков не укладывается в рамку этой схемы (к примеру, философский романтизм Веневитинова).

Фохт предложил развернутую схему русского романтизма

· отвлеченно-психологическая разновидность (Жуковский, Козлов)

· гедонистическая разновидность (Батюшков)

· гражданская (Пушкин, Рылеев, Одоевский, Кюхельбеккер)

· социальная (Н.Полевой)

· философская (Веневитинов, Баратынский)

· синтетический романтизм (Лермонтов)

· лжеромантизм (Кукольник, Загоскин)

Маймин Е.А. предлагает свою схему:

· Романтизм Жуковского (условно-созерцательный)

· Гражданский, революционный романтизм декабристов

· Романтизм Пушкина – синтетический

· Романтизм Лермонтова – синтез бунтарского, философского, гражданского, ʼʼбайроническогоʼʼ.

Самойлова Г.М. говорит о 5 типах романтизма.

· Элегический (Жуковского)

· Античный (Батюшкова)

· Ренессансный (Пушкина)

· Философский (Веневитинов, Баратынский, Одоевский)

· Революционный (Рылеев, Б.-Марлинский, Кюхельбеккер).

У. 1. Русский романтизм шел в своем развитии по пути всœе большего сближения с жизнью. Изучая действительность в ее конкретно-историческом, национальном своеобразии, романтики постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Οʜᴎ искали пружины исторического развития в социальных факторах.

2. Русский романтизм отличался от западноевропейского. В монографии А.М.Гуревича (с.11-12) указывается на две отличительные особенности

Во-первых , меньшая отчетливость, выраженность базовых признаков, свойств романтизма . (ʼʼРом.идеи, настроения и худ. формы представлены в русск. лит. как бы в смягченном варианте. Для их полного развития еще не было ни подходящей общественно-истор.
Размещено на реф.рф
почвы, ни соответствующих культурных традиций, ни достаточного культурного опыта.)

Во-вторых, более тесная (по сравнению с Европой) связь с другими лит. направлениями . (Стремительность движения русской лит. обусловила некоторую неотчетливость, размытость границ между возникавшими в ней худ. направлениями. И романтизм тесно соприкасался сначала с классицизмом и сентиментализмом, затем с идущим ему на смену критическим реализмом, был в отдельных случаях трудноотличим от них. В творчестве русских романтиков перекрещивались разнородные лит. традиции, возникали смешанные, переходные формы.)

3. Е.А.Маймин считает, что русский романтизм отличался от европейского по 2 признакам:

1. Отношением к мистике.

2. Ролью индивидуального, личностного начала.

Русские романтики (за небольшим исключением, к примеру, Жуковского) старались избегать мистики. Поскольку считали, что действительное поэтично не одним инстинктом, но и рассудком. К тому же, русский романтизм никогда не противопоставлял себя просвещению, просветительской философии, основанной на абсолютном доверии к разуму.

У русских романтиков заметно ослаблено внимание к индивидуальному, личностному началу, свойственно соборное начало. Не было культа индивидуализма (за некоторым исключением поэзии Лермонтова). Хотя тема индивидуализма звучала, связана была в основном с образом Наполеона.

3. Проблема ʼʼместного колоритаʼʼ трактовалась в русской литературе по-разному. В консервативных журналах (к примеру, ʼʼВестник Европыʼʼ) она рассматривалась во внешне декоративном плане, как воспроизведение быта͵ костюмов времени.

Н.Полевой (издатель ʼʼМосковского телœеграфаʼʼ) понимал ʼʼместный колоритʼʼ более широко, включая сюда изображение нравов, страстей, мыслей и чувств народа.

4. Раскрепощение человека в интимной жизни, эротика – появляется впервые также в романтизме. Но в русском романтизме, в отличие от европейского, эротизм никогда не переходил в порнографию. Связано это с русским менталитетом и православной верой.

Лекция 1. Русский романтизм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 1. Русский романтизм" 2017, 2018.

Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира (Россия входит их число), а также в Америке. Основными идеями данного направления является признание ценности духовно-творческой жизни каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ключе.

Появившись в эпоху Великой Французской Революции и мировой промышленной революции, романтизм сменил такое направление как классицизм и эпоху Просвещения в целом. В противопоставление приверженцам классицизма, поддерживающим идеи культового значения человеческого разума и зарождение цивилизации на его основах, романтики ставят на пьедестал поклонения мать-природу, подчеркивают важность естественных чувств и свободу стремлений каждой личности.

(Алан Мэйли "Изящный век" )

Революционные события конца 18 века полностью изменили ход привычной жизни, как во Франции, так и в других в странах Европы. Люди, чувствуя острое одиночество, отвлекались от своих проблем, играя в различные азартные игры, и развлекаясь самыми различными способами. Именно тогда возникла идея вообразить, будто человеческая жизнь это бесконечная игра, где есть победители и побежденные. В романтических произведениях часто изображались герои, выступающие против окружающего мира, бунтующие против судьбы и рока, одержимые собственными мыслями и размышлениями о собственном идеализированном виденье мира, остро не совпадающим с реальностью. Осознав свою беззащитность в мире, где правит капитал, многие романтики находились в смятении и растерянности, ощущая себя бесконечно одинокими в окружающей их жизни, в чем и заключался главный трагизм их личности.

Романтизм в русской литературе XIX века

Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами.

(Иван Крамской "Неизвестная" )

Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-исторического перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политический уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта.

Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям.

(В. А Жуковский )

Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению.

(Н. В. Гоголь )

Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов.

Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей.

Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну.

К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинского, В. К. Кюхельбекера.

Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Главной особенностью европейского романтизма в зарубежной литературе 19 века является фантастичность и сказочность произведений данного направления. В своем большинстве это легенды-сказки, повести и новеллы с фантастическим, нереальным сюжетом. Наиболее выразительно романтизм проявился в культуре Франции, Англии и Германии, каждая из стран внесла свой особенный вклад в развитие и распространение данного культурного явления.

(Франсиско Гойя " Урожай" )

Франция . Здесь литературные произведения в стиле романтизма носили яркий политический окрас, во многом настроенный против новоявленной буржуазии. По мнению французских писателей, новое общество, появившееся в результате социальных перемен после Великой Французской революции, не понимало ценность личности каждого человека, губило ее красоту и подавляло свободу духа. Наиболее известные произведения: трактат «Гений христианства», повести «Аттала» и «Рене» Шатобриана, романы «Дельфина», «Корина» Жермены де Сталь, романы Жорж Санд, Гюго «Собор Парижской богоматери», серия романов о мушкетерах Дюма, собрание сочинений Оноре Бальзака.

(Карл Бруллов "Всадница" )

Англия . В английских легендах и преданиях романтизм присутствовал довольно давно, но не выделялся как отдельное направление до середины 18 века. Английские литературные произведения отличает наличие немного мрачноватой готики и религиозного содержания, здесь присутствует много элементов национального фольклора, культуры рабочего и крестьянского класса. Отличительная особенность содержания английской прозы и лирики - описание путешествий и странствий в далекие земли, их исследование. Яркий пример: «Восточные поэмы», «Манфред», «Путешествие Чайльд-Гарольда» Байрона, «Айвенго» Вальтера Скотта.

Германия . Огромное влияние на основы немецкого романтизма оказало идеалистическое философское мировоззрение, которое пропагандировало индивидуализм личности и его свободу от законов феодального общества, вселенная рассматривалась как единая живая система. Немецкие произведения, написанные в духе романтизма, наполнены размышлениями о смысле человеческого бытия, жизни его души, также они отличаются сказочными и мифологическими мотивами. Наиболее яркие немецкие произведения в стиле романтизма: сказки Вильгельма и Якоба Гримма, новеллы, сказки, романы Гофмана, произведения Гейне.

(Каспар Давид Фридрих "Этапы жизни" )

Америка . Романтизм в американской литературе и искусстве развивался немного позже, чем в странах Европы (30-е года 19 века), его расцвет приходится на 40-60-е годы 19 столетия. Огромное влияние на его появление и развитие оказали такие масштабные исторические события как война за независимость США в конце 18 века и гражданская война между Севером и Югом (1861-1865 годов). Американские литературные произведения условно можно поделить на два вида: аболиционистские (поддерживающие права рабов и их освобождение) и восточные (сторонники плантаторства). Американский романтизм основывается на тех же идеалах и традициях, что и европейский, в его переосмыслении и понимании на свой лад в условиях своеобразного уклада и темпа жизни жителей нового, малоизведанного материка. Американские произведения того периода богаты на национальные веяния, в них остро чувствуется чувство независимости, борьбы за свободу и равенство. Яркие представители американского романтизма: Вашигтон Ирвинг («Легенда о сонной лощине», «Жених-призрак», Эдгар Аллан По («Лигейя», «Падение дома Ашеров»), Герман Мелвилл («Моби Дик», «Тайпи»), Натаниэль Готорн («Алая Буква», «Дом о семи фронтонах»), Генри Уодсворт Лонгфелло («Легенда о Гайавате»), Уолт Уитмен, (поэтический сборник «Листья травы»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), Фенимор Купер («Последний из могикан»).

И пусть романтизм в искусстве и литературе царил совсем недолго, и на смену героизму и рыцарству пришел прагматичный реализм, это ни в коей мере не уменьшает его вклад в развитие мировой культуры. Произведения, написанные в данном направлении, любят и читают с огромным удовольствием большое количество поклонников романтизма во всем мире.

Раздел второй. Возникновение и развитие романтизма (1812-1825)

Глава первая. Социально-исторические и литературные условия возникновения романтизма

Отечественная война 1812 года потрясла Россию, вызвала переворот в сознании современников, породила фалангу самоотверженных борцов за свободу и положила начало новому периоду в истории русской национальной культуры. В отличие от многих европейских народов этого времени, переживавших годы национального унижения, национальной разобщенности и подавленности (немцы, итальянцы, греки), русский народ, отстояв свое отечество, пронес знамя победоносных битв до самого Парижа, помог другим народам в борьбе за национальное возрождение и сам стал народом всемирно-исторического значения. Никогда чувство национальной гордости не подымалось еще в русском обществе так высоко, как после победы над Наполеоном, никогда еще не было такого глубокого интереса к прошлому отечества, к истории, к делам и подвигам знаменитых предков, к памятникам древней культуры и народного творчества.

Отечественная война свела передовое русское общество с народом, открыла ему глаза на истинное достоинство простых людей, заставила подумать об их судьбе. Общей мыслью передовых дворян стала мысль о том, что после всемирных побед России нельзя дальше держать русских крестьян в цепях рабства. Простой мужик стал предметом пристального внимания, как и все, что окружало его жизнь, составляло ее своеобразную поэзию, выражало его внутренний мир.

По свидетельству декабристов и таких умнейших людей России, как Грибоедов, народ, одержав неимоверно трудную победу, впервые ощутил свою великую силу и начал тяготиться рабским положением как никогда прежде. Народное недовольство, поднимавшееся на гребне всемирно-исторической победы, питало идею свободы в просвещенном передовом обществе.

Поход во Францию, завершивший разгром Наполеона - претендента на мировое господство, имел громадное значение для всех его участников. Побежденная Франция была не только страной наполеоновского деспотизма, она была страной Великой Французской революции, провозгласившей свободу, равенство и братство.

Ленин писал о декабристах, что "они были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн" * . Передовое офицерство в заграничном походе осознало себя частью всего общеевропейского освободительного движения. С этих лет началось страстное изучение революционной мысли Европы, жадное внимание к каждому новому шагу в борьбе за свободу, где бы ни сделан был этот шаг, стремление критически оценить достижения и неудачи передовой Европы по отношению к особым условиям русской действительности. Никогда прежде русские люди не исследовали с такой заинтересованностью идейные богатства и революционный опыт Европы, как во времена Пестеля и Рылеева. Лучшие представители русского общества почувствовали себя крепко-накрепко связанными со всем, что происходило во Франции и Англии, Испании и Португалии, Италии и Греции, где вновь и вновь взвивалось знамя национальной и социальной свободы. Всемирно-историческому подвигу русского народа соответствовало гуманистическое сознание дворянских революционеров, проникнутое духом братства с освободительными и революционными силами мира.

* (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 318. )

Героическое поколение 1812-1825 гг. сделало почин в соединении революционной русской мысли с революционным делом, показало пример борьбы за высокие социально-политические идеалы; это поколение выдвинуло тип человека, который просился в литературу и искусство на правах подлинного героя. С выступлением на исторической арене декабристов Россия пережила небывалый подъем политической, философской и эстетической мысли. Это был один из самых поэтических периодов русской истории, период страстного отрицания сложившихся форм быта и самоотверженной устремленности в грядущее. "В 1825 году,- говорит В. И. Ленин,- Россия впервые видела революционное движение против царизма..." * .

* (Там же, стр. 315. )

Героическое время многое изменило в русской литературе. Идейная основа литературной деятельности, тон, направленность, мотивы критики, понимание задач и целей литературы, формы организации литературных сил - все стало не таким, каким было в предшествующие периоды литературно-художественного развития. Белинский в этом именно периоде видел начало "эпохи совершенного переворота в русской литературе"; темп развития необычайно ускорился: "новое сегодня становилось завтра если еще не старым, то уже и не новым; на место одной забытой знаменитости являлось несколько новых, в литературу беспрестанно входили новые элементы, содержание ее расширялось, формы разнообразились характер становился самобытнее" (VIII, 297, 298).

Основные идеи литературного развития

В соответствии с духом времени важнейшей и решающей идеей литературной жизни и литературного развития стала идея национальной самобытности и величия русской литературы. Эта идея зародилась и достаточно ясно была высказана в трудах просветителей "Вольного общества". Борн, Востоков, Попугаев боролись против духа подражательности, царившего в их время и в творчестве классицистов, и в творчестве сентименталистов. Они полагали, что Русь уже в древности пережила большой подъем самобытного поэтического творчества * , что у русской литературы есть прочная и верная основа национального развития - устно-поэтическое творчество, взятое в его первородной красоте, а не так, как брали его раньше, когда задавались целью свести с произведений народной поэзии "ржавчину", а на самом деле покрывали их "новомодным лаком" ** .

* (И. М. Борн писал: "Сколько было, может быть, Баянов, коих песни прозвучали вместе с их именами!" "А что мало до нас дошло памятников... тому суть виною мятежные времена удельных княжений, по смерти Владимировой, злосчастный период татарского владычества, когда все истреблялось огнем и мечом; равно как нерадивость и невежество многих лжемеценатов" (Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808, стр. 139, 141). )

** (И. М. Борн. Краткое руководство к российской словесности. СПб, 1808, стр. 140. Такого же взгляда придерживался и Востоков. )

Победа русского народа в Отечественной войне придала этой мысли невиданную глубину и злободневность. Она стала мыслью всех прогрессивных писателей и деятелей культуры. Ее на все лады развивают в журналах и на заседаниях обществ, она вдохновляет литературное творчество виднейших поэтов. Идея величия литературы, которую надлежит создать вопреки вкусам и понятиям дворянской публики, зараженной преклонением перед иностранными "авторитетами", развивается в "Письмах из Москвы в Новгород" И. М. Муравьева-Апостола, в переписке Батюшкова с Гнедичем, в речи Гнедича при открытии Публичной библиотеки "Рассуждение о причинах, замедляющих развитие нашей словесности", в сочинениях Ф. Глинки: "Рассуждение о необходимости иметь Историю Отечественной войны 1812 года" и "Письмо к генералу NN о переводе воинских выражений на русский язык".

Самое глубокое обоснование и развитие идея великой национальной литературы получила в трудах и программных документах декабристов.

Одновременно с мыслью о самобытной национальной литературе развивалась и крепла мысль о ее социальном значении. Обоснование и широкое распространение этой мысли вело к упрочению положения писателя в русском обществе и наряду с другими социально-историческими факторами создавало условия для возникновения в России самостоятельной, не зазорной, а, напротив, почетной профессии писателя. Дальновидные люди усматривали в профессионализации литературного труда залог быстрого возмужания русской литературы. Так думал И. М. Муравьев-Апостол. В Десятом письме из Москвы в Новгород (1814 г.) он писал: "Везде, только не у нас, есть сословия писателей, к которым люди готовятся и в оные вступают, точно так, как мы вступаем в военную или гражданскую службу; у нас того вовсе нет: мы все пишем, так сказать, ad libitum * , мы dilettanti, а не virtuosi; точно то в сравнении с писателями по состоянию, что в музыке охотник к настоящему музыканту" ** .

* (По желанию. )

** (Русская литература. Хрестоматия критических материалов, вып. 1. Изд. Харьковского ун-та, 1959, стр. 44. )

Период с 1812 по 1825 г. подготовил условия для возникновения в нашей литературе нового типа писателя, отдающего литературному труду всего себя и видящего в нем оправдание всей своей жизни.

Организация литературных сил

Уже в предшествующий период ясно обозначилась важная тенденция литературного развития в России - стремление, особенно в среде прогрессивной тогдашней интеллигенции, придать литературной жизни организованный характер, влить ее в определенные формы, способствующие консолидации творческих сил. Однако даже в самом важном в те годы творческом объединении - "Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств" - литературой занимались наряду с другими видами культуры, и само это общество принадлежит столько же истории литературы, сколько и истории социально-политической и экономической мысли России.

В новый период литературная жизнь в стране приобрела гораздо более самостоятельный и упорядоченный характер.

"Беседа любителей русского слова"

Под влиянием роста прогрессивных сил в литературе и их стремления организоваться еще в 1807 году возникла шишковская "Беседа любителей российского слова" с целью воспрепятствовать новым веяниям в литературе и языке, а шире - новым идейным веяниям со стороны революционной Франции. 21 февраля 1811 года "Беседа" открылась как юридически оформленная организация, а 14 марта того же года состоялось торжественное заседание "Беседы", на котором присутствовал "цвет" бюрократического высокопоставленного Петербурга. "Беседа" утверждена была указом царя. Этот указ члены "Беседы" восприняли "с глубочайшею верноподданническою признательностью как драгоценнейший для Беседы памятник монаршего его величества соизволения на учреждение оной и благоволения к ее намерению" * . Организационно "Беседа" - копия Государственного Совета: она делилась на четыре разряда; в каждом разряде по пяти членов и во главе их - председатели: адмирал А. С. Шишков, Г. Р. Державин, А. С. Хвостов, И. С. Захаров. "Беседа" имела попечителей, это - граф Завадовский, адмирал Мордвинов, министр просвещения граф А. Разумовский, министр юстиции И. И. Дмитриев. Члены общества делились на действительных и почетных. На публичные "чтения" приглашались знатнейшие по тем временам особы, пропуск был только по билетам, мужчины являлись в мундирах и орденах, дамы в бальных платьях. Все было парадно, пышно, официально. Протоколы "Беседы" (сначала они назывались "денниками", потом "дневниками" и, наконец, "журналами") велись вымуштрованными на царской службе канцеляристами. Протоколы состояли из рубрик: 1) "слушали и рассуждали", 2) "положили" и 3) "когда исполнение учинено".

* ("Дневник Беседы любителей российского слова, февраля 21 (1811)". Опубликован в кн.: В. Десницкий. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1958, стр. 109. )

"Беседа" издавала свои труды под названием "Чтений". Они распространялись в публике через губернаторов, иными словами, навязывались таким же "верноподданным", какими были сами учредители общества. "Беседа" просуществовала до 1816 года. Со смертью Державина, главного литературного авторитета общества, умерла и "Беседа".

"Беседа" создана была не столько для развития русской литературы и языка, сколько для задержания их развития. Это одна из самых первых попыток реакционных сил подчинить литературу канцелярски-бюрократическому регламенту и задушить живую жизнь языка и литературы казенной мертвечиной. Провал "Беседы", несмотря на то, что ее поддерживала царская власть,- одно из свидетельств того, что литература и бюрократия насовместимы.

Что же "слушали и рассуждали" в "Беседе"? - Сочинение И. С. Захарова "Похвала женам", "Великодушие вельможи русского" П. М. Карабанова, "Избрание на царство ц. Михаила Федоровича" П. Львова, "Гимн богу" Бередникова, "Чувство при наступлении весны" Волковой, "Послание к другу в уединении" Жихарева, "Рассуждение о любви к отечеству" А. С. Шишкова, "Рассуждение о стихотворстве" А. С. Хвостова, "Размышление на гробах" кн. Шихматова.

Были и другого рода чтения. Неоднократно читали басни И. А. Крылова. На одном из заседаний слушали VIII песнь "Илиады" Гомера в переводе Гнедича. Последние оды престарелого Державина тоже иногда гремели в обстановке особой торжественности. Но даже эти замечательные явления в истории "Беседы" не могли поддержать ее авторитет в литературе. Все талантливое, живое, развивающееся сторонилось казенно-бюрократического департамента по делам литературы. Батюшков писал Гнедичу: "Открылась ли Беседа? Что делают ваши петухи? Зачем хочешь печатать в Беседе? По крайней мере, я не советую: надобно иметь характер и золота в навоз не бросать, истинно в навоз, ибо, кроме Горация Муравьева и Крылова басен, там ничего путного я не видел" * . В письме к Жуковскому Батюшков называет "беседчиков" "невскими гусями" и желчно говорит, что у них "что день, то ода, что неделя, то трагедия, что месяц, то поэма, и все так глупо и плоско..." ** . Так думали самые даровитые люди в тогдашней литературе.

* (К. Н. Батюшков. Сочинения. СПб, 1887, стр. 462. )

** (Там же, стр. 550. Кстати, хотя Гнедич и отдал свою рукопись VIII песни "Илиады" в "Беседу", членом "Беседы" он не был, относился к ней иронически и написал злейшую пародию на это общество под названием "Символ веры в Беседе при вступлении сотрудников" (См. "Арзамас" и арзамасские протоколы. Изд-во писателей в Ленинграде, 1933, стр. 23-24). )

"Арзамас"

Отворачиваясь от "Беседы", талантливая и обнадеживающая литературная молодежь организовалась в литературном обществе "Арзамас" (1815-1817).

В противоположность духу официальности, парадности, напыщенности, царившему в "Беседе", арзамасцы проводили свои заседания в самом непринужденном и веселом настроении, а завершали их "арзамасским гусем", о чем в протоколе, в последнем пункте, отмечалось: "Члены кушали, помнится, гуся". Если же гуся не было, то в протоколе особо оговаривалось, что, несмотря на обильный ужин, "желудки их превосходительств были наполнены тоскою по отчизне" * .

* ("Арзамас" и арзамасские протоколы. Изд-во писателей в Ленинграде, 1933, стр. 135, 90. )

В "Беседе" собирались высокопоставленные лица: министры, сановники, митрополиты, титулованная знать; арзамасцы назвали себя "обществом безвестных людей", именовали друг друга кличками, взятыми из баллад Жуковского: Жуковский - Светлана, Батюшков - Ахилл, Вяземский - Асмодей, А. И. Тургенев - Эолова арфа, Дашков - Чу, М. Орлов - Рейн, В. Л. Пушкин - Вот я Вас, А. С. Пушкин - Сверчок и т. д.

Вместо "чтений" в "Арзамасе" произносились "речи", каждая представляла собой "отходную" одному из членов Академии или "Беседы". Это называлось - "читать похвальную речь халдею из Академии или Беседы", наполненную остротами, комической "галиматьей". Протоколы заседаний "Арзамаса" ничего общего не имеют с канцелярскими писаниями "Беседы". Иные из них писаны даже гекзаметрами Жуковского и представляют собой литературный интерес как один из видов комического. В протоколах "Арзамаса", которые писал Жуковский, ярко выступает не проявившаяся в "серьезном" творчестве поэта его жизнерадостность и комическое одушевление.

Участие в "Арзамасе" сплачивало одаренных людей, создавало обмен творческими замыслами, порождало дух творческого соревнования. В этом прогрессивное значение "Общества Безвестных Людей". Прогрессивным был и весь дух насмешки, иронии, презрения к шишковской "Беседе", оплоту застоя и реакции в литературе. Но господство шутки, развлечения, галиматьи, дурачеств (вроде суда над В. Л. Пушкиным за его похабные "яжелбицкие" творения) не могло удовлетворять самых перспективных членов "Арзамаса". Батюшков был недоволен бессодержательностью заседаний, бездумностью и ребячеством арзамасцев. В 1817 году в "Арзамас" пришли декабристы: Никита Муравьев, Михаил Орлов и Н. И. Тургенев. Они попытались повернуть эту организацию на дорогу политической борьбы и серьезного литературного дела. Но оказались лицом к лицу с теми, кто лишь забавлялся либерализмом (Блудов, Уваров, Вигель), и с такими неспособными к политически острому мышлению, как Жуковский или Батюшков. Возникшие внутренние противоречия привели к закрытию "Арзамаса". Время требовало иных организаций, другого характера занятий, нового подхода к литературному делу.

Литературные организации декабристов

При тайных обществах дворянских революционеров возникли литературные организации, невиданные и неслыханные в истории России в прежние времена: "Зеленая лампа" и "Вольное общество любителей российской словесности".

"Зеленая лампа" организовалась как литературное общество Союза Благоденствия. Во главе ее стояли члены этого Союза: С. Трубецкой, Я. Толстой и Ф. Глинка. Среди участников заседаний "Зеленой лампы" были Н. И. Гнедич, Дельвиг, Д. И. Долгоруков (брат того Долгорукова, которому принадлежит дневник с описанием поведения и высказываний ссыльного Пушкина в Кишиневе), Никита Всеволожский (хозяин дома, в котором происходили заседания) с братом Александром, театральный рецензент Д. Н. Барков, А. Д. Улыбышев и др. Пушкин называл "Зеленую лампу" "нашей", а ее участников - "друзьями вольнолюбивыми". Общество организовалось зимой 1818/1819 года и просуществовало около полутора лет. Оно было распущено, как предполагает Б. В. Томашевский, в конце 1820 года * .

* (См. Б. Томашевский. Пушкин, кн. I. M.- Л., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 197-200. )

Как это характерно для того времени, во время заседаний общества было немало вина, веселья, стихов. Но главное в работе общества - чтение и обсуждение оригинальных произведений с тем, чтобы помочь авторам яснее осознать высокие задачи эпохи и создать произведения, имеющие общественное значение. Разумеется, читались произведения и без яркой идейности, ученические, читались и безделушки. Но в том-то и состоял смысл заседаний, чтобы увлечь участников общества большими идеями, серьезными творческими и жизненными вопросами. Яков Толстой писал в своих стихах:

Люблю в мечтах носить короны, Люблю величье презирать!

После обсуждения на заседании "Зеленой лампы" стихи получили совершенно иной смысл:

Люблю в мечтах носить короны, Люблю их игом называть!

То, на что не решился "Арзамас", выполняла "Зеленая лампа": она воспитывала своих членов в духе ответственности перед отечеством и ставила перед ними "цель достойнейшую", как выражался Михаил Орлов. По сохранившимся свидетельствам, в обществе "Зеленая лампа" слушали и обсуждали стихи, направленные против царского правительства и, как писал впоследствии Я. Толстой, "некоторые республиканские стихи и другие отрывки" * , Ф. Глинка читал свое стихотворение "Шарада", в котором выражена идея ограничения царской власти законом. Здесь же были прослушаны знаменитые статьи А. Д. Улыбышева: "Сон" и "Письмо к другу в Германию о петербургских обществах".

* (См. Б. Томашевский. Пушкин, кн. I. M.- Л., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 209. )

На заседаниях "Зеленой лампы" оживленно обсуждались вопросы развития русского национального театра и русской исторической науки.

С закрытием "Зеленой лампы" роль литературного филиала тайного общества выполняло официально утвержденное "Вольное общество любителей российской словесности". Оно возникло еще в годы "Арзамаса", но в течение ряда лет влачило жалкое существование. В 1819 году в него влилась группа писателей-декабристов, а председателем был избран Федор Глинка, член Коренной Думы Союза Благоденствия. Активными деятелями общества стали Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер, которые развернули борьбу против его правого крыла (Б. Федоров, князь Н. А. Цертелев, Д. И. Хвостов, доносчик В. Н. Каразин) и добились перевеса в обществе передовых сил. На одном из заседаний "Вольного общества любителей российской словесности" Н. И. Гнедич произнес замечательную речь о высоком гражданском назначении поэта и писателя. Когда правительство сослало Пушкина, Ф. Глинка и Кюхельбекер демонстративно выразили свое сочувствие ссыльному и гонимому поэту, и это сочувствие высоко оценил Пушкин. Он писал Глинке: "Голос твой мне был отрадой, великодушный гражданин" (стихотворение "Ф. Н. Глинке"). Общество много внимания уделяло развитию высокого самосознания русских поэтов и писателей, содействовало укреплению в русской литературе духа свободолюбия, национальной самобытности и гражданского пафоса. Здесь читал отрывки из своего "Войнаровского" Рылеев, Кюхельбекер - стихотворение "Поэты". Общество издавало журнал "Соревнователь просвещения и благотворения (Труды Вольного общества любителей российской словесности)".

"Вольное общество любителей российской словесности" с той поры, как руководство перешло к декабристам, и "Зеленая лампа" - первые в истории русской литературы организации литературных сил, созданные для содействия развертыванию в стране подготовки к революции. Впервые революция и литература объединялись для решения одной общей задачи большого социально-исторического значения.

Журналы и альманахи

Формой организации литературной жизни и объединения литературных сил в период 1812-1825 гг. явились некоторые важнейшие журналы и альманахи. Ни один из них еще не стал выразителем определенного творческого направления, ни один не сумел создать свой единый творческий коллектив, отстаивающий дорогие всем политические и литературно-эстетические идеи. В любом из них был пестрый разнородный состав.

И все же лучшие журналы и альманахи имели серьезное значение в качестве организаторов литературных сил. Особенно замечательным был альманах "Полярная звезда" Рылеева и Бестужева (три выпуска: в 1823, в 1824 и в 1825 гг.). Здесь развернулась критическая деятельность А. Бестужева, самого талантливого критика из среды декабристов, печатались произведения Пушкина, Крылова, Гнедича, Жуковского, Рылеева. "Полярная звезда" имела необычайный успех у современников. "Удачное выполнение и неожиданный прием "Полярной звезды",- писал "Московский телеграф",-...возбудили множество подражаний. В Москве получены уже "Русская талия", театральный альманах, издаваемый Ф. В. Булгариным, и "Русская старина", издаваемая А. О. Корниловичем и г. Сухоруковым. Скоро ждем "Северных цветов", которые собирал г. Дельвиг, а издавал И. В. Сленин... По объявлению знаем еще о рождении "Невского альманаха" * . В Москве выходил замечательный альманах В. Одоевского и В. Кюхельбекера "Мнемозина". Декабристские органы оказывали и идейное и организационное влияние на современный литературный процесс.

* ("Московский телеграф", 1825, ч. I, № 1, стр. 9 ("Прибавление к Московскому телеграфу"). )

Романтизм как главное направление периода

Главным отличительным явлением литературного развития периода 1812-1825 гг. стал романтизм. Были и другие направления творчества. Оставались пережитки сентиментализма и классицизма. П. И. Шаликов продолжал вздыхать и плакать прозой, спрашивая: "Для чего я жил до сих пор? Для чего буду жить вперед? Какая польза в том, что занимаю место в системе эфемерного бытия?... Зачем это чувствительное сердце в груди моей? Зачем сии мысли в голове у меня?... Грущу, тоскую, лью слезы - о себе, о ближнем - и более ничего...". Живая пародия на классицизм, граф Д. И. Хвостов еще "пел" свои оды, вел "переписку стихами", издавал полное собрание своих сочинений и, не подозревая комичности своих признаний, заявлял: "Но мыслю, чувствую я в прозе, не в стихах". Некто Павел Свечин, помешавшийся на героических песнопениях, давно канувших в небытие, сочинял бесконечную "Александроиду":

Разверзя тартар - вечность злая, Ревет, добычу озирая... Се, страшный Бородинский бой!

Наряду с такими "допотопными" пережитками прорастали и крепли ростки будущей великой реалистической литературы и в стихотворных и в прозаических жанрах.

Но основа этого периода, его основная нить - романтизм.

Романтизм - явление общеевропейское. Его возникновение исторически связано с разочарованием европейского общества в результатах буржуазной революции. Идейным мотивом возникновения реализма явилась реакция на рационализм эстетики и мышления буржуазного просветительства последней четверти XVIII столетия. В каждой из европейских стран романтизм возникал под влиянием особенностей национально-исторической жизни.

Две основные причины породили интерес к романтизму в России. Прежде всего, это могучее влияние событий Отечественной войны на сознание образованной и думающей части русского общества. На этой основе возникло уважение к своему национальному достоинству, тяга ко всему тому, что отличает русский народ, интерес к историческому прошлому, к "преданьям старины глубокой", к поэзии и обычаям своего народа.

В 1812 году Востоков издает свой знаменитый "Опыт о русском стихосложении", в котором русская теоретическая мысль возводит в ранг неоспоримых эстетических ценностей "русский сказочный стих", тоническое стихосложение, свойственное устной поэзии. Востоков рекомендовал поэтам народный стих для повествовательных произведений "романических во вкусе Ариоста либо Виланда". Особое значение русский песенный стих приобрел в творчестве поэтов-декабристов, извлекших из его подвижного ритма звонкую силу и чеканность для выражения ненависти к царю, царскому судье, чиновнику и попу.

Вторая причина интереса к романтизму в России состояла в том, что русская действительность тех лет страдала противоречием мечты и существенности, идеала и реальности. Возникновение романтизма было не только естественным, но и совершенно неизбежным. Столкновение стремлений передовых слоев общества с печальной действительностью было почвой романтических настроений творчества.

По значению в истории литературного развития страны русский романтизм существенно отличается от европейского. В передовых странах Западной Европы романтизм развился в недрах давно сложившихся национальных литератур. У нас он предшествовал возникновению новой русской литературы и был одной из ступеней на пути к этому большому завоеванию национальной культуры. В русском романтизме вызревали поэтические элементы, средства и способы отражения действительности, которые подготавливали появление основоположника новой русской литературы, Пушкина, с его всеохватывающим изображением национальной жизни.

Что касается социально-исторической роли романтизма, то русский романтизм, подобно западноевропейскому, не представлял внутренне единого направления. Напротив, в нем ясно обозначены различные точки зрения на жизнь и перспективы ее развития. Возникая из одного источника - из разлада мечты с действительностью, идеала с реальным бытием,- романтизм затем разветвляется на два основных направления: одно направление, недовольное действительностью, стремится убежать от нее, укрыться в прошлом, в потустороннем мире или в отвлеченной мечте; другое - живет стремлением привести в соответствие мечту с действительностью, поднять жизнь на высоту идеала. Первое направление романтизма в России представлено Жуковским, Гнедичем, Козловым, Батюшковым. Второе - Рылеевым и его талантливыми последователями, писателями и поэтами дворянской революции. Одно направление является революционным романтизмом; другое - пассивно-элегическим, несущим в себе тенденцию перерождения в идеологию консерватизма и мистики.

Пассивно-элегический романтизм

Пассивно-элегический романтизм, основоположником которого явился у нас Жуковский, имеет свою четко определившуюся идейно-творческую специфику. Недовольство действительностью выражалось здесь не в критике ее, а в стремлении во что бы то ни стало бежать от действительности. От того, в каком направлении это осуществлялось, зависит своеобразие каждого из представителей этого направления. Здесь именно лежит корень творческой индивидуальности Жуковского и Батюшкова, Гнедича и Козлова. Характер жалоб на действительность, сущность элегического настроения, выбор образов, а с ними вместе и соответствующих поэтических средств воплощения - вся суть творчества любого из них связана с решающим и главным в их поэтической судьбе - с отношением к современной действительности.

Отсутствие исторической перспективы приводит к тому, что пассивно-элегический романтизм сосредоточивает все свои творческие усилия на выражении внутреннего мира отдельной личности. Поэтому возникает чувство бессилия перед неудовлетворяющей и тяготящей действительностью. Но сосредоточение внимания на внутренней жизни отдельной личности дает возможность Жуковскому, а следом за ним Батюшкову, Козлову, Гнедичу внести в русскую поэзию элемент задушевности, согреть ее теплом человеческого чувства, обогатить тонкими психологическими наблюдениями. Они делали большое прогрессивное дело: пробуждали общественную мысль, заставляли думать, искать выхода, определять свое отношение к преуспевающей пошлости. Отрицательное в их мировоззрении сплетено с положительным влиянием на современность, а когда в России народилось революционное движение с соответствующей идеологией, пассивно-романтическое направление в литературе фактом своего существования подчеркивало важность активных исканий, самоотверженной борьбы, уверенности в грядущем. Разные по духу направления в романтизме умели уживаться, были даже единодушными в некоторых вопросах, особенно в заботах о творческом развитии Пушкина.