Как проводят собрание в снт. Проблемы кворума на общем собрании. Решение общего собрания





















Формы проведения собраний

Из содержания закона №66-ФЗ от 15.04.1998 следует, что в садоводческом некоммерческом товариществе возможно проведение общих собраний в виде собрания членов или собрания уполномоченных. Кроме того, закон допускает решать вопросы повестки собрания путем вынесения их на заочное голосование. Также в законе предусматривается и "экстренный" вариант - внеочередное общее собрание, которое также может проходить как в очной, так и в заочной форме, поскольку указания на обратное в законе нет. Таким образом, форм проведения общих собраний видится всего шесть: очное общее собрание членов; заочное общее собрание членов; очное собрание уполномоченных; заочное собрание уполномоченных; очное внеочередное общее собрание; заочное внеочередное общее собрание.

Указанные выше формы собрания можно выделить вследствие различий в составе участников, в процедурах подготовки и проведения. Другие классификации собраний, например, по типу разрешаемых вопросов ("отчетно-перевыборное собрание" и тому подобное), правовой нагрузки не несут, потому как никаких требований к подготовке и проведению, составу собрания не предъявляют.

Наличие в протоколе собрания или в выписке из него сведений о форме, в какой это собрание проводилось, строго говоря, обязательным не является. Более того, запись в протоколе, говорящую о варианте проведения собрания, нельзя считать сколько-нибудь веским доказательством формы поведения собрания при оценке его правомочности. Другими словами, если в протоколе написано "общее собрание" , но, фактически, в собрании принимали участие лишь уполномоченные (что можно установить из рассмотрения списка участников), такое собрание в суде будет сочтено собранием уполномоченных. В садоводческих товариществах иногда общее собрание вообще называют термином, в законе не присутствующим - "конференция садоводов" , но это не дает оснований считать такие общие собрания незаконными и требовать их отмены.

Необходимо обратить внимание, что собрание в СНТ всегда является общим собранием. Не один раз в Интернете мне попадались, да и по почте присылают разного рода "Положения..." , основной целью которых является попытка узаконить в садоводческом товариществе в качестве высшего органа управления узкую группу граждан, выделившихся из всей массы садоводов, в основном, по имущественному признаку. Я имею в виду пресловутых "собственников электроэнергии" , "дольщиков ЛЭП" и им подобных. Согласно ст.21 п.1 пп.10 №66-ФЗ от 15.04.1998 принятие решений о создании и использовании имущества относится к исключительной компетенции общего собрания, из чего следует, что решение имущественных вопросов не может быть передано из компетенции общего собрания в компетенцию иной группы лиц.

Закон №66-ФЗ от 15.04.1998 содержит перечисление органов управления садоводческого некоммерческого товарищества. Органа под названием "собрание дольщиков" там нет. Поэтому, к любому "собранию дольщиков" закон предъявляет те же требования, что и к обычному общему собранию, в том числе по составу участников собрания, уведомлению и т.д.

Дмитрий Охапкин, 2010-2013

В течение уже многих лет в нашем СНТ не собирается кворум для проведения общего собрания членов товарищества. Как поступают практически все СНТ в РФ, а сдаётся мне не только в России, но и в странах СНГ? Элементарно просто. Правление вывешивает объявление, оповещает народ — как получится, и проводит собрание. Кто пришёл, тот и принимает решение. Если это решение всех устраивает, то до следующего собрания в СНТ царит тишина и покой. Садоводы сдают денежки по минимуму, правление и бухгалтер их слегка подворовывают. Всё шито и крыто.

Слова «денежки по минимуму» подчёркнуты не зря. Именно здесь лазейка для воровства. Объясняется это тем, что никто не задаётся вопросом: куда и на какие цели тратятся их минимальные взносы? Все выполняют платежи по заведённому давным-давно порядку, а определённая часть садоводов, вообще ничего не сдаёт и живёт себе спокойно. И кворум собрания никого не интересует.

Но как только правление начинает считать деньги, поступающие в общую казну, ставит перед СНТ цели, то сразу же сумма взносов возрастает, что объясняется элементарными требованиями органов управления к материальному обеспечению, как самого товарищества и работников, получающих зарплату, так и к развитию инфраструктуры (дороги, электричество, вода) общества в целом. Одно условие — в правлении собрались нормальные люди, думающие о будущем, а не о своём кармане. Или другой вариант, люди в правлении просто способны думать, читать законы и принимать решения.

Однако, вернёмся к нашим баранам. Прошло собрание, люди проголосовали за принятие решения, все разошлись. А кворума -то и не было. В СНТ недовольные поднимают вой, и начинается раздвоение общества на враждующие группировки, коих может быть несколько. Война идёт с переменным успехом до следующего собрания. Летят жалобы во все концы: полицию, прокуратуру, органы самоуправления, губернатору, союз садоводов области и др. Ни один из этих органов проблему не решает и не решит. Единственное чего может добиться оппозиция, так это отвлечь правление от нормальной полезной работы на товарищество в целом и на каждого садовода в отдельности. После проведения очередного общего собрания история повторяется. Как быть в этом случае?

Для СНТ есть и другой выход. Он заключается в том, что в СНТ можно и нужно избрать уполномоченных , представляющих интересы определённого количества членов товарищества. Закон 66-фз от 15.04.1998 г. ст. 20 п. 1 «Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением» прямо не указывает на зависимость количества уполномоченных от количества членов СНТ, как не указывает и на размер СНТ, когда можно избирать уполномоченных. Сбор взносов по минимуму привёл товарищество на грань банкротства. Фактически оно уже давно банкрот . Многие годы ничего в правлении не делается — нет денег. И по вполне понятным причинам садоводы давно забыли дорогу в правление, которое бездействует. Жаль только, что понимание этого не доходит до ума наших садоводов. Они продолжают держаться за минимум взносов, и, соответственно, продолжают разваливать то, что было уже давно развалено ими же.

Правило: Сбор минимальных взносов, удобных большинству садоводов, но неадекватных ценам и стоимости товаров и услуг в стране, постепенно ведёт к развалу любого СНТ.

Правильное, последовательное вложение денег в товарищество удорожает землю и закрепляет положение каждого собственника на своём участке, делая его необратимым через создание различных объектов (имущества общего пользования).

Вернёмся к кворуму . Можно не согласиться с таким решением — использовать уполномоченных, для обеспечения кворума общих собраний. Но мне кажется, что это оптимально для нашего товарищества. Кроме того, 66-ФЗ от 15.04.1998 г. чётко прописывает требования, которые в обязательном порядке должны быть учтены при работе с уполномоченными (см. главу V ФЗ-66 от 15.04.1998 г. ст. 20, п. 2). Есть мнение, что наиболее целесообразным в товариществе является разработка отдельного «Положения об уполномоченных», предусматривающего в числе прочих и процедуры отзыва уполномоченных и контроля членов товарищества, их избравших, за их деятельностью (за голосованием и принятием решений). На мой взгляд, эта проблема легко решается нормой закона, т.е. правом любого члена СНТ присутствовать на общем собрании уполномоченных с совещательным голосом. Т.е. до принятия решения собранием никому не запрещено выступать, предлагать, обсуждать и т.д. любой вопрос повестки дня. И второе: члены СНТ, избравшие уполномоченного, имеют право в любой момент отозвать его кандидатуру, если он не выражает их мнение. Это должно быть отражено в Уставе СНТ (необходимо внести изменение в наш Устав). Не предусмотреть этот момент невозможно, т.к. это требование той же 20 ст. Закона «О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статья Устава, кстати, должна предусматривать один из вариантов решения вопроса об уполномоченных в СНТ, не прибегая к созданию отдельного Положения. Мне представляется в связи с этим лишним процедура выдумывания целого отдельного документа, где надо прописывать порядок избрания уполномоченных, формы протоколов, а особенно, применять здесь тайное голосование. Не стоит усложнять данный вопрос, если всё можно изложить в Уставе точно также, как изложено в Законе 66-ФЗ, применяя нормы для своего товарищества и немного их дополняя.

Однако у многих садоводов в связи с протаскиванием правлением идеи уполномоченных может появиться страх, что их хотят лишить права принимать решения, чтобы лишний раз поиметь денежку по разным поводам, а они не смогут повлиять на эти решения. Здесь надо сразу же чётко определить для себя свою позицию, которая складывается из посыла: количество садоводов — 1 уполномоченный. Задайте себе вопрос: сможет ли правление с помощью уполномоченных протащить непопулярное решение, если из 100 участков садоводы избирают, например 20 уполномоченных, т.е. от 5 членов СНТ — 1 уполномоченный. Этот один является представителем от 5 членов товарищества, 5 участков. А соседи видят друг друга постоянно. Сможет ли правление протащить в этом случае непопулярное для всех садоводов решение? Мне кажется, что это невозможно.

И это тем более невозможно, если в товариществе проходит нормальная подготовка к собранию. Т.е. повестка дня собрания объявлена заранее, и уполномоченные имеют возможность и достаточно времени для обсуждения всех вопросов со своими избирателями. Для этого и существуют нормы Закона 66-фз и Устава товарищества по организации и проведению общих собраний. И не лишним будет правлению заранее выдать уполномоченным вариант предлагаемого решения на будущем собрании.

Ещё несколько строчек посвятим определению наиболее приемлемого количества уполномоченных от общего количества членов СНТ. Надо сказать сразу, что на всё воля общего собрания. Закон 66-ФЗ никак не запрещает и не определяет эти нормы. И в каждом СНТ, как представляется, эти нормы будут определяться по-разному. Моё мнение основывается на том, что я проживаю постоянно в летний период в СНТ. В течение 7 — 10 дней я хотя бы один раз вижу всех соседей. Т.е. могу обсудить с ними повестку дня собрания ещё до его начала. Если возложить на одного уполномоченного большее число участков, то увидеть всех становится проблематичным.

Чтобы не дать правлению принять с помощью уполномоченных непопулярные решения обратите внимание на ниже изложенные признаки.

Насторожить садоводов могут и должны следующие моменты:

  1. Правление пытается пропихнуть заведомо малое количество уполномоченных, объясняя это трудностями их сбора на собрание. Дескать, чем меньше уполномоченных, тем быстрее и проще в СНТ будут приниматься решения. В противоположность этому, наоборот, чем больше уполномоченных, тем ближе к «телу» садоводов будут принятые решения.
  2. Правление утвердило списки групп садоводов, от которых избирается по одному уполномоченному не по территориальному принципу, т.е. не по соседским участкам, примыкающим друг к другу, а по другому принципу, который явно всеми путями протаскивает в уполномоченные угодных председателю лиц.
  3. Правление пытается навязать в каждой группе садоводов предлагаемую им же (правлением) кандидатуру уполномоченного.
  4. При выборах уполномоченных нарушены нормы, определённые Законом № 66-фз от 15.04.98 г. (см. главу V ст. 20, п.).

Это вполне приемлемое решение для СНТ, где очень тяжело собирается кворум для проведения общего собрания.

Еще один вариант решения проблемы кворума. Закон 66-фз не запрещает участвовать и голосовать по принимаемым общим собранием решениям представителям членов СНТ. Этот же закон не запрещает одному члену СНТ по доверенности голосовать за 2 — 3, 4 … членов СНТ, не пришедших на собрание. Значит, задача активистов и правления должна быть только в том, чтобы собрать доверенности на право голосования от членов СНТ, которые не предполагали участвовать в работе общего собрания. При регистрации присутствующих садоводов по головам — кворума может не оказаться, а с прибавкой присутствующими садоводами доверенностей от членов СНТ, кворум не только имеется, но и наберет рекордное для товарищества количество участников собрания. Попробуйте теперь ответить на вопрос: А в чём, собственно, разница — избираете Вы уполномоченных или нет? Принцип голосования по доверенностям (срок действия максимум 3 года) и голосования уполномоченных практически ничем не отличаются. Ведь данные членам СНТ доверенности другими садоводами этими последними не забираются и не запрещают им же участвовать при желании в общих собраниях.

На этом можно поставить точку в вопросе о кворуме для общего собрания и собрании уполномоченных .

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx):
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ В СНТ - ВСЕ БЕДЫ ОТ СОБРАНИЯ

В процессе работы над материалами сайта СНТ "Пищевик" приходится сталкиваться с такими хитро закрученными и запутанными вопросами, что "борода" из лески рыболова покажется вам детской забавой. Никто в гражданском обществе не может квалифицированно решать проблемы садоводов. Ни юристы, ни представители Союза садоводов области, ни Союз садоводов России, никто... Эти вопросы все или почти все связаны с проведением общих собраний в СНТ или с выполнением их решений и всем тем, что вытекает из этого действа, называемого высшим органом управления СНТ.

Вспомним некоторые термины, которыми члены СНТ пользуются сегодня при организации, проведении и выполнении решений общих собраний: уведомление членов СНТ, объявление об организации и проведении собрания, кворум, правомочность , нелегитимность, открытое или тайное голосование, недействительность, ничтожность решения, председатель и секретарь собрания, протокол. Уже с этими словами у многих тут же возникают вопросы, на которые пока нет чётких и однозначных ответов. Исходя из того, что всё, что так или иначе делается в закрытых от всех остальных граждан РФ объединениях, называемых садовыми некоммерческими товариществами , связано самым тесным образом с каждым садоводом и решениями, принимаемыми на общих собраниях. Обойти вопросы, возникающие в связи с общими собраниями, стороной - это самая непростительная ошибка.

Новый 217-фз от 29.07.17 г. не стал тем документом, к-й бы однозначно и точно изложил все правовые основы для организации, проведения, принятия решений общим собранием и последующего выполнения этих решений исполнительными органами СНТ. Есть много недосказанностей, а на некоторые вопросы нормы закона вообще не отвечают. Это заставляет граждан искать решение проблем с помощью других нормативных правовых актов.

Материал всей рубрики построен аналогично страницам "Ликвидация безграмотности " и однозначно дополняет их в вопросах защиты прав, как непосредственно садовода, так всего коллектива членов СНТ в целом. Свои проблемы, связанные с общими собраниями, вы также можете решить, связавшись с администрацией сайта, через кнопку "Контакты " в левом нижнем углу страницы или аналогичную кнопку в меню сайта. Необходимо также добавить, что очень многое из нижеследующей информации почерпнуто из практики разных СНТ Калининградской области и других регионов РФ, так или иначе связанной с темой собраний. Информация применима для любого садового некоммерческого товарищества.

Последнее, информация на страницах, посвящённых общему собранию в СНТ, может не соответствовать практике организации и проведения собраний в вашем товариществе. Вполне, может быть так, что тот или иной вопрос в вашем СНТ решается по-другому. Это совершенно не значит, что информация сайта не верна или, наоборот, практика вашего СНТ порочна. Наша задача попытаться найти единственно правильное решение по всем возникающим проблемам общих собраний, к-е бы соответствовало закону. Диалог не исключается Рубрика "Общее собрание членов СНТ" включает в себя следующие страницы:

НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Страница 1. Общее собрание членов СНТ не набирает кворум. Выход из ситуации.

В течение многих лет в большинстве СНТ не собирается кворум для проведения общего собрания членов товарищества. И это не просто слова, и даже не правило. Это констатация факта, к-й сегодня не может быть решён имеющимися в арсенале СНТ средствами. "Значит, выхода нет?" - возникает вопрос. Но ответ, несмотря на пессимизм проблемы, есть. Какой? Это мы разберём ниже на странице. А сейчас обратим внимание на другой простой вопрос: "А насколько законно принято решение общим собранием, если не было кворума? Как принимается решение в таких случаях?"

Всё элементарно и "как бы" законно. Правление вывешивает объявление, оповещает народ по принципу: как получится, а не как по закону, и... проводит собрание. Кто пришёл, тот и принимает решение. Если это решение всех устраивает, то до следующего собрания в СНТ царит тишина и покой. Садоводы сдают денежки по минимуму или по максимуму , правление и бухгалтер их слегка подворовывают. Всё шито и крыто. Слова подчёркнуты не зря. Именно здесь лазейка для воровства. Объясняется это тем, что никто не задаётся вопросом: куда и на какие цели тратятся их взносы? Все выполняют платежи по заведённому давным-давно порядку, а определённая часть садоводов вообще ничего не сдаёт и живёт себе спокойно. И вопрос: "А был ли кворум на собрании, никого не интересует".

Но! Беда в том, что поступающие на счёт СНТ в банке деньги расходуются исключительно на зарплату председателя и бухгалтера. В больших СНТ таких работников больше. Но и контроля в них меньше. А где та самая искомая согласно закону финансово-хозяйственная деятельность СНТ по управлению имуществом граждан, находящимся в общей долевой собственности, или деятельность СНТ по содержанию своего имущества, находящегося в общем пользовании граждан? Это основное поле деятельности во многих СНТ напрочь отсутствует (ст. 7 " " ФЗ-217 от 29.07.017 г.) Как это связано с кворумом общего собрания? Напрямую. Согласно закону, ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания " и ст. 181.3 " " ГК, решение общего собрания, принятое при отсутствии кворума считается ничтожным без решения суда. Из этого вытекает то, что правление, председатель СНТ, члены и не члены СНТ имеют полное право не платить никаких взносов в СНТ, так как такие платежи не установлены решением общего собрания, а само решение незаконно, и исполнению не подлежит.

Однако, вернёмся к нашим баранам. Прошло "как бы собрание", люди проголосовали за принятие "как бы решения", все разошлись. А кворума -то и не было. Если раньше в СНТ недовольные поднимали вой, и начиналось раздвоение общества на враждующие группировки, коих могло быть несколько, то сейчас многое изменилось. Несмотря на нормы ст. 181.5 и ст. 181.3 Главы 9.1 ГК, отдельные бесноватые председатели, несмотря на ничтожность решения собрания, вытекающую из норм закона, всё равно пытаются собирать деньги на выполнение такого решения. В этом случае обойти обращение в суд не получится. Иск подаётся с требованием о признании действий правления СНТ по выполнению ничтожного решения общего собрания, не состоявшегося по основаниям ст.ст. 181.3 и 181.5 ГК (отсутствие кворума), незаконными. Формулировка важна для успеха в суде. Таким образом, истец не ставит перед собой и судом задачи о доказывании ничтожности принятого решения на основании ч. 1 ст. 181.3 "Недействительность решения собрания " ГК, а ставит вопрос о незаконных действиях СНТ в лице его правления и председателя.

Важно: Иск о признании действий СНТ в лице правления (председателя) по выполнению ничтожного решения общего собрания незаконными может быть подан независимо от уведомления всех членов гражданско-правового сообщества (членов и не членов СНТ, имеющих индивидуальные садовые участки в границах садоводства) в соответствии с требованиями ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания ", часть 5, 6, т.к. такой иск не связан с оспариванием самого решения общего собрания.

Во многих случаях, включая другие нарушения, решение собрания всегда может быть оспорено в суде, но в суд бежать никому не хочется. А поскандалить у нас любят. И поэтому летят жалобы во все концы: полицию, прокуратуру, органы самоуправления, губернатору, союзы садоводов области, даже Президенту. Ни один из этих органов или лиц проблему не решают и не решат. Проверено на опыте многих СНТ. Единственное чего могут добиться оппозиционно настроенные граждане, так это отвлечь правление от нормальной полезной работы по управлению имуществом в соответствии с целями, определёнными ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества " ФЗ-217 от 29.07.17 г., если такая работа в СНТ есть.

С другой стороны, сами граждане вместо правильно выбранной стратегии по приведению деятельности СНТ в соответствие с законом, занимаются борьбой с ветряными мельницами. Эта борьба продолжается многие годы во многих СНТ, о чём написано немало на страницах сайта. После проведения очередного общего собрания история повторяется. Как быть в этом случае? Ответ смотрите на странице "Правомочность общего собрания ", как один из выходов для создавшейся ситуации.

Но, для СНТ есть и другой путь. Вернёмся к кворуму и его обеспечению со стороны правления для легитимного проведения общего собрания. Нужно сразу и без компромиссов отбросить так и не состоявшийся институт уполномоченных, к-й был введён ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.98 г. (в новой редакции 2000 г.) Старый федеральный закон уже не действует, а новый этот институт не видит. Он исключён из законопроекта ещё на стадии обсуждения и работы над нормами в недрах Минэкономразвития. Это правильное решение по данному вопросу со стороны разработчиков закона. Самым настоящим правовым беспределом можно назвать ситуацию, когда в СНТ на 500 членов решение принимает правление и 2 уполномоченных. Вы не ослепли. Речь именно про двух уполномоченных. Непонятным в этом СНТ является и участие в собрании уполномоченных членов правления. Но у них так заведено. Новый 217-ФЗ от 29.07.17 г. этот беспредел прекратил. Теперь о варианте, при к-м всегда будет обеспечиваться кворум на общем собрании в СНТ. Этим вариантом является общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме.

На странице сайта "Проведение общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме " подробно рассматриваются все нюансы по подготовке, организации, процессу проведения и последующему оформлению решения такого собрания. Изложена краткая история появления такой формы проведения общих собраний. Нет никакого смысла повторять названный материал. Поэтому здесь мы разберём только вопрос обеспечения кворума и его связь с данной формой собрания.

К сожалению, у разработчиков закона (это Минэкономразвития - их мы должны знать в лицо) не хватило мужества предусмотреть в законе возможность принятия решения правлением или (в случае отказа правления) инициативной группой об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме сразу, минуя очную форму. В настоящий момент есть установленная законом в ч. 21 - 23 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества " последовательность, к-я включает две фазы или, если хотите, два общих собрания, так правильнее:

  1. Общее собрание членов СНТ в очной форме.
  2. Общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме (проводится при условии, при котором первое собрание не имело кворума для принятия законного решения).

Обойти данный порядок, значит нарушить закон. Поэтому, особенно в больших СНТ, проводить пусть даже формально, зная, что людей будет немного, общее собрание членов СНт в очной форме необходимо. После фиксации в протоколе собрания информации о недопустимом количестве участников, не позволяющей рассматривать и принимать какие-либо решения, собрание считается не состоявшимся и переносится на две недели (можно и больше) с такой же повесткой дня. Закон не установил жёстких сроков для переноса собрания. Исключением является только срок уведомления о дате, месте, повестке дня собрания, к-е будет проводиться в очно-заочной форме. Такое уведомление делается строго не менее, чем за 2 недели до даты собрания.

Есть ещё один нюанс. Закон позволяет проводить общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме сразу, без проведения его в "предварительной" очной форме, если в повестку дня такого собрания не включены ниже следующие вопросы:

    Общее собрание в очно-заочной форме не может быть проведено без организации и проведения общего собрания в очной форме при условии включения в повестку дня следующих вопросов:
  1. Изменения устава СНТ.
  2. Избрание председателя, правления и ревизионной комиссии, прекращение их полномочий.
  3. Приобретение земельных участков в собственность юрлица.
  4. Приобретение (создание) имущества общего пользования для юридического лица.
  5. Передача имущества общего пользования юридического лица гражданам, муниципальному образованию или государству.
  6. Распределение вновь образованных участков в границах садоводства между гражданами.
  7. Утверждение приходно-расходной сметы СНТ.
  8. Определение размеров взносов и платежей, порядка расходования целевых взносов СНТ, платы не членов СНТ.
  9. ФЭО размеров взносов и платежей СНТ.
  10. Реорганизация и ликвидация СНТ.

Практика проведения общих собраний в любом СНТ показывает, что ни одно общее собрание не исключает из повестки дня хотя бы один из вопросов, к-е включены в перечень исключений. И это заставляет организацию затрачивать не только время, но и средства на организацию: сначала общего собрания в очной форме, а затем собрания в очно-заочной форме. Конечно, это делается тогда, когда собрание в очной форме не имело положенный кворум для принятия решений.

Есть ещё один вопрос, к-й следует затронуть на данной странице. До вступления в силу 01.01.2019 г. 217-фз от 29.07.2017 г. кворум общего собрания членов СНТ определялся большинством от общего количества членов СНТ, зарегистрированных в реестре членов. Это требование не изменилось и в новом законе. Но зато появилась хитрая норма о праве не членов СНТ принимать участие в работе любого собрания и голосовать по отдельным вопросам. Смотрим:

Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе

6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21 и 22 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.

В части 1 статьи 5 217-ФЗ от 29.07.17 г. речь идёт о гражданах ведущих садоводство на своих индивидуальных земельных участках в границах садоводства без участия в товариществе. Пункты 4 - 6, 21 и 22 можно увидеть выше на странице. Для удобства восприятия они подчёркнуты.

Из нормы ст. 5 "Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе " ФЗ-217 от 29.07.17 г. следуют следующие два правила:

Правило 1: Кворум общего собрания членов СНТ всегда определяется по числу членов СНТ зарегистрированных перед началом собрания. Число их должно быть более 50% от общего числа членов СНТ зарегистрированных в реестре членов организации.

Правило 2: Принятие решения общим собранием по вопросам, по которым предоставлено право голосовать не членам СНТ, осуществляется в том же порядке, определённом и для членов СНТ (имеется ввиду квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов СНТ). При этом решение будет считаться принятым, если за него проголосовали члены и не члены СНТ большинством голосов в 2/3 от числа принявших участие в работе собрания граждан.

Пример: Общее собрание рассматривает вопрос "Об утверждении размеров членских взносов и платы для граждан, ведущих садоводство в границах садоводства "СНТ..." без участия в товариществе на 2019 год". На собрании присутствует 60 членов СНТ из 100 членов согласно реестру. Кворум для рассмотрения вопросов повестки дня и принятия решений имеется. В работе собрания принимают участие 70 не членов СНТ.

Подводим итог и делаем вывод с целью определить квалифицированное большинство для принятия решения: Для этого необходимо, чтобы за решение проголосовали 87 человек. Эта цифра составляет 2/3 от общего числа участников собрания, т.е. от 130 человек. 130 /3х2 = 86,6. Т.е. искомая цифра голосов "За" 87 человек.

Решение ставится на голосование. После подсчёта голосов совершенно неважно то, как распределились голоса членов и не членов СНТ при голосовании. Если общее количество голосов "За" не набирает 87, то решение считается не принятым. Граждане, к-е голосуют, как "Воздержался", падают на весы непринятия решения. Это относится к членам и не членам СНТ.

На этом можно поставить точку в вопросе о кворуме для общего собрания и перейти на вторую, важнейшую для этой темы, страницу: Правомочность общего собрания . Есть много нюансов, к-е позволяют выстраивать правильно свою позицию по отношению к принимаемым в СНТ решениям и в целом к деятельности СНТ, несмотря на то, что в статье снова будет идти речь, в том числе, о кворуме.

В какой срок можно оспорить в суде принятое решение общим собранием членов СНТ?

Доброго времени суток. Сроки обжалования принятых на собрании решений может быть обжаловано в суд в течении шести месяцев о дн когда стало известно. - ст. 181.4 ГК РФ
. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Имеет ли право председатель снт регестрироваться без решения общего собрания в егрп.

Ст. 22 от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных), если уставом такого объединения не предусмотрено иное. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных).
Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов такого объединения.

Здравствуйте!
Нет, не вправе, если иное не предусмотрено уставом СНТ. Только не в ЕГРП, а в ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"
Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)
""1. К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы:
4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное;




Общее собрание членов СНТ решает ключевые вопросы садового товарищества. Прийти на такое общее собрание и принять участие в голосовании может каждый член товарищества, имеющий членскую книжку. Если член товарищества непосредственно придти на собрание не может, то он может назначить себе поверенного и выдать ему нотариальную доверенность на собрание снт.

Общее собрание членов снт проводится по установленным законом правилам, так в частности в ГК РФ в 2013 году была введена норма, устанавливающая порядок проведения любых видов общих собраний, целями которых будут являться установление прав и обязанностей для определенного круга лица или организаций.

Проведение общего собрания обязательно проводится с предварительным уведомлением членов садового товарищества, например, на стендах с информацией, рядом со зданием правления.

При этом следует учитывать, что правило (порядок) информирования о проведении общего собрания должно быть закреплено в уставе или же решено на одном из первых общих собраниях товарищества. Если же, например, такой порядок в уставе не прописан и решением общего собрания не определен, то, очевидно, что садовода обязаны уведомить о проведении собрания любыми доступными способами: под роспись, телефонограммой, смс сообщением и т.д.

Недействительность, ничтожность собрания садоводов

В случае если члена садоводства не оповестили должным образом о проведении собрания, то это повод для того чтобы признать решение такого собрания недействительным в судебном порядке. Недействительность такого собрания может быть признана лишь только в том случае, если оно, во-первых, повлекло нарушение прав садовода и, во-вторых, если участие в нем садовода могло повлиять на исход собрания.

Жилое строение в СНТ

Обязательным условием является включение в уведомление повестки дня общего собрания. В случае отсутствия какого-либо из вопросов, выносимых на обсуждение собрания в повестке дня, решение по нему является ничтожным.

Вообще грубое несоблюдение порядка информирования и проведения садоводческого собрания так, как это предусмотрено уставом, может повлечь признание судом недействительность такого общего собрания. К примеру, на решение общего собрания снт был вынесен вопрос об исключении из членов садового товарищества Иванова И.И. На этом собрании согласно регистрационному списку было 55% , то есть был кворум, однако в ходе судебного заседания было установлено, что 10% подписей в регистрационном списке являются поддельными. Следовательно, такое решение собрания снт будет являться ничтожным, и не будет иметь ни для кого правовых последствий.

Кстати!!!

В ГК РФ с 2013 года введена правовая норма, в силу которой в протоколе собрания снт (в том числе садоводов) должен указываться состав участников. Соответственно отсутствие регистрационных списков, в качестве приложения к протоколу может быть расценено судом, как нарушения обязательных требований к проведению общего собрания и признания его недействительным.

Уполномоченный снт

Особо следует обратить внимание и иметь ввиду, что в некоторых СНТ с большой численностью используется схема по проведению собрания уполномоченных.

Кто же такой уполномоченный? Уполномоченный это член садоводства, который выбирается от нескольких садоводов и имеет право одного голоса на общем собрании. При этом у садоводов, выбравших такого уполномоченного право голосования на общем собрании отсутствует. К сожалению, схема по проведению собрания уполномоченных, которая изначально была направлена на благие цели, а именно на получение кворума, зачастую используется для махинаций. Так, например, нечистый на руку новый председатель снт и правление, пользуясь неосведомленностью садоводов, могут агитировать за кандидатуры своих уполномоченных, через которых потом они будут проталкивать нужные им решения.

Садоводам следует обратить внимание, что неучастие в общих собраниях, а также несерьезное отношение к выбору уполномоченного может иметь некоторые негативные юридические последствия. Так в частности на общем собрании может быть принято решение о значительном увеличении членских взносов до неподъемной суммы, о проведении ненужных строительных работ или покупке ненужного инвентаря и оборудования за счет целевых взносов членов СНТ. Обо всем этом садовод узнает лишь, запросив протокол общего собрания снт.