Есин сергей. Литература не терпит «штучек. Отрывок, характеризующий Есин, Сергей Николаевич

В России на сегодняшний день весьма много имен талантливых литераторов, но одно из них выделяется особенно. Сергей Николаевич Есин - это человек, проявивший себя во многих областях культуры, заслуживающий, чтобы о нем знали современники.

Краткая биография

Сергей Есин родился в Москве восемнадцатого декабря 1935 года. Когда он был совсем еще ребенком, будущему писателю пришлось познать все ужасы войны. И хотя он в период с тысяча девятьсот сорок первого года и до Великой Победы находился в тылу, насмотрелся и пережил мальчик очень многое. Кроме того, именно в этот период жизни ребенка, его отец был репрессирован. Все эти невзгоды очень повлияют на творчество российского прозаика. Сергей Есин - писатель, биография которого не самая жизнерадостная. Но он не был сломлен. Сергей оканчивает школу и проходит на филологический факультет МГУ, а затем успешно обучается на заочном отделении.

Трудно представить, насколько это Ведь не многие могут похвастаться тем, что побывали в жизни и библиотекарем, и фотографом, и лесником, и актером. И это не весь список! Но всё же Сергей Есин - писатель. Биография его насыщенная и интересная.

Он устраивается корреспондентом в известнейшее издание «Московский комсомолец». Затем Сергей Николаевич становится главным журнала под названием «Кругозор». И вот тогда он создает свой первый шедевр, которым насладились очень многие. Название первой повести - «Живем только два раза». Правда, напечатана впервые она была в совсем другом советском журнале и под псевдонимом. Но с тех пор произведения этого писателя систематически выходят в свет. Что важно, их издают не только в России, но и в Европе, и во многих азиатских государствах.

Уже тогда Сергей Николаевич Есин, краткая биография которого читателю уже знакома, не ограничивался лишь писательским трудом, он совмещал его с редакторской и преподавательской работой. Кроме того, именно ему выпала честь возглавлять Писатель является обладателем очень многих наград в области культуры. Он также занимал пост вице-президента Академии русской словесности. Сейчас Есин Сергей Николаевич уже отошел от дел и живет в своем родном городе, столице России.

Творчество

После того как свет увидело его первое произведение, Есин создает еще много замечательных прозаических повестей и романов. Чего только стоят его "Временитель" или "Соглядатай"! Хотя в большей мере читатели обратили внимание на его дар, познакомившись с более ранним произведением под названием "Имитатор. Записки честолюбивого человека".

Эмоции, заключенные в оболочку романов Есина, совершенно разнообразны. Поэтому спектр чувств, которые испытывает читатель, также обилен. Главными персонажами Сергей Есин обычно избирал современную творческую интеллигенцию. Поистине интересно читать о людях, которые стремятся к власти или же уступчивы по своей природе, любят, ненавидят, находятся в конфликте с обществом, а зачастую и с самим собой.

Монолог персонажа

Наверняка Есину именно современная интеллигенция была более близка как социальная прослойка, ведь иначе просто невозможно так мастерски создавать образы и обстановку напряженности, которая царит в его романах. Ее наличие очень важно для читателя, именно поэтому скорее хочется дочитать до развязки и не откладывать книгу в долгий ящик.

Очень часто писатель раскрывает характеры главных героев с помощью приема «внутреннего монолога». Они в романах Сергея Николаевича всегда яркие, зачастую трогательные и философские. А еще каждое из подобных обращений к внутреннему голосу является крайне жизненным и реалистичным. Читатель видит в персонажах самого себя и свои проблемы.

Современная интеллигенция

Сергей Есин - писатель, оценивающий современную отечественную интеллигенцию очень скептически и иронически, ведь она лицемерит, она невежественна, зачастую склонна к конформизму и корыстолюбию. Есин словно обличает тот слой общества, который себя ставит в качестве наилучшего, смелого защитника людей, которому взамен ничего и не нужно. Хотя стоит заметить, что Сергей Есин с легкой сатирой относится и к иным представителям русского народа, да и к системе в целом.

Главные работы

Список сочинений писателя крайне объемен, в нем найдутся книги на любой вкус. Есть и рассказы про обычного человека с его проблемами и переживаниями. Также имеются романы о людях творческих, с необычной судьбой и жизненным поиском, а есть и повествования о реальных исторических событиях и людях, в которых совершенно нет вымысла, а лишь воспоминания писателя.

"Имитатор"

Есин Сергей Николаевич - писатель, который создал очень много прекрасных произведений, но, как утверждал сам прозаик, «судьба писателя удалась тогда, когда у него имеется хотя бы один бестселлер». И вот таким произведением для него является роман под названием «Имитатор», который был опубликован в одном из советских журналов в восемьдесят пятом году. Главным героем является деятельный живописец Семираев. Он четко видит свою цель в жизни и идет к ней. Поистине, читая роман, совершенно не знаешь, любить или презирать главного героя. Вот такая она - современная интеллигенция в трудах Есина.

Этот труд является началом трилогии, так как потом вышли в свет еще два романа писателя. Это «Гладиатор» (сначала его название было иным - «Временитель») и «Соглядатай». В романах нет единой линии повествования, все они о трех совершенно разных людях, но единая нить все же имеется. В каждом из них - о представителе творческой профессии, и все они находятся в поиске себя.

"Гладиатор"

Произведение о двух главных героях. О более успешном Пытаеве, который не хочет довольствоваться тем, что имеет (прекрасная карьера и стабильный доход), а желает выступить в роли творца, написав настоящий биографический роман. Рядом же находится Заложников, который, будучи талантливым, всегда в тени Пытаева. Вот такой интересный конфликт двух представителей интеллигенции.

"Соглядатай"

История о том, как талантливый режиссер Сумаедов просто побоялся создать что-то важное в жизни. Это роман о человеческих страхах и непонимании.

Все книги трилогии полны интереснейших рассуждений, проблемы в них описаны очень жизненные и близкие каждому человеку, потому так интересно погружаться в мир каждого из персонажей.

"Гувернер"

Чуть позже свет увидел роман под названием «Гувернер». Он несколько отличается от трилогии и приятен тем, что в нем есть множество описаний экзотических стран. Книга описывает приключения человека, который вызвался сопроводить родителей богатого бизнесмена на отдыхе. Но вместо, казалось бы, мирной истории о путешествии, читатель получает настоящую проблему и очень много колоритных персонажей из числа наших соотечественников времен девяностых.

Это только малая крупица из того, что было создано писателем за его творческую карьеру. Познакомиться с прозой Есина - обязанность каждого.

Семья писателя

Есин Сергей Николаевич, биография которого, как и говорилось ранее, не может быть названа простой, еще в детском возрасте лишился отца. Родитель Сергея Николаевича занимал должность военного прокурора и, к несчастью, в сорок третьем году, прямо в разгар войны, когда мальчику жилось и так очень тяжело, был репрессирован за антисоветскую пропаганду. Мать Есина была родом из крестьянской семьи, но при этом имела образование юриста. Она узнала, что произошло с мужем и за что тот был осужден, и после того как он вернулся из заключения, изъявила желание с ним развестись. Дедушка писателя по материнской линии тоже был репрессирован в советское время.

Есин Сергей Николаевич, семья которого пострадала в военное время, не пал духом, хоть все это и оказало влияние на творчество прозаика, как и то, что рожден он был в интеллигентной семье. Наверняка именно потому он позже и пишет о представителях именно этого социального слоя.

К слову, в детстве писатель был совершенно обычным дворовым ребенком, который посредственно учился в школе, а иногда и вовсе прогуливал уроки. Но именно тогда, в детстве, Есин уже определился с профессией, решил, что хочет быть писателем.

Несмотря на то что Сергей Есин - писатель, о его личной жизни известно крайне мало. Он был женат на кинокритике Ивановой Валентине Сергеевне. О ней, своей жене и близком друге, которая не так давно покинула этот мир, Есин Сергей Николаевич написал книгу. В первой части он пишет воспоминания о юности Валентины Сергеевны, вторая часть - это повесть самой Ивановой, которую она не успела опубликовать при жизни, а в третей части можно познакомиться с выдержками из дневника писателя, в которых говорится о его жене. Также в книге имеется и библиография кинокритика Ивановой и воспоминания о ней коллег, соратников и друзей. Очень трогательно знакомиться с содержанием этого издания, зная, что это воспоминания о любимой и утраченной супруге.

Сергей Есин - писатель, который точно заслуживает внимания читателей. Свой жизненный опыт и искания он выкладывает без прикрас в своей прозе. И до сих пор каждую из книг Есина можно назвать современной и на злобу дня.

Из Минска пришло печальное известие. Скончался Сергей Николаевич Есин. Крупный писатель, бывший ректор Литературного института имени А.М. Горького, в последние годы возглавлявший в институте кафедру литературного мастерства. Удивительный человек, талантливый прозаик и публицист, знаток русского театра, мудрый педагог, которого любили студенты его семинаров. Литературному институту он отдал ровно тридцать своей жизни.

Романы Сергея Есина "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер" - яркие явления в литературе "перестройки". Фото: Photoxpress

В начале 80-х годов, когда я учился в Саратовском университете, я взял в библиотеке подшивку журнала "Юность" за последние годы и в № 3 за 1979 год прочитал повесть неизвестного мне прозаика Сергея Есина "Р-78". Она врезалась мне в память на всю жизнь. Повесть была вроде бы самая обычная, и герой ее не представлял ничего особого. Обычный москвич. Но от стиля повести веяло таким мощным ветром таланта, такой художественной энергией, что не запомнить ее было нельзя, как и повести других, тогда еще молодых писателей "Юности" Дины Рубиной, Анатолия Тоболяка, Карена Шахназарова.

Мое очное знакомство с ним случилось в 1987 году. Я только закончил Литературный институт, стал секретарем приемной комиссии. Легкий, быстрый, красивый, он влетел в наш кабинет и сразу заполнил собой все его пространство. Он сам был похож на свою раннюю прозу...

А потом были нашумевшие романы "Имитатор", "Временитель" и "Гувернер", которыми зачитывались мы все и которые стали одним из самых ярких явлений в литературе эпохи "перестройки". Во время расстрела Белого дома в 1993 году Сергей Николаевич занял независимую позицию, что нашло отражение в его романе "Затмение Марса". Вообще, независимость от давления так называемого "общественного мнения", не говоря уже от литературной среды, всегда отличала его. Порой это вредило широкой популярности, но он не боялся этого. Мне кажется, в жизни он боялся только одного: потерять свою любимую жену. Он был женат на известном кинокритике Валентине Сергеевне Ивановой. Она тяжело болела долгие годы, и только близкие к Сергею Николаевичу люди знали, каким рыцарем он проявил себя в это время. В 2008 году ее не стало.

Он выдержал и это. Каждый раз, когда я встречался и разговаривал с ним, я чувствовал, какая внутренняя сила, какая мощная энергия таится в этом человеке, внешне спокойном. И недаром биографию В.И. Ленина, написанную в 2002 году (дерзкий и непопулярный для той эпохи поступок), он назвал "Смерть титана". Ему были близки личности сильные, масштабные... Он сам был таким. Таким останется в нашей памяти.

Прямая речь

Алексей Варламов, писатель, ректор Литературного института:

Огромная потеря для литературы, для Литературного института. В моем сознании это всегда был человек стремительный, летящий. В свои восемьдесят с лишним лет сам водил машину, взлетал по лестнице на кафедру литературного мастерства. Он работал до последнего дня. За этот год он побывал в Екатеринбурге, Петербурге. Сейчас мы представляем в Минске Дом национальных литератур при Литературном институте. Еще вчера вечером мы с ним говорили о жизни, литературе. Он смеялся, шутил, был бодрым, как всегда. А утром... не проснулся.

Потеря страшная. Но остались его книги, остался замечательный "Дневник", который он вел и публиковал ежегодно с 1985 года. Только сейчас понимаешь, какое великое дело он делал, работая над этим "Дневником". Я уверен, что ему суждена долгая жизнь, как и другим произведениям Сергея Николаевича.
Вечная ему память.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ 15 лет не появилось ни одного по-настоящему нового автора, произведения или явления. Истинная литература - это то, что ввинчено в общественное сознание. Я вижу: дают Букеровскую премию, читаю книгу. Да, более-менее интересно, но абсолютно не укоренено в обиходе. Куда делись писатели, когда-то гремевшие после получения Букера? Их нет. А если кто и остался, то исторически принадлежит советской литературе. Сейчас студентам интересен очень средний писатель Довлатов, литература не для высоколобых - Пелевин, штучное явление Ерофеев и публицистика Лимонова. Но все это сначала кажется открытием, а потом расползается. Сейчас пишут, посматривая назад или на Запад. Много второсортной литературы. Есть мастеровитые писатели. Например, Улицкая. Хотя по своей натуре она скорее беллетрист. Но настоящая литература не может держаться на «штучках». Уверен: время расставит все на свои места. Литература - вещь мстительная. Когда-то Иван Бунин получил Нобелевскую премию, оттеснив не менее талантливого Ивана Шмелева. Сейчас Шмелев наступает на Бунина и берет «реванш».

- Чего же нынешней литературе не хватает для нормального развития?

Объема и задач, масштаба игры, охвата времени. Необходимо мощное стилевое начало. Литература возникает, когда смыкается «ПРО ЧТО» и «КАК». А у нас в последнее время только «про что». Обнажение жизни, честно говоря, бессовестное. Нужны попытки взглянуть на мир по-другому, напрячь воображение. Но чтобы ассоциации засверкали, требуется большая культура, которую необходимо в себе взрастить. Есть и другая причина упадка. Скажите, ради чего писать, ради чего побеждать? В Древней Греции побеждали ради славы города, рода, себя лично. А теперь? Наша слава ничем не обернется - поэтому и на Олимпиаде провал. Нужна не только идеология, как часто говорят. Нужна любовь к тому, что защищаешь. За что и против чего должна бороться нынешняя литература? Разработка образа маленького человека в прошлом. Ругать правительство - да вроде все довольны: и кока-кола есть, и выезд из страны открыт. Но наше время духовно выжжено. Про что писать - про олигархов, власть, современного героя? В нынешнем обществе присутствует какая-то двусмысленность. И дети (студенты Литинститута. - Прим. авт.) стали так писать - ни туда ни сюда. Раньше стихи читала вся страна. Кто не знал Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину? А сейчас и поэты есть хорошие. Но камерные. И поэзии в общественном сознании нет, потому что о ней никто ничего не знает.

- Быть может, возродиться литературе поможет возвращение к религиозной теме, столько лет находившейся под запретом?

Эта литература обязательно получит новое развитие. Другое дело, что писатель, взявшийся за такую тему, должен тщательно разработать собственное сознание и веру. А для этого нужно больше времени, исторической свободы. В более широком смысле темы Нового Завета разрабатывает вся литература. Для меня самое крупное литературное впечатление последних дней - чикагские аудиозаписи Евангелий. Это хорошо продуманное, спокойное прочтение текста. И я осознал, что Библия - фантастический род литературы. Она открыла нам все ходы - от импрессионистических приемов, своеобразного построения сюжета, самых изысканных форм подачи до прямого воплощения идей. Рядом с этой литературой вся другая кажется вторичной. Даже «нестыковки» в трактовке тех или иных явлений библейской истории, которые есть в разных Евангелиях, сейчас мне кажутся изощреннейшим ходом. И это сделано настолько грандиозно, что, кажется, человеку понять невозможно. Нужна высшая интуиция.

- Как вы думаете, о чем будут произведения новой русской литературы?

Сейчас жду появления нового «Сатирикона». Это должно быть не столько сатирическое осмеяние действительности, сколько ее специфическое рассмотрение и фиксация. Затем должны нахлынуть волны блестяще написанной социальной литературы. Если она не будет таковой, то окажется никому не нужна. Дальше - произведения, где будут очень тесно увязаны общечеловеческие проблемы и проблемы сегодняшнего дня. И наконец, новый роман. Поясню. Кто-нибудь помнит труды академика Тарле? Он изобразил войну 1812 года куда более точно, чем Лев Толстой. Но мы знаем о событиях того времени только по Толстому. А XIX век мы знаем по Пушкину. И через 30 лет войну между красными и белыми будут знать только по «Тихому Дону». Писателя нынешней эпохи у нас нет. Но он должен появиться. Однако это должно быть произведение не только по истории. За жизнью должно проглядывать что-то другое. «Муму» - ныне детский рассказик, история немого Герасима и его собаки. А когда-то это произведение оказало колоссальное влияние на отмену крепостного права. И после сегодняшней эпохи грядет новое толстовство, а потом опять придет разруха. Такое же черное поле, через которое мы пытаемся переползти сейчас.

- Давайте соберем в рюкзак книги, которые мы возьмем с собой в новую эпоху.

Лучшие дня

Писатели - люди эгоистичные. Они пытаются забрать что-то свое. А задача культуры - забрать как можно больше всего. Рюкзак, знаете ли, сумка небольшая. И я бы уложил самое хрупкое. То, что без нас через черное поле не перейдет. Классическая литература и Серебряный век сами пробьют себе дорогу. Нужно не потерять крупнейшие достижения советской литературы, заставить их работать. Например, Алексея Толстого, Зощенко, Шукшина, Ильфа и Петрова…

Мне кажется, я для этого стар. Нужно другое самочувствие эндокринных желез, более густой адреналин. Хотя сейчас я все-таки пишу очередной роман.

ЕСИН, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1935), русский писатель. Родился 18 декабря 1935 в Москве в интеллигентной семье. После окончания филологического факультета МГУ (1960) был актером в театре, работал на радио, ТВ; был главным редактором журнала «Кругозор». С 1987 преподаватель, затем профессор кафедры литературного мастерства, с 1992 - ректор Литературного института им. А.М.Горького.
После выхода сборников Живем только два раза (1976) и При свете маленького прожектора (1979) привлек широкое внимание романом Имитатор. Записки честолюбивого человека (1985), открывшим объединенный общей проблематикой своеобразный романический триптих, включающий также романы Временитель (1987, др. назв. этого «романа о любви и дружбе» - Гладиатор) и Соглядатай (1989, др. назв. - Бег в обратную сторону, или Эсхатология). В центре внимания Есина, писателя-аналитика, сдержанно-респектабельного в стилевой манере и беспощадного в социально-психологическом обличении, современная творческая интеллигенция, с ее вечно новым комплексом славолюбия и зависти, жажды власти и зависимости, с ее труднопреодолимым соблазном искушения хорошо оплачиваемой ложью и позорной уступчивостью перед наглостью современных «конквистадоров», как их называет сам автор, - дельцов от искусства, присваивающих себе чужой труд, талант и время. Напряженность характерного для прозы Есина внутреннего монолога, позволяющего с максимальной тщательностью проследить за всеми этапами борьбы высокого и низкого в душе героя, перипетиями мучительного подавления голоса совести, отказа от призвания во имя «призванности», от истинных творческих прорывов ради внешней успешности, дающего определить причины разлада человеческого в человеке, нарушения гармонии между самооценкой персонажа и мнением о нем окружающих, заставляет видеть в произведении Есина драму этических принципов, родственную драме идей современной научной художественной литературы, в которой важнее самой ситуации аспект и результат ее рассмотрения. Скептически-ироническая оценка современной отечественной интеллигенции с ее лицемерием, невежеством, конформизмом и корыстолюбием, формирует принципиально новую трактовку этого слоя русского общества, претендующего быть независимым, самоотверженным и бескорыстным наставником народа.
В то же время проблемы интеллигенции экстраполируются писателем на все общество, приобретая тем самым характер «всемирной эсхатологии, т.е. учения о цели Космоса и истории и их конце» (словарное определение, поставленное автором в эпиграф Бега...). Вот почему справедливо утверждение Есина (которое можно с полным основанием отнести и к другим его произведениям), что, например, Имитатор - «роман не о художнике», а о системе.
Игра в подлинность, имитаторство временщиков, суета, убивающая талант, и настоящее дело, раскрываясь на примере хорошо известной автору писательской среды (здесь напрашиваются реминисценции с романом Мастер и Маргарита М.А.Булгакова и даже пьесой Кот домашний средней пушистости Г.И.Горина и В.Н.Войновича), в романе Отступление от романа, или В сезон засолки огурцов. Педагогические этюды и размышления об искусстве стать писателем (1984) перерастают в трогательную и печально-саркастическую картину мира, постепенного «обытовления», омещанивания русской интеллигенции в автобиографической повести Мемуары сорокалетнего, повестях Производственный конфликт, Соавтор, рассказах Побег, Основная пара, Родственница, Приезжий, Серьезная покупка (все 1984), романе Сам себе хозяин (1985), пьесе Гибкая пластинка (1984) и др., выявляя при этом стремление автора к игре со временем и пространством, кинематографически крупным планом и литературным коллажем, мистическими и фантастическими мотивами, элементами публицистики и документальности.
Лейтмотивная для Есина проблема нравственного выбора (с неизменным авторским тяготением к справедливости как фундаменту сохранения чести и достоинства) проецируется и на его социально-исторические произведения - как основанные на факте и максимальном приближении к реальности обращения к революционным событиям в России начала века (роман Константин Петрович, 1987, посвященный В.И.Ленину), так и историко-фантастическую антиутопию («однопартийный роман» Казус, или Эффект близнецов, 1992). Внутриполитическим процессам 1990-х годов посвящена и публицистика Есина (сб. статей Культура и власть, 1997).
В повести Есина Техника слова (1990) показано взаимодействие жизненного материала и многовариантной фантазии художника, цель и смысл которой не всегда бывают предсказуемы даже для самого автора.