Из истории погибших деревень. Моя малая родина внеклассное мероприятие

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь

Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...

Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.

Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.

Сохранилась лишь часть церковных ворот.

В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.

Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.

Был и наш прихожанин (с "Белорусской") -Олег Каменецкий (справа). Для него Святск- малая Родина и он выпустил о нем книгу. Кстати друзья, сейчас он работает -зав. библиотеки в Солнцево... приходите за книгами.)))

Святск (Святский, Святское) – бывшее село Новозыбковского района Брянской области, в 16 км к северо-западу от села Старые Бобовичи, в 12 км к юго-западу от села Верещаки, в 1 км от границы с Белоруссией. Основано в 1714 как старообрядческая слобода Свяцкая, на территории Новоместской сотни Стародубского полка; с 1741 эти земли переданы во владение Киево-Печерской лавры. С XIX века - посад, местечко (в составе Суражского уезда), один из центров старообрядчества (в 3 км к востоку находился Новопокровский старообрядческий монастырь). С конца XIX века до 1917 упоминается единоверческая Покровская церковь (не сохранилась); в 1910 была построена деревянная Успенская церковь (старообрядческая; сгорела в 2000). В XIX веке действовал кожевенный завод Тюрюхова и почтовое отделение; в конце XIX века была открыта земская школа, ежегодно проводилось до 5 ярмарок (обороты их незначительны). С 1923 в Новозыбковском уезде (Верещакская волость), Новозыбковском районе (с 1929). До 1994 – центр Святского сельсовета; позднее в Старобобовичском сельсовете, сельском поселении. В 1990-х годах, после аварии на Чернобыльской АЭС, отселено (с 2003 - без населения; исключено из учетных данных в 2006). Родина дважды Героя Советского Союза Д.А. Драгунского (1910-1992); его бронзовый бюст в 1995 переустановлен в Новозыбкове. Максимальное число жителей 4050 человек (1901).

Как сообщает информационный портал г. Новозыбкова , 28 августа 2013 г., на праздник Успения Пресвятыя Богородицы, жители Святска отметили 300-летний юбилей своего родного села. Только, жаль, совсем не по-юбилейному.

Не было ни торжественных речей, ни приезда именитых гостей. Не было и села, как такового…

Прошло уже более двадцати лет, как ушли люди из села Святск. После трагического апреля 1986 г. целый населённый пункт вынужденно прекратил своё существование.

Еще несколько лет после взрыва на Чернобыльской АЭС сопротивлялся Святск. Даже новый Дом культуры открыли год спустя, всем районом отмечали, гости из Брянска и Москвы приезжали…

Но увы, нет сейчас на карте Святска, села с богатейшей и интересной историей, бывшего старообрядческого посада, давшего российской земле писателей Федора Мельникова и . Здесь многие годы жил и был похоронен известный художник Вонифатий Сангурский, тесно связанный своей биографией с П.И. Чайковским отсюда родом дважды Герой Советского Союза Давид Драгунский и полный Кавалер солдатского ордена Славы Михаил Иванов.

Здесь же стояла и последняя в Новозыбковском районе церковь, которую святские старообрядцы возвели в 1910 году в честь Успения Пресвятой Богородицы, отстояли в жестокие 30-е годы гонений на веру и в волну хрущевского богоборчества.

Но ничто в мире не проходит бесследно. Разбросанные судьбой по разным городам и весям единой когда-то страны, бывшие жители Святска сначала разрозненно и случайно, а потом все более сплоченно и регулярно стали собираться на своем родном пепелище. Дважды в году, на Радуницу и на Престольный праздник бывшего сельского храма, день окончания Успенского поста, съезжаются они сюда, чтобы посетить могилы близких, встретиться друг с другом, узнать новости о нынешнем житье-бытье своих бывших односельчан.

В этот же юбилейный год возвели на месте храма небольшую деревянную часовню, что стало действительно удивительным подарком всем, кто помнит и приезжает поминать здесь свое село и своих предков.

Освятили же часовню и провели праздничное богослужение в честь Успения Пресвятой Богородицы настоятель старообрядческого Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова o.Сергий Бедный и священник Преображенской старообрядческой церкви г. Клинцы иерей Михаил Смирнов.

Уже много лет исполняют они свой пастырский долг на этом святом месте. Посещают в такие дни все и знаменитый на всю округу святой источник, давший название селу, питавший своей благостью многие и многие поколения сельчан. Даже таблички с названием села по такому случаю поставили.

А после службы отправились многие посетить могилы родных и близких людей.

Не забывается давнее прошлое, по-прежнему тревожат душу воспоминания. И не дают им угаснуть именно такие редкие встречи у спаленных очагов.

Есть у Святска и свои летописцы. Краевед из Москвы Олег Каменецкий несколько лет назад выпустил посвященную своему селу книгу «Не предать забвению. Памяти села Святск». Присутствовал он и на нынешнем сходе, установив в нынешний приезд крест на могиле художника В. Сангурского.

Продолжает публиковать в центральных и местных изданиях очерки о прошлом и нынешнем села и его жителей известный московский журналист, также уроженец Святска, Анатолий Воробьев . Горечью и болью наполнены его воспоминания. «Время для Святска остановилось навсегда!» — патетически заключает автор в одной из своих статей.

Придет ли когда-нибудь время возрождения, или оно действительно остановилось навсегда? Хотелось бы верить в лучшее.

Александр Кудрявцев

Село Святск под Брянском - российский "родственник" печально известного города-призрака Припяти на Украине, опустевшего после . В девяностые годы на западе Брянщины из-за Чернобыля расселенных поселков хватало. Бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.

Дорога на Святск тянется среди заросших полей заброшенных совхозов - бывших героев задорных передовиц об успехах советского сельского хозяйства. Теперь внуки тех, кто успел отселиться в другие, относительно "чистые" от радиации районы, о сельхозтруде не помышляют.

В основном, молодежь поселков и городков Брянской области стремится в Москву, где работает вахтами: кто в охране школ и детсадов, кто кладет кирпич на строительных объектах. Поезд "Москва-Климово", развозящий молодых вахтовиков Брянщины с заработков, среди проводников считается местом ссылки: в вагонах льется рекой алкоголь, не редкость пьяные драки и прочие салунные развлечения. Те, кто поудачливее, цепляются за любую возможность остаться в Москве. В счастливое будущее родных поселков они давно уже не верят.

Святск гордился своим прошлым. Согласно летописям, основан он был более трех веков назад. Названием обязан роднику - при его освящении батюшка уронил в воду серебряный крест, после чего местные стали называть родник святым. По утверждению некоторых исследователей, историю Святска нужно отсчитывать с 1376 года, когда на этих землях был создан мужской монастырь. Лесная обитель прославилась тем, что в ней готовили воинов для борьбы против татаро-монголов. В двадцатом веке на Красной площади в центре Святска горел вечный огонь, над которым высилась стела с тремястами фамилиями погибших за Родину в Великую Отечественную.

Подъезд к Святску образца 2011 года то и дело преграждают поваленные березы, похожие на толстые черно-белые шлагбаумы. Никаких предупреждающих о радиационной опасности знаков нет, так что случайные туристы могут оказаться "сталкерами" и получить дозу радиации на территории "зоны" вовсе не по своей воле.

На обочинах хозяйничают буйные травы - природа, почуяв отступление цивилизации, перешла в решительную атаку. От здешних домов почти не осталось даже фундамента, все растащили на кирпичи жители соседних поселений. С трудом верится даже в то, что после официального расселения в 90-х, в этих местах орудовали мародеры. Но было и такое.

Местные старики в девяностые оказались беззащитными не только перед радиацией, но и рецидивистами. После официального расселения власти в селе не стало, и криминал быстро этим воспользовался. Жители собирали скарб в узлы и просили помощи в соседних селах. За год одну Успенскую церковь грабили трижды.

В 2000 году храм сгорел. Причины пожара установить не удалось. Уцелела церковная ограда из красного кирпича, который не поддался даже охотникам за "бэушным" стройматериалом. Судя по трещинам и сколам на кирпичной кладке, ею пытались поживиться не раз. Арка ограды выстояла - смотрит теперь в опустевшую, мохнатую от травы поляну на месте бывшего церковного дворика, напоминая портал в другое измерение. Место, где стояла церковь, похоже на старую могилу: большая каменная плита с крестом.

Сегодня все село напоминает заброшенный погост. Кое-где еще зияют черные ямы погребов, в густой траве можно найти остатки битого кирпича, все остальное понемногу забирает лес. Одну из местных достопримечательностей - скульптуру "Скорбящая мать" в память о погибших в войну - по-соседски спас город Новозыбков. Теперь она поселилась у озера в этом районном центре. Кстати, Новозыбков тоже считается зоной отселения - но не обязательного. За проживание в зоне, загрязненной радиацией, горожанам выплачивают дотации, сейчас они составляют чуть более тысячи рублей. "Гробовые" - так эти выплаты окрестило местное население. Треволнения по поводу "невидимой смерти" здесь остались в прошлом. Несмотря на официальные предупреждения о превышении радиационного фона, местные ходят в лес собирать грибы-ягоды, ловят рыбу и не слишком задумываются о возможных последствиях. Да и выбора у многих из них нет. Программа "Переселение", по которой для выходцев из зараженных радиацией зон должно было строиться жилье, оказалась провалена в девяностые годы.

Бывшие жители Святска помнят малую родину. У многих из них в селе прошла целая жизнь, а с маленькой смертью расставания они так и не смирились. Пожилая местная жительница, пришедшая на место пожара поклониться бывшей церкви, рассказывает, что раз в год на пепелище собираются служить молебен, прямо под открытым небом, у креста. "У нас на здешнем кладбище родня лежит. Нельзя забывать", - вздыхает она.

Но, даже, несмотря на безлюдье, в нынешнем Святске тишины нет. В лихо разросшихся кронах деревьев изо всех сил заливаются птицы. В покинутых человеком местах расплодилось лесное зверье. Люди со свойственным им эгоцентризмом представляют конец человечества вместе с гибелью планеты. Но, находясь в зарастающем лесом мертвом селе, в такой сценарий веришь с трудом. Скорее всего, после исчезновения людей, на Земле останутся ее настоящие хозяева: животные и растения. Как здесь, в Святске, после конца человечества в миниатюре.

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.Это село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны были белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения...
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910г., была построена старообрядческая Успенская церковь

Грянул "Чернобыль" (1986) и Святск превратился в российского "родственника" печально известного города-призрака Припяти на Украине. В девяностые годы бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные всех мастей. Оставались старики, не пожелавшие расставаться с малой родиной. В девяностые в этих местах теплилась жизнь назло всем радиоактивным ветрам. Сейчас от "поселков-призраков" осталась лишь память.
14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 году, уехал последний житель...

Вот так выглядело опустевшее село до конца 90-х.

Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать ешо раньше, а лесной массив на его месте, в советское время, так и звали- "монастырь".
Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но увы, собрались лишь потомки жителей етого села и некоторые старики.
Бывшая Центральная улица.

Сохранилась лишь часть церковных ворот.

В етом году, на месте сгоревшей церкви, поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря, установили раньше.

Освятить часовню, прибыли старообрядческие священники- о. Михаил из Клинцов и о.Сергий из Новозыбкова.