Икт технологии в речевом развитии. Использование икт в развитии речи у дошкольников. ООД с использованием ИКТ может быть

Анастасия Сердягина
Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Использование ИКТ входит и в систему дошкольного образования .

Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ открывает для воспитателя неограниченные возможности.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника . Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие . Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи , поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы , ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи , бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи , отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Именно дошкольникам , с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Применение ИКТ усиливает :

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность :

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность.

Рассмотрим несколько примеров того как можно использовать ИКТ в развитии речи дошкольников .

Сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами :

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи .

Разнообразные видео-уроки могут стать хорошими помощниками. Можно заучивать тексты песен для закрепления звукопроизношения.

Автоматизация звука

Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется как при постановке звуков, так и на этапе автоматизации звуков. Тонкие движения артикуляционного аппарата способствуют совершенствованию движений и формированию правильной речи ребёнка .

Аудио занятия могут значительно повысить эффективность индивидуальной и коллективной работы по автоматизации того или иного звука.

Опыт организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи . Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников . Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность , формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению , воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает все большее.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Развитие речи детей посредствам использования икт.

ИТК используют в настоящее время в качестве современного средства развития связной речи детей дошкольного возраста. Развитие связной речи является главной задачей речевого развития ребенка дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция речи и языка.

Речь является важнейшим критерием культуры человека, его интеллекта и мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов, которые не имеют ещё определенного грамматического значения, речь постепенно усложняется и обогащается. Дошкольник осваивает фонетический строй и лексику, усваивает способы изменения слов и их сочетаний, композицию высказываний и их логику, овладевает монологом, диалогом, разнообразными стилями и жанрами, оттачивает выразительность и чёткость своей речи. Развитая речь в современном обществе является одним из главных способов активной деятельности человека, а для ребёнка она служит средством благоприятного обучения.

Родители сегодня неохотно и очень мало читают книг своему ребенку, не подталкивают его к диалогу, в связи с этим речь ребенка дошкольного возраста не выразительна. Ребенок довольно часто в своей речи допускает ошибки, отвечает односложными фразами. Неразвитость речи, бедность словарного запаса у дошкольников способствует отсутствию интереса на занятиях по развитию речи, т. к. при этом учебная мотивация отсутствует. В данном случае помощь оказывает применение компьютерных технологий, которые мотивируют детей. Компьютер здесь обладает неисчерпаемыми возможностями он погружает ребенка в особую ситуацию игры образовательная деятельность при этом становится по-настоящему современной, более привлекательной, интересной, содержательной.

В дошкольном возрасте формирование речи ребенка - это главная задача педагога, так как хорошее владение родным языком связано с познанием окружающего мира, с развитием сознания ребенка, с развитием разносторонней личности. Успешное формирование грамматического строя речи у дошкольников - это важнейшее условие для полноценного общего психического и речевого развития. Применение компьютера мотивирует воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.

Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него.

В современных условиях при широком внедрении информационно-коммуникационных технологий на первый план выступает одна из актуальных проблем развития младшего школьника - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.

Каковы причины данного явления? Одна из причин, от которых часто зависит уровень развития связной речи наших детей является неумение учителя эту речь сформировать.

Следующая причина: нельзя не учитывать особенности современной культуры, в которой пребывает сегодня любой человек. Такая культура, по мнению французского социолога А. Моля, определена как мозаичная, складывающаяся из отдельно взятых фрагментов, связанных между собой бессистемно, случайными связями.

Средства массовой информации дают человеку невероятный поток информации, который не успевает перерабатываться в его сознании. Поэтому в памяти человека "остаются лишь мимолетные впечатления и осколки знаний-идей". В данной ситуации трудно говорить о глубине полученных знаний, можно лишь судить о невероятном количестве всякой информации, поступающей извне: телевидения, радио, Интернета.

Нельзя закрывать глаза на существующее и достаточно прочно укоренившееся в современном обществе клиповое сознание, имеющее прямое отношение к мозаичной культуре. Клиповое сознание проникло во все сферы деятельности человека и связанные с ним проблемы личности. Клиповое сознание хаотично, разорвано, оно не дает представление о целостности мира. Но оно существует как факт, от которого нельзя избавиться. Сейчас без клипового сознания - никуда, потому что визуальная картинка работает на все наше восприятие жизни. Мы иногда не верим словам, но верим глазам.

Происходит переориентация культуры, связанная с ролью слова и изображения в пространстве формирования культуры восприятия художественных произведений.

Если клиповое сознание уже укоренилось в мире, то надо находить выход: открывать и осваивать новые способы заговорить с аудиторией на другом языке. И поставить этот язык на службу современному процессу обучения.

Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании сегодня очевидна. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий весьма эффективно и целесообразно.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, группами, и индивидуальная работа с машинами.

  • В рамках занятия открывается перспектива использования разнообразных новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций художественных и "наложенные на изображение" музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоение учеником материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Например, по методике Ткаченко выполнена презентация схем-описаний. Составление описательных рассказов один из самых сложных видов речевой деятельности информационно-коммуникационные технологии дают возможность привлечь внимание детей и повысить интерес сочетанием цвета, звука и графических возможностей компьютера
  • Возможность использования новых методов не только в процессе обучения, но и при систематизации знаний и контроле. Есть возможность использования мультимедийной продукции, а также самостоятельного создания учителем тестовых заданий с помощью программы "Генератор тестов".
  • Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимися), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях (следует отметить, что при подготовке к уроку можно сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий).
  • Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения: не отрицая необходимости в операции письма формировании каллиграфии, в то же время появляется возможность увеличить объем выполнения тренировочных упражнений, сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания. Хорошо выполняются на компьютере задания, предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки. Разработкой данной проблемы в коррекционной педагогике занимается О.И.Кукушкина. Созданные для взрослых компьютерные программы, объединенные под общим названием "Текстовые редакторы", рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. Автором описан подход к обучению детей младшего школьного возраста навыкам создания и редактирования доступных им текстов на компьютере.
  • Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. В компьютерных программах предусматриваются задания по уровню трудности, что позволяет давать учащимся задания того уровня, который им доступен. Но если в компьютерной программе не предусмотрены задания различного уровня сложности, то учитель сам может дифференцировать работу. Ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  • Создается особая обстановка, позволяющая обучающемуся пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребенок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым и т. п. Учитель имеет возможность включать в урок игровые программы, в которых в качестве средства обучения используются интерактивные игры.
  • Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях. Почерпнуть новые знания, получить интересующую информацию ребенок может, воспользовавшись электронными энциклопедиями или возможностями сети Интернет.
  • Применения компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации к достижению поставленных задач.
  • Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены.

Информационно-коммуникационные технологии открывают перед педагогом новые перспективы в поиске путей развития связной речи учащихся. Рассмотрим некоторые из них.

Всякое коррекционное или развивающее воздействие начинается с определение актуального уровня развития ребенка, его интеллектуального багажа, уровня развития всех компонентов речи. Учитель-логопед начинает данный вид деятельности с диагностических мероприятий.

Учитель, владеющий соответствующими технологиями, может использовать ЭВМ, как средство:

  • создания электронных каталогов и баз данных;
  • средство создания дидактических материалов;
  • проведения мониторингов.

Для выявления уровня актуального речевого развития учащихся первой ступени обучения, мной выбрана методика Т. А. Фотековой "Тестовая методика диагностики развития речи младших школьников". С целью оптимизации процедуры проведения диагностических исследований мной разработан комплекс пособий. В данной работе огромную помощь оказала заместитель директора школы по информатизации Н. В. Семенова. Подготовлены следующие материалы:

  • Протокол логопедического обследования, куда фиксируются материалы в ходе диагностики.
  • Презентация с использование звукового сопровождения "Диагностика уровня развития речи младших школьников". Она позволяет возвращаться к любому моменту обследования, многократно повторять отдельные задания, если в этом возникает необходимость, продвигаться в темпе доступном для ребенка, при этом снимается нагрузка с учителя-логопеда, освобождает время для фиксации результатов.
  • Мониторинг в программе Ехсе1, куда вносятся результаты исследования, обработка результатов проводится автоматически и не требует много временных затрат. Дает возможность длительного хранения и проведение сравнительного анализа на начало и конец учебного года, а также за несколько лет обучения если в этом возникает необходимость.

После диагностических исследований ведется собственно коррекционно-развивающее воздействие.

Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания реализуются в определенной последовательности.

  • Программирование смысловой структуры высказывания.
  • Установление связности и последовательности высказывания.
  • Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждения, передача содержания текста).

Основной акцент в применении ИКТ в логопедической практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В группе во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30 %, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для обозначения темы (тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса).

2. Как сопровождение объяснения учителя.

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах.

3. Как информационно-обучающее пособие.

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.

Опыт организации коррекционно-развивающего процесса по описанным моделям использования ИКТ в логопедических занятиях позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Литература.

  1. Ф.Г. Золотавина. Компьютеризация учебного процесса.
  2. А.И. Горемычкин. Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения.
  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов Дефектология - М., 2001. - № 3.
  4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду - Л., 2006. - № 6
  5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду - Л., 2005. - № 5-6.
  6. С.Ю.Селянина. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Организация: МДОУ Д/С №4 «Незабудка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Барыш

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедноты словарного запаса у детей часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

Психологи отмечают, что у ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Современные дети подчас оказываются более лабильными и быстрее обучаемыми в области компьютерной техники, поэтому необходимость применения ИКТ в дошкольном образовании сегодня очевидна.

Начав работать по теме «Применение ИКТ в процессе НОД по речевому развитию дошкольников»я выдвинула гипотезу: применение ИКТ в процессе НОД по развитию речи и использование соответствующих возрасту методов и приемов будут способствовать решению задач речевого развития детей, накоплению и обогащению их словарного запаса, развитию связной речи, умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении, таким образом, дадут обучающий и развивающий эффект.

Поэтому целью моей работы в данном направлении является развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Признавая, что компьютерные презентации- новое мощное средство для интеллектуального развития детей, использование их в учебно-воспитательных целях с детьми строилось с учетом здоровьесберегающих технологий, на основе выполнения следующих правил:

1. Уточнить состояние здоровья ребенка у медсестры ДОУ, нет ли у кого-то из детей группы противопоказаний для работы с ИКтехникой.

2. Мультимедиа презентации должны быть непродолжительными по времени (3-5 минут).

3. Во время показа следить за осанкой ребенка.

4. После просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физминутки.

Применяя на практике мультимедийные презентации, также опираюсь на дидактические принципы:

1.Принцип активности: используя ИКТ, стимулирую познавательну. Активность детей, тем самым, повышая интерес к участию в НОД по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования минимизированных анимационных эффектов.

2. Руководствуясь принципом научности, преследую цель- помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, звукозаписи).

3. Реализуя принцип доступности, отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.

4. Принцип систематичности и последовательности- усвоение учебного материала идет в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планированием.

5. Принцип наглядности, который в полной мере соответствуют мультимедийные технологии.

Формы использования презентаций в качестве обучающего средства различны, находятся в прямой зависимости от формы организации педпроцесса по речевому развитию. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает», «Что лишнее?»

6.Широки возможности мультимедиа презентаций при ознакомлении с произведениями художественной литературы. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимых произведений, и это стимулирует их активность к слушанию

7. Использование физкультурных минуток.

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как поручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий- облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес к обучению.

Опыт организации воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня- один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Список используемой литературы:

1.Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.

3. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ.:ООО «Издат-во «Детство-Пресс»,2013.

4. Атемскина Ю. В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПБ.: ООО «Издат-во «Детство-Пресс», 2012.

Наличие огромного интереса детей к компьютеру позволяет рассматривать его как дополнительное (наряду с традиционными) средство развития речи детей. Однако возможности использования этого средства изучены недостаточно. Прежде всего компьютерные программы стали использоваться для обучения грамоте и иностранному языку. Эта область широко представлена в практических разработках для детей. Это, например, «Веселая азбука с самым умным котом на планете» компании Руссобит-М; «Мой Мир. Скоро в школу» компании «Новый Диск»; серия игр «КИД/Малыш» Ассоциации «Компьютер и детство»; игры для занятий по иностранному языку: «Уроки тетушки Совы. Английский для детей с Хрюшей и Степашкой» компании «Правильное кино»; и т.п.

В последнее время появляются научные публикации, посвященные использованию информационных коммуникационных технологий, в которых прямо или косвенно упоминаются их возможности для развития речи дошкольников. Разрабатываются и электронные средства, непосредственно «работающие» на развитие речи детей.

На сайтах ДЕТсад , МААМ.RU представлены презентации «В мире слов», которые можно использовать как в старших группах детского сада для пополнения словаря детей, ознакомления их с такими языковыми явлениями, как синонимия, антонимия, многозначность слова.

К материалам по развитию речи детей относятся развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск» — программно-методический комплекс по «Развитию речи». Для развития у детей художественно-речевой деятельности используется также серия «Чудо-малыш — Учитесь как в сказке», состоящая из 5 интерактивных DVD дисков. Достичь вариативности деятельности детей дает возможность работа с программами издательства «Новый диск», «Медиа Хауз «, фирма «1С». Они дают возможность достичь вариативности речевой деятельности детей. Издательством БУКА выпущены компьютерные игры серии «Маленький гений», в которых также предусмотрены задания по развитию речи.

Больше пространства для сочинения ребенком историй, тогда как остальные с интересом следят за действиями, предоставляет интерактивная классная доска. Дети гордятся не только своей собственной работой, но и работой остальных, считая ее «работой всей команды».

Некоторые практические работники дошкольный учреждений делятся своим опытом использования ИКТ с целью развития речи детей, рассказывают об открытых ими возможностях. Педагоги подбирают игры-презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, подходящие возрасту детей и содержанию учебной программы. Широко используются воспитателями компьютерные игры серии «Логобург». Например, задания «Времена года», «Фрукты», «Огород» способствует лучшему овладению названными лексическими темами; выполнение задания «Какой, какая, какие» приводит к пополнению словаря ребенка прилагательными; задание «Чей малыш?» — усвоению способа образования уменьшительно-ласкательных слов; задание «Что сначала, что потом» способствует развитию умения пересказывать по серии сюжетных картинок и т.д.

Таким образом, в методическом арсенале воспитателей учреждений дошкольного воспитания имеются определенные наработки по использованию ИКТ в работе по развитию речи детей. Однако остается недостаточно исследованным вопрос о механизме применения этих средств в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

В научной и методической литературе неоднократно подчеркивалось, что электронные средства обучения необходимо применять только тогда, когда нет иных возможностей предоставления детям наглядности. Если программа, например, просто заменяет обычные карточки или картинки, такие программы некоторые авторы называют бесполезными.

Успешно и грамотно интегрированные в основные виды деятельности, информационно-образовательные ресурсы открывают новые возможности для всех форм социального взаимодействия.

Интеграция содержания развития речи дошкольников может осуществляться в разных направлениях — внутри образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» или путем интегрирования содержания данной области с содержанием других образовательных областей. Именно гармоничная интеграция традиционных видов деятельности детей — игры, художественного творчества, конструирования и др., — сопровождаемыми речью, коммуникацией, с доступной дошкольникам работой с цифровыми инструментами выступает основным механизмом использования ИКТ в процессе развития речи и культуры речевого общения.