Конспект занятия по обучению грамоте «Звук. Буква Й. Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком (И краткая). план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Буква й подготовительная группа

Ольга Титовец
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук и буква Й»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

1. Продолжать знакомство детей с понятием «согласный звук».

2. Учить выделять звук -й- на слух.

3. Учить производить звуковой анализ звукосочетания ай, ой.

4. Познакомить с буквой Й

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать внимание, память.

3. Развивать пространственную ориентацию.

Коррекционно-воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование: предметные картинки: попугай, йод, йогурт, йог, ручей, лайка, чайка,

майка, чайник; карандаши, счётные палочки, фишки.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Приветствие.

Тему занятия угадайте. Я вам загадаю загадки, а вы по отгадкам узнаете звук, с которым мы сегодня будем работать.

Эту птицу каждый знает.

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра

Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит … (воробей)

Есть цейлонский, есть зелёный

Есть цветочный – выбирай!

Хоть горячий, хоть студёный

С наслаждением выпей. (чай)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

Какой звук повторяется в этих словах? ([Й])

Учитель-логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [Й]:

Губки слегка в улыбке;

Зубки сближены;

Кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;

Горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, мягкий. Обозначение: зеленый кружок.

2. Основная часть.

Сегодня к нам на занятие пришёл гость, который хочет с вами поиграть.

Он живёт в просторной клетке.

Говорить с ним любят детки.

Зря его ты не ругай –

Он повторушка. (попугай)

К нам на занятие пришёл попугай Кеша (игрушка попугай).

Он просит помочь ему справиться с трудными заданиями.

Игра «Определи нужный звук»

Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в

названии которых есть звук [й], определить место звука [й] в словах: майка, муха, книги, дом, чайник, ручей, чайка, лайка.

Вам нужно поставить фишки в нужные клетки (начало, середину или конец слова).

Следующее задание - выучить чистоговорку:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Повторите стихотворение, проговаривать слова, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто встречается в словах стихотворения?

Йод хороший,

Йод не злой.

Зря кричишь ты:

«Ой-ой-ой!»

Динамическая пауза:

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

(Дети прыгают как зайчики, затем имитируют ловлю зайчика ладошками.)

Игра «Разноцветные попугайчики»

Кеша хочет показать вам фотографии своих друзей – попугаев, которые живут в Африке.

Подобрать как можно больше слов - признаков, отвечающих на вопрос «какой?».

(Зелёный, белый, синий, красный, разноцветный.)

Какой последний звук во всех этих словах? ([й])

3. Закрепление изученного.

Вспомним слова со звуком [й].

Слов на «Й» совсем немного

Йогурт, йод, и слово йога.

«Й» в конце обычно пишем:

Чай, случайный, тайный, лишний.

Составим из слов предложения.

(Анализ предложений, нахождение предлогов и объяснение их значения, определение их места в предложениях.)

Зайка, сидеть, куст, под;

Чайка, море, лететь, над.

4. Знакомство с буквой Й.

И не в кепке, и не в шапке

Буква Й гуляет в шляпке!

Шляпка почему на ней?

Потому, что так - модней!

На какую букву похожа буква «Й»?

Игра «Конструируем букву».

Дифференциация букв И - Й.

Из палочек, цветных карандашей дети выкладывают на столе букву И.

Из кусочка толстой нитки делают «шляпку» для буквы Й.

Упражнение «Прочитайте слова»

МАЙ, МАЙКА, СОЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА

Придумайте словосочетания с этими словами (тёплый май, и т. д.)

5. Рефлексия.

Что запомнили? Что было трудным?

6. Итог.

Кеша благодарит за помощь детей.

Дарит им картинки – раскраски с изученным звуком.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Т] и буква Т» в подготовительной к школе логопедической группе Занятие №6 Тема: Звук и буква Т Цели: познакомить детей со звуком Т, уточнить его артикуляцию, упражнять в произношении звука Т изолированного,.

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Т; научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием современных технологий «Звук и буква Й» Тема: «Звук и буква Й» Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Ведущая образовательная область: коммуникация.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе логопедической группе «Звук и буква Ш» Цель: Развивать мелкую моторику; Упражнять в умении образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; Закреплять правильное.

Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [К ] и буква К» Тема: Звук [К ] и буква К Цель: познакомить детей с буквой К Задачи: -закреплять умение выделять первый и последний звук в слове; -закреплять.

Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А» Тема: Звук [а], буква А. Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А. Задачи: Коррекционно – образовательные: - познакомить детей со звуком.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Тема: «Звук и буква Й»

Цель: способствовать развитию звуко-буквенного анализа

Способствовать развитию фонематического слуха;

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением – зеленый квадрат;

Познакомить с печатной буквой Й, как письменным знаком звука Й;

Учить писать печатную букву Й;

Совершенствовать навык чтения;

Закреплять умение записывать слово знаками и буквами;

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материалы: значки для обозначения звуков, «домик буквы Й», разрезные буквы.

Ход занятия:

1. Огр. момент.

Дети, у нас сегодня на занятии гости, давайте поприветствуем их. (дети встают)

На нашем занятии обучению грамоте мы узнаем много нового, а поможет нам в этом наша тетрадь.

2. Игра «Подскажи, словечко»

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, для этого я предлагаю поиграть вам в игру «Подскажи словечко». Я буду читать стихи, вы - будете мне помогать.

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется…(трамвай)

А, теперь, посмотрите внимательно на второй рисунок:

Что в стакане, угадай?

Ну, конечно, сладкий…(чай)

Молодцы, ребята, справились с заданием!

3. Артикуляция звука Й

Ребята, еще раз произнесем слова-подсказки.(Дети произносят коллективно за воспитателем)

Какой звук мы слышим в конце этих слов?(Звук Й)

Обратим внимание, что губки – слегка в улыбке, зубки сближены, образуя щель, через которую проходит воздушная струя.

Звук Й – согласный, он всегда мягкий, обозначаем его зеленым квадратиком.

4. Знакомство с буквой Й.

Звук и мы произносим и слышим, а чтобы записать его мы будем использовать значок-букву. (Показывает букву Й)

А вот ее шуточное изображение:

Вот И краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

(Дети рассматривают)

На что еще похожа буква Й?

(Ответы детей)

5. Игра «Буква потерялась»

Дети, а теперь найдем домик, в котором живет буква Й.

Давайте попробуем обвести ее по точкам в треугольнике, а затем напишем ее самостоятельно в пустых клеточках. (Дети выполняют задание)

Чтение слов с буквой Й:

МАЙ, ЛАЙ, ЧАЙ, ДАЙ.

6. Физкультминутка – игра «Кузнечики»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Поднимаем плечики, Сели, травушку покушаем,

Прыгайте, кузнечики, Тишину послушаем.

Прыг-скок, прыг-скок. Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

7. Игра «Предмет, слово, предмет»

Сейчас мы приступает к третьему заданию.

Нам необходимо записать слово «зайцы» знаками.

З-з-зайцы

первый звук в этом слове это звук З

Каким квадратиком его обозначим? (синим) Почему?

Потому что это твердый согласный.

За-а-айцы

Второй звук в этом слове – А.

Обозначаем его красным квадратиком – это гласный звук.

Зай-й-йцы

Следующий звук – Й

Это мягкий согласный – зеленый квадратик.

Зайц-ц-цы

Звук Ц – всегда твердый, обозначаем его синим квадратиком.

Зайцы-ы-ы

Звук Ы – гласный, обозначаем его красным квадратиком.

А теперь, запишем это слово буквами - ЗАЙЦЫ

(Дети выполняют в тетрадях, а один ребенок составляет это слово у доски из разрезной азбуки)

Аналогично проводится работа со словом ЛЕЙКА

8. Чтение считалки.

Сейчас мы познакомимся со считалкой.

(Дети читают по одной строчке, или один ребенок читает всю считалку)

В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой.

Воспитатель еще раз произносит считалку, а дети называют слова со звуком Й.

ДРЕМУЧИЙ, ПОЙДУ, НАЙДУ, ЗАЙЦА, ДОМОЙ, ЗАЙКА, МОЙ,

Дети хором произносят текст считалки, стараются выучить ее наизусть.

9. Итог занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Чем еще мы сегодня занимались?

Писали букву Й;

Читали слова с буквой Й;

Записывали слова с помощью знаков и букв;

Выучили новую считалку;

Какие слова со звуком Й вы запомнили?

МДОУ Дубенский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конспект занятия

по обучению грамоте

Подготовила и провела

Воспитатель старшей гр.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели: Закрепить правильное произношение звука й в речи, учить определять позицию звука в словах, образовывать прилагательное от существительного, согласовывать прилагательное с существительным, формировать умение составлять описательный рассказ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тому, кто ответит:

  • чем отличается звук от буквы;
  • какими бывают звуки (гласные, согласные);
  • почему они называются гласными;
  • кто назовет слово, в котором первый звук гласный;
  • рассказать про согласные звуки;
  • придумать слова на согласный звук.

II. Изучение нового материала.

1. Помощник воспитателя незаметно запускает в кабинет бумажный самолетик. А на нем изображена карта, где находится сундук с кладом. По заданному маршруту (например: от окна два шага вперед, один шаг направо, три вперед и т.д.) дети находят сундук.

2. Логопед предлагает отгадать загадку, что бы открыть сундук:

“Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот внутрь попадет”

3. Дети поочередно достают из сундука картинки (майка, змей, лейка, клей, трамвай, скамейка, балалайка, улей, попугай, воробей, кофейник, йогурт) и выставляют на мольберт, проговаривая изображенное на картинке.

Логопед. Какой звук встречается в этих словах? (Звук й )

4. Характеристика звука й : этот звук согласный, звонкий, всегда мягкий.

5. Определить позицию звука й в каждом слове.

У каждого ребенка на столе “речевая линейка" 1 . Дети работают самостоятельно, один ребенок комментирует.

Слова для справок: клей, муравей, попугай, майка, скамейка, воробей, йод, чайник, сарай, линейка, трамвай, троллейбус, Незнайка, йогурт, герой.

III. Знакомство с буквой й .

1. Логопед предлагает рассмотреть букву и ответить, на что она похожа, на какую букву.

    Й как И в твоей тетрадке
    Чтобы Й не путать с И ,
    Сверху галочку пиши.”

2. “Напечатать” букву й в тетради.

3. “Угадай слово” (буквы различны по высоте).

    А кйМ а майка

Логопед. Полученное слово “напечатать” в тетради.

4. Звуко-слоговой анализ слова “майка”.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски интонационно делит слово на слоги, последовательно выделяет звуки, называет изолированно, характеризует их (гласный, согласный твердый или мягкий) и обозначает соответствующей фишкой.

Логопед. К какому из этих разделов: “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, относится слово МАЙКА?”.

IV. Физкультминутка.

Имитация движений надевания: шапки, платка, пальто, шарфа, варежек. Застегивание молний, пуговиц, завязывание шнурков.

V. Закрепление знаний по теме “Одежда”:

1. Игра “Что весит? Что лежит?”

Логопед раздает детям картинки с изображением одежды. На фланелеграфе размещена картинка с изображением шкафа. Каждый ребенок называет одежду на своей картинке, при этом указывает ее место расположения в шкафу (вешают ее или кладут на полку).

  • Описание одного предмета одежды по схеме (1. цвет; 2. материал; 3. части одежды; 4. сезонность одежды; 5. для кого предназначена одежда; 6. действия с одеждой 2 . Задание выполняется по цепочке (один ребенок начинает, а другой продолжает).
  • Логопед предлагает детям прослушать предложение, найти в нем ошибку и произнести его правильно.
  • а) У Оли /зима/ шапка и шуба.
    б) У Маши /весна/ пальто.
    в) Летом Аня надела /белый/ платье.

VI. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы сегодня познакомились? (й ) Вспомнить слова в которых есть этот звук.

1 “Речевая линейка” – это карточка, с наложением фишки для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец)

2 Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с., 33 л. ил.: ли.

Тема. Звук й. Буква й

Цель:

Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах, учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных; упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки: работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений: развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов: каравай-край-улей двойка-воробей-лейка линейка-попугай-стройка герой-змей-трамвай попугай-балалайка-скамейка зайка-майка-сарай копейка-клей-чайка скамейка-стройка-тройка

II. Игра «Лабиринт»

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

Речевая зарядка.

Ой-ой-ой - дядя наш герой.

Ай-ай-ай - испекли мы каравай.

Ей-ей-ей - на ветке воробей.

У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

Дидактическая игра «Мой. Моя»

Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».

Это мой карандаш. Лайка лежит под скамейкой. Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей. Зайка сидит под ивой. Мой дядя герой.

Игровое упражнение «Придумай слово».

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

Дидактическая игра «Составь предложения» (по картинкам)

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

Чтение слов: (С, М, Г,З) -айка

Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара... за...ка ма...ка я...цо ле...ка ша...ба уле... зме... лентя... трамва... стро...ка ма... попуга...

III. Физкультминутка

IV.Письмо предложений:

Мой руки и шею. Едет трамвай. Это твоя майка. У Маши линейка. Андрей взял клей. Уйди с мостовой. В красивой клетке попугай.

VI. Подведение итога занятия.

«Звук и буква Й» Подготовительная группа

Михайлова Ирина Владимировна воспитатель МКДОУ «Детский сад №19«Малышок»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей посредством применения методики проведения занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных действий у детей. Такая форма подачи материала является предупреждением школьной дезадаптации.

Занятие проводится в подготовительной группе в декабре (согласно перспективного планирования). Длительность 30 минут. Тип занятия - комплексное с интеграцией образовательных областей.

Тема: Звук [j], буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [j], буквой Й.

Закреплять понятия гласного и согласного звука, учить детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости, мягкости, формировать умение делать полный звуко-буквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, активизировать в речи наречия, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем, закрепить технику безопасности при работе с иголкой.

Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, пространственные представления, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание выслушать товарища.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».

Коммуникация: дифференциация гласных и согласных звуков, дифференциация согласных звуков по твёрдости- мягкости, выделение звука [j] в середине и конце слова, определение позиции звука в слове с использованием звуковых линеек, характеристика звука [j] с использованием схем, активизация в речи наречий, подбор антонимов, обозначение звука [j] буквой й, слоговое чтение, полный звуко-буквенный анализ слова, составление предложений на наглядной основе с использованием схем, распространение простого предложения дополнением.

Безопасность: повторение правил техники безопасности при работе с иголкой.

Физическая культура: соблюдение режима двигательной активности, развитие мелкой и крупной моторики.

Социализация: использование элементов игры-драматизации, прописывание пальчиком буквы на спине соседа (развитие доверия, принятие друг друга).

Познание: ориентировка в пространстве.

Предварительная работа с детьми: повторение правил техники безопасности при работе с иголкой, рассматривание различных видов пуговиц, пришивание пуговиц.

Предварительная работа с родителями: повторение слоговой структуры слова, повторение правила о количестве гласных звуков и слогов в слове, изготовление шкатулки для пуговиц в группу, составление коллекции пуговиц для музея пуговиц.

Оборудование: настенная магнитная доска с магнитами, картинка с изображением пуговицы, плоскостные изображения почтовых ящиков красного, синего и зелёного цвета, 8 предметных картинок, шкатулка с пуговицами, игольница с иголкой и ниткой, карточки - схемы по технике безопасности работы с иголкой, курточка для куклы, карточки-символы для характеристики звука, настенная касса букв, схема предложения, схема мягкости звука й, мяч, изображение буквы й, слоговые таблицы, стилизованное изображение зайца.

Раздаточный материал: на каждого ребенка индивидуальная касса букв с вкладышами, карточки-символы для характеристики звука, схема предложения, звуковая линейка для определения позиции звука, тарелочка с пуговицами, индивидуальное зеркало для наблюдения за артикуляцией звука.

Конспект НОД

1. Организационный момент. (1мин.)

Воспитатель: К нам в гости пришла Пуговка, она принесла нам интересные задания и игры. (Воспитатель размещает на информационном поле картинку с изображением Пуговки (приложение, рис. 1).

2. Дидактическая игра «Почта». (Повторение основных характеристик звука)(1мин.)

На доске воспитатель размещает плоскостные изображения трёх почтовых ящиков красного, синего и зелёного цветов. (приложение, рис.2 а,б,в)

Дети по очереди выходят к доске, берут картинку (письмо), называют картинку, выделяют первый звук:н.р., Мак - в слове мак первый звук М, он согласный, твёрдый. Кладём его в синий ящик.

Если первый звук в слове гласный, прикрепляют картинку под красный ящик. Если первый звук согласный твёрдый, картинку размещает под синим ящиком. Если первый звук согласный мягкий, картинка крепится под зелёный ящик.

Картинки для игры: У тюг, А брикос, Ш ишка, М ак, К олокольчик, Л истик, М ишка, К ит (приложение, рис.11).

Воспитатель: Пуговка предлагает разнести почту. Если слово начинается с гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.

3. Создание образовательной педагогической ситуации . (Ознакомление с новым материалом)(5мин.)

Методические рекомендации: проводится для осознанного произнесения звука, выделения его из ряда других звуков, правильного его артикулирования. Выделение звука [ j ]. Звук [ j ] выделяется из слова «ой», сначала воспитатель громко произносит слово «ой», выделяя голосом последний звук, утрируя его. Дети называют последний звук в этом слове -[ j ]. Для наблюдения за артикуляцией звука, дети произносят это слово, глядя на себя в индивидуальное зеркало. Под руководством воспитателя проходит характеристика звука [ j ] с использованием карточек- символов. Данная работа дублируется ребёнком у доски с карточками- символами.

Воспитатель: У куклы Маришки оторвалась пуговица. Чем мы можем ей помочь?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель берет иглу с ниткой и начинает пришивать пуговицу, вскрикивает «Ой-й-й!». Что же случилось?

Дети: Вы укололись.

Воспитатель: Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не пораниться при работе с иглой?

Дети рассказывают правила безопасности, опираясь на карточки- схемы (приложение, рис.3)

Иголки хранятся в игольнице.

При использовании иголка должна быть с ниткой.

Нельзя брать иголку в рот.

Нельзя закалывать иголку в одежду.

Воспитатель: Какое слово я произнесла, когда, уколовшись, вскрикнула?

Воспитатель: Какой последний звук в этом слове?

Воспитатель: Произнесите этот звук, глядя в зеркало. Гласный он или согласный? Почему?

Дети: Звук [j] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его нельзя петь.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ согласного звука (рот перечеркнут -петь нельзя этот звук) - (приложение, рис.4,а).

Воспитатель: Звук [j] звонкий или глухой?

Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [j]. Горлышко вибрирует.

Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука (колокольчик) - (приложение, рис.4,в)

Воспитатель: Звук [j] мягкий или твёрдый?

Дети: Этот звук мягкий.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ мягкого звука (подушка мягкая) - (приложение, рис.4,д)

Воспитатель: Дайте характеристику звука [j].

Дети: Звук [j] согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета его обозначим?

Дети: Обозначим его карточкой зелёного цвета.

На столах и на доске дети выкладывают зелёную карточку (приложение, рис.5,в)

Воспитатель: Звук [j] особенный, он всегда мягкий.

4. Дидактическая игра «Не проворонь.» (1мин.)

Методические рекомендации: игра проводится для развития слухового восприятия, фонематического слуха. Воспитатель называет слова, утрированно выделяя голосом звук [ j ] дети хлопают в ладоши, когда слышат звук.

Слова даются со звуком [ j ] только в позиции в середине или в конце слова!

Слова для игры: лаЙка, лиса, игрок, соловеЙ, автобус, троллеЙбус, маЙка, кошка, чаЙ.

5. Дидактическая игра «Где живёт звук?» (1мин.)

Воспитатель произносит слова, утрированно выделяя голосом звук [j]. В игре используются слова с позицией звука [j] в середине и в конце слова! На индивидуальных звуковых линейках дети показывают позицию звука [j] в слове. Работа дублируется ребёнком у доски с комментариями: «В слове сильный звук Й находится в конце слова»

Слова для игры: сильныЙ, шаЙба, маЙ, линеЙка, хоккеЙ.

6. Физминутка. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (2мин.)

Методические рекомендации: физминутка проводится для смены вида деятельности, обеспечения двигательной активности ребенка, а так же способствует развитию словарного запаса, умения подбора слов, противоположных по смыслу (антонимов). Дети становятся в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет наречие. Ребёнок, кидая мяч воспитателю, называет наречие, противоположное по смыслу. Например: холодно - тепло.

Слова для игры: холодно, тяжело, мягко, темно, хорошо, весело, умно.

7. Знакомство с буквой Й. (2мин.)

Методические рекомендации: для осознанного восприятия образа буквы Й были использованы различные приемы сенсорного развития: зрительный анализ, тактильные ощущения, создание образа буквы из нетрадиционных материалов, прописывание буквы в воздухе и на поверхности стола (развитие пространственных представлений).

Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j], найдите эту букву?

Дети находят в настенной кассе букву Й.

Воспитатель: Это буква Й

На доске размещается крупное изображение буквы Й.(Приложение, рис.7)

Воспитатель: На что похожа буква Й?

Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?

Дети: Буква Й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на зрительные ориентиры.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем на столе, на спине у соседа, выкладывают ее из пуговиц.

8. Чтение слоговых таблиц. (Этап закрепления изученного материала.) (2мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования послогового навыка чтения, профилактики дислексии. Чтение слоговых таблиц используется фронтально (дети читают хором) и индивидуально (ребёнок выходит к доске и читает вслух, остальные отслеживают на месте).

9. Звукобуквенный анализ. (4 мин.)

Методические рекомендации: звукобуквенный анализ проводится с целью предупреждения нарушений письменной речи. Для проведения анализа используются карточки- символы трёх цветов (красный- гласный звук, синий- согласный твёрдый звук, зелёный- согласный мягкий звук (приложение, рис.5,а,б,в).

Дети последовательно выделяют звуки в слове, дают характеристику каждого звука, обозначая соответствующей карточкой- символом и выставляют карточки на вкладышах индивидуальных касс, затем подводят итоги, подсчитывая количество звуков в слове, количество слогов, количество гласных и согласных звуков. Следующим этапом анализа является обозначение звуков буквами, выкладывание буквы под изображением каждого звука, чтение слова. Работа дублируется на доске ребёнком (при затруднении помощь оказывает воспитатель). Важно: контролировать правильное расположение карточек и букв (слева направо, буквы под карточками, обозначающими звуки).

Воспитатель: Пуговка предлагает нам сделать анализ слова «май». Что такое май?

Дети: Май- это весенний месяц.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «май»?

Дети: Первый звук [м].

Воспитатель: Звук [м] гласный или согласный?

Дети: Звук [м] согласный.

Дети: Он твёрдый.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим карточкой синего цвета.

Воспитатель: Как выкладываем карточки? (слева направо).

Воспитатель контролирует правильное расположение карточек на доске и в индивидуальных кассах.

Воспитатель: Назовите следующий звук.

Дети: Следующий звук [а].

Воспитатель: Звук [а] гласный или согласный?

Дети: Звук [а] гласный.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим красной карточкой.

Воспитатель: Какой последний звук в слове «май»?

Дети: Последний звук [j].

Воспитатель: Звук [j] гласный или согласный?

Дети: Звук [j] согласный.

Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?

Дети: Он мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим зелёным цветом.

Воспитатель: Чем интересен звук [j]?

Воспитатель показывает схему (Приложение, рис.8)

Повторяем: звук [j] всегда мягкий, он никогда не бывает твердым!

Дети: Звук [j] всегда мягкий.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «май»?

Дети: В слове «май» 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «май»?

Дети: В слове «май» один слог, потому, что там 1 гласный звук.

Воспитатель: Какой буквой обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим буквой М

Воспитатель: Положите букву М под карточку, обозначающую звук [м]. Какой буквой обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим буквой А.

Воспитатель: Положите букву А под карточку, обозначающую звук [а]. Какой буквой обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим буквой Й.

Воспитатель: Положите букву Й под, обозначающую звук [j]. Сколько букв в слове «май»? Прочитайте слово: МАЙ

10. Дидактическая игра «Живые картинки». (Работа над предложением)(4мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования умения составлять предложения по демонстрируемому действию из трех слов. Один ребёнок имитирует пришивание пуговицы, остальные дети составляют предложение. Например: Маша пришивает пуговицу.

Дети считают слова в предложении, составляют схему (приложение, рис.9)

Воспитатель обращает внимание на заглавную букву в начале предложения, точку в конце предложения. Дети составляют схемы на столах, используя разрезные модели, работа дублируется на доске ребёнком или воспитателем.

Воспитатель: Что делает Маша?

Дети: Маша пришивает пуговицу.

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В этом предложении 3 слова.

Воспитатель: Составьте схему предложения. Схема располагается слева направо.

Воспитатель: Как Маша пришивает пуговицу?

Дети: Быстро, медленно, аккуратно.

Воспитатель: Составьте предложение.

Дети: Маша быстро пришивает пуговицу.

11. Физминутка. Дидактическая игра «Назови своих соседей». (2 мин.)

Методические рекомендации: физминутка проводится для предупреждения переутомления, практического усвоения пространственных понятий «слева», «справа». Для игры дети встают в круг, воспитатель кидает мяч ребёнку со словами: «Назови своих соседей». Ребёнок кидает мяч обратно, называя своих соседей. Например: Мой сосед справа Вася, мой сосед слева Петя.

12. Дидактическая игра «Узнай буквы». (2 мин.)

Методические рекомендации: игра проводится с целью закрепления ранее изученных букв, развития зрительного внимания и восприятия. Для игры используется изображение зайца, составленное из букв (приложение, рис.10)Дети находят в изображении знакомые буквы, составляют из них слова.

13. Подведение итогов. (2 мин.)

Методические рекомендации: проводится с целью выявления эффективности использованных приемов, форм и методов. При подведении итогов дети вспоминают, какой звук они сегодня узнали, особенность этого звука, какой буквой он обозначается. Важно отметить успехи детей, нацелить их на дальнейшую успешность. После подведения итогов дети переходят к другому виду деятельности - составлению узоров из пуговиц.

Воспитатель: С каким звуком нас сегодня познакомила Пуговка?

Дети: Сегодня мы узнали звук [j]

Воспитатель: Какая особенность этого звука?

Дети: Он всегда мягкий.

Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначается буквой Й.

Воспитатель: Пуговка приготовила для вас сюрприз- шкатулку с пуговицами для составления узоров.

Детям предложено свободное творчество с пуговицами.

для запоминания зрительного образа буквы родителям дома рекомендуется совместно с ребёнком (мальчиком) вылепить букву Й из пластилина или солёного теста и украсить её пуговицами. С девочками рекомендуется букву Й вышить или пришить пуговицы по контуру буквы Й. В свободной деятельности возможно вырезывание или обрывание буквы, замораживание изображение буквы Й в цветных льдинках с целью украшения деревьев на участке. На прогулке рекомендуется рисование буквы Й палочкой на снегу, протаптывание буквы по снежному покрову.