Человек в психоанализе в контексте теории потребностей. Структура человеческой личности по фрейду По фрейду человеческие поступки

Свой психоаналитический метод Фрейд разработал, занимаясь лечением истеричных больных. Правда, в своих лекциях «О психоанализе» основателем психоанализа Фрейд называет другого венского врача Йозефа Брейера, с которым он сотрудничал после окончания учебы. Фрейд вспоминает историю болезни пациентки доктора Брейера и созданный им метод лечения. Пациентка страдала тяжелой формой истерии. Понять причину болезни, чем были вызваны эти душевные потрясения, было непросто. Й. Брейер применил гипноз, заставив девушку вспомнить обстоятельства, предшествовавшие болезни. Оказалось, что большинство симптомов являются последствиями «психических травм», связанных с дежурством пациентки у постели тяжело больного, горячо любимого отца и пережитыми там аффективными переживаниями. И стоило Брейду заставить больную вспомнить и пережить эти аффективные состояния, как симптомы болезни исчезли. Этот метод лечения Брейер назвал «катарсисом» (от греч. – очищение).

Эксперименты натолкнули Фрейда на мысль о том, что сфера психического не может быть сведена к сознательному. Довольно часто подлинные мотивы поведения находятся за пределами нашего сознания, не осознаются, заменяются другими мотивами. А из случая с пациенткой Брейера следует, что подлинные причины психического расстройства также находятся за пределами сознания. Дальнейшее применение катарсического метода Фрейдом, причем не в гипнотическом, а в нормальном состоянии больного, убеждают его в правильности гипотезы и приводят к выводу о сложной и разнородной структуре психики человека.

В структуре психики З. Фрейд выделяет два слоя или два элемента – сознание и бессознательное. Сознание Фрейд связывает с отчетливыми и надежными восприятиями, нашедшими словесное выражение. В бессознательном Фрейд выделяет две группы явлений. Во-первых, представления, которые ранее были сознательными, но потом «ушли» из области сознания, но в любой момент снова могут стать сознательными. Этот вид бессознательного Фрейд называет скрытым бессознательным или предсознательным. Во-вторых, к бессознательному относятся те «весьма напряженные душевные процессы или представления», которые не становятся сознательными потому, что этому противодействует какая-то сила, сопротивление, вытесняющее эти представления из области сознания и не пускающее их туда. Этот вид бессознательного Фрейд называет вытесненным бессознательным. И если скрытое бессознательное является таковым только в описательном смысле, то есть эти представления не присутствуют в сознании в данный момент, но в любой момент без труда могут быть возвращены в наше сознание, то вытесненное бессознательное – это те представления, которые находятся за пределами сознания, потому что их не пускают в сознание, на их пути в сознание стоят запертые ворота, стена, но они, тем не менее, находясь за пределами сознания, оказывают большое влияние на наше поведение, душевное состояние, выступают причиной многих психических расстройств. Это бессознательное Фрейд называет динамическим вытесненным бессознательным, бессознательным в подлинном смысле слова, в каком употребляется этот термин в психоанализе.

Находясь за пределами сознания, вытесненное бессознательное может быть представлено в нем, иначе мы о нем не могли бы ничего сказать. Оно проявляется в описках, оговорках, сновидениях, может быть обнаружено с помощью метода свободных ассоциаций. Но смысл этого представительства в сознании в большинстве случаев искажен, и степень искажения находится в прямой зависимости от силы сопротивления, которую встречает бессознательное на пути в сознание. Бессознательное Фрейд обозначает словом ОНО.

Сферу сознания Фрейд обозначает, как Я. «Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности, - пишет Фрейд. – Это Я связано с сознанием, что оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к вынесению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений . Я представляет собой поверхностный слой ОНО, отвечает за побуждения к движению, за связь с внешним миром, осуществляет контроль над требованиями ОНО. Именно Я обеспечивает вытеснение в область ОНО некоторых наших желаний и побуждений, выстраивает на их пути в сознание барьеры и баррикады. Если Оно в своей деятельности руководствуется принципом удовольствия, то Я – принципом реальности, его задача – соотносить наши желания и побуждения с реальной обстановкой, требованиями окружающей среды. В Я тоже далеко не всё принадлежит к области сознания Я, по замечанию Фрейда, тоже может быть бессознательным, но когда мы рассматриваем его в структуре психики в соотношении с её другими элементами, в соотношении с ОНО, то мы характеризуем его как сознательное в противоположность бессознательному.

Взаимоотношения между Я и ОНО Фрейд образно сравнивает с взаимоотношениями всадника и лошади. Всадник управляет лошадью, но силы всадника и лошади несоизмеримы и потому нередко ему приходится подчиняться её побуждениям.

Силы Я и ОНО несоизмеримы. Оно – это кипящий котёл страстей, где действуют силы, имеющие целью удовольствие и агрессию, занимает в структуре психики большее место и играет более значительную роль, чем Я. Я – тонкая оболочка ОНО, по мысли Фрейда, ответственно за нашу связь с реальными условиями внешнего мира, прежде всего стремящаяся сдержать стремление к немедленному получению удовольствия и обуздать силы агрессии. ОНО играет более важную роль в определении нашего поведения, чем Я, способно обойти цензуру Я, так маскировать свои подлинные цели, что Я, поддавшись на эти уловки, неадекватно осознает подлинные мотивы поведения или же нередко волю ОНО выдает за свою собственную волю. Но нельзя и недооценивать значение Я, ведь это – разум и рассудительность человека, позволяющие ему занимать особое место в структуре живой материи.

Наряду с ОНО и Я в структуре психики Фрейд выделяет «некоторую инстанцию», которую он называет идеалом Я, или сверх-Я, и которая является дифференцированной структурной единицей внутри Я. Сверх-Я является высшей инстанцией в структуре душевной жизни, нравственным высшим цензором, человеческой совестью, его религией. Процесс формирования сверх-Я Фрейд связывал с преодолением сексуальной фазы жизни ребенка, Эдипова комплекса. Именно на этой фазе в сложных взаимоотношениях с родителями, посредством отождествления себя с ними, инфантильное Я накапливает силы для преодоления Эдипова комплекса, его вытеснения, создавая идеальное Я или сверх-Я. Но в сверх-Я запечатлен не только опыт индивидуального Я. Сверх Я менее тесно связан с сознанием, чем Я. «В то время как Я является представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как адвокат внутреннего мира или ОНО. …Конфликты между Я и идеалом Я в конечном счете отразят противоречие реального и психологического, внешнего и внутреннего миров» .

Расчленение человеческой психики на ОНО, Я и сверх-Я позволяет лучше представить душевный механизм, но не раскрывает еще полностьюдвижущие силы душевной жизни, её динамику. Тем более что с точки зрения З. Фрейда душевный механизм, структура психики любого человека, а не только психически больного заключает в себе три этих элемента. Фрейд выделяет два вида влечений, определяющих психическую деятельность, а, следовательно, и поведение человека: 1) сексуальные влечения или эрос, включающие не только подлинное половое влечение и производные от него подавленные влечения, но и инстинкт самосохранения, 2) влечение к смерти, проявляющееся, прежде всего, в инстинкте разрушения. При этом решающее значение имеет сексуальное влечение и неразрывно связанная с ним энергия «либидо»- энергия сексуального влечения.

Сексуальный инстинкт, с точки зрения Фрейда, присущ нам с момента рождения и инфантильная сексуальность выступает как необходимый этап, ступень на пути к нормальной сексуальности взрослых. Фрейд здесь предстает перед нами как пансексуалист, видящий смысл сексуального инстинкта в получении ощущения удовольствия, а потому все ощущения удовольствия мы можем рассматривать как видоизменение сексуального наслаждения.

фрейд психика сознательное бессознательное

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид -- нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни -- немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели -- этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь» (Freud, 1915-1917, р. 104). Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов -- кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы -- нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго (от лат. «ego» -- «я») -- это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира -- искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого -- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго, по контрасту с ид, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа -- посредством формирования суперэго (от лат. «super» -- «сверх» и «ego» -- «я»).

Суперэго -- последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект суперэго -- это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что Ид есть биологическое в психике, это есть «смесь» биологического с ограничением социального, подчиненного принципу реальности. Освобождение некоторого количества энергии Эго решает проблемы на высоких уровнях функционирования психики. И наконец, Суперэго есть не что иное, как приобретенная в процессе «социализации» система ценностей, стандартов поведения.

1. Введение

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Создав первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и др., и довел их до уровня своеобразного психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и многомерную интерпретацию мотивов человеческого поведения

2. Основные идеи во взглядах З.Фрейда на человека и его личность

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

Отец системы под названием «Вы хотите поговорить об этом? Ложитесь на кушетку», человек, который обеспечил работу сексологам, считал ко всем проблемам, был признан всем миром и чудом избежал гибели от рук нацистов, - Соломон Сигизмунд (Зигмунд) Фрейд.

С чего все начиналось

Зигмунд Фрейд (6 мая 1856 года - 23 сентября 1939 года) - основоположник Получив в конце XIX века высшее медицинское образование в Австрии, он писал труды на тему системных нарушений речи и болезней нервной системы. Однако обрести успех на данном поприще у него не вышло, так как мешал антисемитизм, который набирал в обществе размах в то время. Из-за этого он обратил свое внимание на психиатрию, которая была менее развита и не особо интересна. Этот шаг стал переломным в данной отрасли медицины, так как Фрейд впервые рассмотрел обращение к бессознательному человека, именно его считая источником всех психических и психосоматических болезней. Психология по Фрейду неоднозначна, она вызывает немало споров и по сей день. Чего стоит хотя бы официальная привязанность Зигмунда к кокаину! Он пользовался им сам и настоятельно делился с окружением, восторженно комментируя действие наркотика, который изгонял депрессию и способствовал пищеварению. В ходе экспериментов было выяснено, что «целительный порошок» можно применять как анестезию при операциях на глазах. Кокаин в научных трудах был возведен Фрейдом в ранг панацеи, что, в свою очередь, спровоцировало волну наркомании, которая не утихала до 1920-х годов. Из-за этого психиатр подвергся всеобщему порицанию, так как стал своеобразным инициатором наркомании у жителей Европы и Соединенных Штатов. Помимо этого, из-за прогрессирующего нацизма и антисемитизма жизнь психиатра и его семьи находилась под постоянной угрозой, и только лишь благодаря его популярности правительство позволило ему покинуть Австрию и обосноваться в Лондоне. приняла Фрейда с радостью, включив в Королевское общество и обеспечив почет до конца его дней.

Личность по Фрейду: основы, структура

Как уже было сказано выше, Фрейд явился новатором в сфере психиатрии, так как взывал к бессознательному человека, минуя его осознанные проявления. Труды его обширны и специфичны, но можно вычленить основные положения, на которые они опираются.

Рисунок схематично изображает личность по Фрейду, рассмотрим все элементы детально:

  • Id - «Оно». Животная составляющая человека, основанная исключительно на низменных желаниях и потребностях. «Оно» преследует одну цель - получение удовольствия.
  • Ego - «Я». Это сам человек как он есть с социальной точки зрения. «Я» отображает осознание происходящего, что значит по Фрейду максимально полное взаимодействие с окружающим миром, способность связывать прошлое, настоящее и будущее, делать выводы. Обладает ограждающим от «Оно».
  • Superego - «Сверх-Я». Это то, кем человек стремится стать под давлением социума. «Сверх-Я» диктует человеку, как именно он должен поступать, основываясь на привитой морали и совести.

Теория замещения

В идеальном варианте все эти составляющие личности мирно сосуществуют - «Оно» жаждет удовольствий и по мере возможности получает их, «Сверх-Я» стремится к навязанному извне идеалу, а «Я» уравновешивает две эти крайности. На практике идеал по Фрейду недостижим, ибо везде так или иначе идет перевес. Например, у психопатов «Я» подавляется «Оно», жажда удовольствия вырывается на волю, подминая все устои. У неврастеников - наоборот, роль первой скрипки играет «Сверх-Я», растет вечное недовольство собой и неприятие своего несовершенства.

Что значит по Фрейду лечение психических расстройств? Основной принцип - замещение «Оно» или «Сверх-Я» на «Я» методом трактовки сновидений и свободных ассоциаций.

Личностное развитие

Психолог не только первым признал человеческую сексуальность, но и делал на ней акцент, утверждая, либидо (жажда чувственных удовольствий). Развитие по Фрейду завязано на сексуальности, причем она появлялась вместе с человеком, а не проявлялась лишь при половом созревании. На основании этого были выделены следующие стадии формирование личности:

  • Оральная (рождение-1,5 года). Все удовольствия мира сосредоточены во рту. Младенец не только наслаждается в процессе кормления, но и исследует окружающие предметы при помощи рта.
  • Анальная (1-3 года). Область ануса является средоточием удовольствия, так как ребенок обучен справлять нужду самостоятельно, способен управлять кишечником и не столь полно зависит от опеки родителей.
  • Фаллическая (3-5 лет). Либидо проявляется в интересе к половым органам, контактом с которыми ребенок наслаждается. На этом этапе у мальчиков может сформироваться что значит по Фрейду влечение к матери, у девочек же аналог - комплекс Электры, или «зависть к пенису».
  • Латентная (6-12 лет). Либидо утихает, социальное осознание себя выходит на первый план.
  • Генитальная (от 12 лет). сексуальность занимает первое место.

А есть ли вывод?

Объяснение того, что значит по Фрейду человек, спорно. Рассматривать личность только с точки зрения его сексуальности не стоит, ибо это однобоко. Однако и сам психолог признавал то, что суждения его не являются полными и должны быть оспорены в том случае, если появятся новые данные. И не стоит забывать о том факте, что труды психолога служат основой для современной сексологии, в них можно найти описание и метод лечения любой девиации.

Инстинкты - движущая сила поведения

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в уменьшении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Например, если значительная часть вашей энергии расходуется на постижение смысла того, что написано на этой странице, то ее не хватит на другие виды психической активности - на то, чтобы помечтать или посмотреть телевизионную передачу. Аналогично, причиной, заставляющей вас читать эти строки, может служить стремление ослабить напряжение, вызванное необходимостью сдавать экзамен на следующей неделе.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влияние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскированным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение - их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» (Freud, 1940, р. 5).

Сущность жизни и смерти

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо - термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо - это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной . В каком - то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворению, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

Вторая группа - инстинкты смерти, называемые Танатос , - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть» (Freud, 1920b, p. 38). Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.

Что собой представляют инстинкты в действительности

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что - то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис ); 2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис ). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими - то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели.

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещенной активности . Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким - то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком - нибудь другом объекте. Рассмотрим следующую не столь уж редкую ситуацию. Ваш начальник запугал вас мерами, которые последуют, если вы не выполните свою работу. Вы приходите домой, хлопаете дверью, пинаете собаку и кричите на своего супруга. Что произошло? Вы выместили свою злость на объектах, не имеющих прямого отношения к вашему состоянию; это было непрямое выражение эмоций.

Фрейд считал, что многие социально - психологические феномены можно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовые предрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.